Рекомендуемые источники и исследования
Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому (любое издание).
Леонтьев К. Н. Византизм и славянство (любое издание). Леонтьев К. Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения (любое издание).
Леонтьев К. Н. Записки отшельника (любое издание). Победоносцев К. П. Соч. СПб., 1996.
Победоносцев К. П. Курс гражданского права / вступит, ст. Е. В. Тимошиной. В 3 т. М., 2002-2003.
Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал (любое издание). Соловьев В. С. Оправдание добра (любое издание). Соловьев В. С. Право и нравственность (любое издание).
ю Соловьев В. С. Оправдание добра // Собр. соч. Т. 7. СПб.: Изд-во Товарищества «Общественная польза», б. г. С. 366.
712
р^пмечдуемые источники и исследования
Чичерин Б. Н. Философия права // Избр. труды / вступит, ст. А. В. Полякова. СПб., 1998.
* * *
Антонов М. В., Поляков А. В. Г. Д. Гурвич и русская постклассическая правовая мысль конца XIX — начала XX века // Правоведение. 2005.
№4.
Бажов С. И. Философия истории Н. Я. Данилевского. М., 1997.
Русская философия права. Антология. СПб., 1997.
Гурвич Г. Д. Два величайших русских философа права: Борис Чичерин и Владимир Соловьев // Правоведение. 2005. № 4.
Новгородцев П. И. Идея права в философии Вл. Соловьева // Вопросы философии и психологии. 1901. Кн. 56.
Поляков А. В. Естественно-правовая концепция В. С. Соловьева // Правоведение. 1987. № 4.
Поляков А. В. Либеральный консерватизм Б. Н. Чичерина // Правоведение. 1993. №5.
|
|
Поляков А. В. Б. Н. Чичерин как историк политико-правовой мысли // Чичерин Б. Н. Политические мыслители. СПб., 1999.
Прибыткова Е. А. Религиозно-нравственное оправдание права: два этапа в эволюции идей Вл. Соловьева // Правоведение. 2005. № 4.
Тимошина Е. В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К. П. Победоносцев. СПб., 2000.
Тимошина Е. В. Хилиастические аспекты теократического идеала В. С. Соловьева// Правоведение. 1993. № 6.
Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. В 2 т. М., 1913.
Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999.
Раздел X
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX в.:
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Следует различать развитие правовой мысли и становление теории права как части юридической науки. Правовая мысль России, как уже было показано выше, имеет свои истоки в культуре Древней Руси. Однако первые теоретические знания о праве начали складываться в России относительно поздно, в XVIII в., когда были учреждены Академия наук и университеты, где начали преподавать юридические дисциплины. Русское правоведение первоначально ограничивалось усвоением того, что уже было разработано юридической наукой Запада. Все теоретическое знание о праве тогда формировалось в рамках самостоятельной дисциплины — философии права. Последняя исследовала право, каким оно должно быть с точки зрения тех или иных идеальных критериев, т. е. имела своим предметом то, что исторически получило название естественного права.
|
|
С философией права сближалась возникшая позже энциклопедия права — самостоятельная юридическая дисциплина, теоретически обобщающая выводы других юридических наук. В этом своем значении энциклопедия права в XIX в. зачастую отождествлялась с общей теорией права.
В России развитие общей теории права было вызвано практическими потребностями систематизации законодательства вследствие осуществления в 60-е годы XIX в. реформ Александра II. Необходимо было в первую очередь разработать теорию государственно организованного права (права, создаваемого государством). Данное обстоятельство хронологически совпало с фазой усиления позитивистских настроений в науке, что и обусловило развитие теории права на основе правового зтатизма, уделяющего основное внимание изучению правовых норм, как они выражены в нормативных актах государства. Само право понималось как совокупность таких норм, установленных и защищаемых государством. Видными представителями
|
|
714
Введение
юридического позитивизма, оказавшими большое влияние на формирование общей теории права в России, были Е. В. Васьковский, Л Д. Гримм, М. Н. Капустин, Н. И. Палиенко, С. В. Пахман, Н. К. Рен-ненкамф, А. А. Рождественский, Г. Ф. Шершеневич. Характерно, что многие из них не довольствовались «чистым» позитивизмом и, пытаясь избежать его крайностей, стремились использовать в правовой теории также некоторые социологические идеи и принципы историзма.
Представители догматического правопонимания, основываясь на позитивистской методологии, ограничивались формально-логической обработкой нормативного материала путем его эмпирического обобщения, классификации и систематизации и на этой базе создавали различные юридические конструкции. В общей теории права сторонники данного подхода видели науку, занимающуюся исследованием общих понятий, лежащих в основе всякого положительного права. Философия права и энциклопедия права при этом или отрицались как научные дисциплины, или рассматривались как подготовительные стадии на пути формирования теории права, за которой только и признавалось научное значение.
|
|
Этатистский подход к праву уже в конце XIX в. подвергся серьезной критике со стороны социологической школы права (С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, Ю. С. Гамбаров, Н. А. Гре-дескул). Социологическая теория в отличие от правового этатизма отказывалась понимать право как произвольное волеизъявление суверена и старалась доказать его социальную природу. Следует отметить, что хотя социологическая теория права допускает различные философские обоснования, в России она складывалась как позитивистская по своим методологическим основам доктрина. Как и все позитивисты, сторонники социологического направления отрицали возможность познания сущности права, полагая, что наука может устанавливать только эмпирические связи между явлениями. Именно с этих позиций «социологи», так же как и «этатисты», отрицали саму идею естественного права как права абсолютного, вечного и неизменного в своей сущности. Но в отличие от юридического позитивизма, исследующего прежде всего формальную сторону пра-ба, в центре внимания социологического правоведения находилось нзучение правовой динамики, т. е. условий возникновения и развития правовых отношений, предшествующих нормам государ-'"гвенно-организованного права. Само право при этом трактовалось как широкое социальное явление, обусловленное рядом факторов:
715
Раздел X
Мы поможем в написании ваших работ! |