ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА xy ,




экономических, социальных, политических, национальных, психо­логических и т. д. От этих факторов непосредственно зависело и право, организованное государством. Важная роль в формировании права отводилась судебной практике.

К социологической теории права примыкала по своему основному замыслу психологическая школа права, основанная Л. И. Петра-жицким (Г. Гинс, Г. Иванов, А. Круглевский, М. Лазерсон, П. Ми­хайлов, М. Рейснер, Н. Тимашев). В рамках психологической тео­рии права последнее рассматривалось как явление прежде всего индивидуальной психики, не связанное ни с общественным при­знанием, ни с каким-либо государственным установлением. При этом признавалась генетическая и функциональная зависимость права от общества. Психологическая теория права перевернула все привыч­ные представления о праве и вызвала широкую полемику не только в России, но и за ее пределами. Однако школа Петражицкого исклю­чала из сферы теоретического правоведения ценностную, в первую очередь нравственную, проблематику, что явно шло вразрез с по­требностями эпохи.

Уже начиная со второй половины XIX в. русское правоведение постепенно приходит к мысли о невозможности ограничить общую теорию права лишь выявлением наиболее общих рациональных зна­ний о праве, понимаемом как система норм, установленных госу­дарством. Потребность во всестороннем научном познании права вынудила обратиться за помощью к другим гуманитарным наукам и, в первую очередь, к социологии и психологии. Таким образом, к правовому этатизму добавились социологическое и психологиче­ское направления в теории права. Но и они опирались лишь на эмпи­рический материал, не позволяющий делать выводы об идеальной, сверхэмпирической стороне права и его ценностной природе и также развивались в русле философского позитивизма.

Решению задачи духовно-ценностного и «персоналистиче-ского» обоснования права были подчинены формировавшиеся в Рос­сии в начале века различные неоидеалистические (в том числе — неокантианские и религиозно-метафизические) и феноменологические концепции права, стремящиеся в духе неклассической науки понять его как сложное, многоаспектное явление.

Эту тенденцию в российском правоведении, в частности, выра­жало течение «возрояеденного естественного права». Его сторонни­ками в той или иной мере являлись Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев,

716


Введение

В М. Гессен, И. А. Ильин, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, К А. Кузнецов, И. В. Михайловский, П. И. Новгородцев, Е. В. Спек-торский, Е. Н. Трубецкой, А. С. Ященко и др. Исходя подчас из различ­ных методологических предпосылок, эти мыслители были солидар­ны в критике различных позитивистских теорий права за формализм, догматизм, релятивизм и этатистскую направленность.

Постепенно среди российских дореволюционных ученых-пра­воведов выделялись те, кто, развивая идеи неоидеалистов, прямо ставили задачу создания синтетической, интегральной теории права, снимающей известное противостояние различных классических и неклассических вариантов правопонимания: этатизма, юснатура-лизма, социологического правопонимания и психологической интер­претации права.

Предпосылки для такого целостного правопонимания можно было найти уже в философско-правовом учении В. С. Соловьева. Но не меньший толчок к движению в этом направлении дали и труды Л. И. Петражицкого, да и всей русской социологической школы. К пред­ставителям интегрального направления в дореволюционном правоведе­нии можно отнести Б. А. Кистяковского, П. А. Сорокина, А. С. Ященко и целую плеяду мыслителей, вынужденных создавать свои основные труды после событий 1917 г. уже в эмиграции: С. Л. Франка, Н. Н. Алек­сеева, Г. Д. Гурвича и др.

Следует отметить, что идея синтезированной, интегральной теории права оказалась последним словом русской дореволюцион­ной теории права, причем словом, сказанным намного раньше, чем оно прозвучало на Западе. Таким образом, можно констатировать, что российская теоретико-правовая наука первых десятилетий XX в. представляла собой уникальное явление. Именно тогда были сфор­мированы научные направления, которые выделялись не только многообразием вариантов правопонимания, но и далеко опережа­ющими свое время научными идеями. Можно сказать, что Россия в эту трагическую для себя эпоху переживала философский, в том числе теоретико-правовой ренессанс.

717


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!