ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ (ПРАВОВОЙ ЭТАТИЗМ): Г. Ф. ШЕРШЕНЕВИЧ
К началу XX в. позитивистско-этатистские теории права находились в серьезном кризисе. Свое «второе дыхание» юридический позитивизм обрел в трудах Габриэля Феликсовича Шершеневича
(1863-1912)— последнего выдающегося представителя этого направления в дореволюционной России. Однако именно в трудах этого мыслителя, теоретика права и цивилиста, отчетливо выявились односторонность и, как следствие, научная бесперспективность всех подобных интерпретаций. Шершеневич окончил юридический факультет Казанского университета. Преподавал в Московском университете,
где возглавлял кафедру торгового права. Был депутатом I Государственной Думы.
Основные работы: «Учебник русского гражданского права» (1894), «Общая теория права» (1910-1912).
Понятие права
Шершеневич полагал, что государство — единственный источник права, а право — произведение государства и его функция. При
этом в учении мыслителя имело место фактическое отождествление права с законами.
Как последовательный позитивист, Шершеневич утверждал, что отличительной чертой права, понимаемого как совокупность норм, установленных государством, является его принудительный характер. Право в объективном смысле есть, согласно Шершеневичу, «а) норма, Ь) определяющая отношение человека к человеку, с) угрозою на случай ее нарушения страданием, d) причиняемым органами государства».'
Страх перед угрозой, сопровождающей норму права, есть, по мысли ученого, основной мотив правового поведения, основанный на эгоизме человека. Само принуждение имеет психический характер и заключается в возбуждении мотива, который должен склонить
|
|
' Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Рига, 1924. С. 290. —Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.
718
ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ: Г. Ф. ШЕРШЕНЕВИЧ
к поведению, соответствующему требованиям нормы, и преодолеть мотивы, отклоняющие от нормального поведения. Силой, воздействующей в этом направлении на волю, Шершеневич считал угрозы со стороны государственной власти невыгодными последствиями в случае отклонения от нормы. Для приведения этой угрозы в исполнение государство и создает особые органы. Исходя из этой аргументации, ученый делал вывод: где отсутствует признак организованного принуждения, там нет и норм права (с. 297).
Стремясь выдержать этот принцип до конца, Шершеневич вынужден был исключить из сферы права целые правовые «миры», утверждая, например, что правила, определяющие устройство и деятельность самой государственной власти (нормы конституционного права), не могут иметь правового характера, так как государство не может принуждать самого себя к их исполнению. На этом же основании Шершеневич исключал из сферы права не только конституционное право, но и право международное, не говоря уже о праве каноническом (церковном) и обычном.
|
|
Право и нравственность ученый рассматривал как феномены, находящиеся в одной плоскости. Оба феномена нормируют поведение человека в отношении других людей. Оба принимают во внимание как социальный результат поведения, так и мотивы поведения. Оба имеют социальное происхождение и поддержку. Но нравственность вырабатывается только обществом, тогда как право вырабатывается, как правило, путем установления закона. Основное различие права и нравственности ученый видит в тех санкциях, которыми поддерживаются их нормы. Право снабжено организованными принудительными юридическими санкциями; нравственность—неорганизованными социальными санкциями.
Понятие государства
Этатистский подход ученый демонстрировал и при объяснении возникновения государства. Само возникновение государства Шершеневич трактовал социологически, никак не связывая этот лроцесс с правом. Государство есть форма общения, способная активно влиять на средства общения: язык, литературу и др.
|
|
Элементами государства, по мнению ученого, являются терри-гория как предел действия государственной власти и соединение
719
Раздел X |
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX .
людей, в отношении которых эта власть действует. Но основу государства составляет государственная власть, т. е. способность властвующих делать свои веления фактором, определяющим поведение подчиненных. Инстинкт самосохранения, страх за свое благополучие и доверие к органам государства со стороны подданных составляют индивидуально-психологическую основу государственной власти. Передача этих чувств от одного поколения к другому образует ее коллективно-психологическую основу.
Интересно, что эти идеи русского правоведа, по сути, подрывали сами основы этатизма, так как предполагали, что не сам факт установления закона государством порождает право, а способность власти убеждать в этом население. Иными словами, фактически у Шер-шеневича речь шла о необходимости политической легитимации власти и правовой легитимации закона.
Нормы права, полагал Шершеневич, — это требования государства. Государство, являясь источником права, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывалась, таким образом, в учении правоведа над правом, а не под правом. «Государство есть явление первичное, право — вторичное» (с. 300). Государство предшествует праву исторически и логически. В недрах общества зарождается организованная власть. Все ее внимание первоначально обращено на обеспечение внешней безопасности. Затем для укрепления собственного положения власть обращается к внутреннему управлению. «Князь, царь или иначе называемый вождь принимается творить суд, потому что к нему обращаются как к авторитету. Но он не творит новых правил. Однако, признав которое-либо из существующих правил, он дает ему свой меч. Этим из правил общежития сразу выделяется особая группа, отличающаяся по существенному моменту, — по новому способу охраны. Таково рождение права. Его отцом был образовавшийся в общественной среде государственный элемент» (с. 309). Отличие государства от шайки разбойников Шершеневич видел в том, что государство соблюдает установленные им нормы права (аргумент, по-видимому, не очень убедительный, поскольку и разбойники соблюдают «воровской закон»).
|
|
720
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 534; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!