Соотношение закона и заповеди
Правовые представления Победоносцева отвечают на два важных для христианского правосознания вопроса: 1) возможно ли духовное оправдание права и 2) каковы условия внутренней обязательности его предписаний для христианской совести.
Задача нравственного обоснования права приводит Победоносцева к традиционной в историко-правовом аспекте проблеме соотношения права и нравственности. По его мнению, нравственное начало «составляет высшее оправдание и коренную сущность всякого закона» (Курс, 2, 79). Отвергая как рационалистическую, так и утилитарную концепции нравственности, Победоносцев видит ее высшую духовную санкцию «только в религии, то есть в сознании бытия Божия и будущей жизни».21 Таким образом, нравственный закон
21 Победоносцев К. П. Свобода... С. 1008.
690
К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВ
существует для Победоносцева исключительно в значении божественной заповеди. «Закон, с одной стороны, правило, с другой сто-
цц _ заповедь, и на этом понятии о заповеди утверждается нравственное сознание о законе». Нравственная заповедь, «полагая свыше властное разделение между правдою и неправдою», производит «раздвоение первобытного понятия между законным и незаконным» (Курс, 2, 80). Таким образом, полагает Победоносцев, «основным типом закона» неизменно остается «Моисееве десятисловие» (с. 317). Духовное оправдание праву сообщает его соответствие нравственному закону как высшей норме человеческих отношений, заповеданной Богом.
|
|
Победоносцев, подчеркивая иррациональный элемент в человеческой природе, убежден в неэффективности обращения законодателя исключительно к рациональным мотивам правового поведения человека. Он отмечает недостаточность одного лишь рационального объяснения сознанию, что добродетель есть долг человека. Право, основанное на рациональных предположениях о нравственно должном, обращенное к «разумной» природе человека, по мнению Победоносцева, лишено вне системы принуждения безусловно обязывающего волю характера. Вместе с тем он полагает, что законодатель не должен также апеллировать к материальным мотивам правового поведения (с. 378). Законодатель, с его точки зрения, не может основываться на «предположении о всеобщей безнравственности» (тогда «к чему и писать законы?»), но обязан доверять «духовной, высшей стороне человеческой природы».
Именно совесть предполагается Победоносцевым тем духовным органом, который способен воспринять нравственное значение закона и обеспечить внутреннюю обязательность его предписаний. Таким образом, социальное действие права обеспечивается восприятием нравственной ценности права в индивидуальном — «совестном»— правосознании. Его основу составляет религиозное чувство, поскольку оно предполагает ответственность «за неправду йе перед слепым правосудием человеческим, но перед всевидящим (ЗДом Божьим». Именно к религиозному чувству неизменно апеллирует законодатель, считая его «самым крепким и определенным ^вством в человеке». «Это обращение... только тогда должно исчез-Иуть из законодательства, когда законодатель убедится, что религи-°зное чувство потеряло всю свою силу в массе народной». Однако, "олагает Победоносцев, такого состояния «не может предположить
|
|
691
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в
законодатель, покуда не утратил веры в могущество высших нравственно-религиозных побуждений».22
Следование закону происходит «во имя Бога, во имя священнейшего, высшего интереса вечной жизни и вечного правосудия»23 и, таким образом, приобретает характер своего рода религиозного послушания. Однако духовно просвещенная совесть обязывается к исполнению правовых предписаний лишь при условии их нравственной обоснованности. При отсутствии духовного соответствия между предписаниями закона и заповеди законодательство становится «ложью и насилием» над христианской совестью. В этом случае закон, бессильный обязать совесть, «является только повелением силе материальной, а не выражением правды и справедливости».24 В то же время духовно непросвещенная совесть, полагает Победоносцев, вполне удовлетворяется «слепым, рабским подчинением внешней власти».
|
|
Соблюдение правовых запретов мыслитель также связывает с нравственной отзывчивостью христианской совести, неизменно квалифицирующей преступление закона как преступление божественной заповеди. Однако это возможно лишь в том случае, если «закон запретительный» является выражением высшей правды, воплощенной в божественной заповеди. Если же, полагает Победоносцев, спустить «высокое знамя правды с закона, совесть лишится своего твердого мерила, не будет в законе того жала, которое призвано будить ее». Он отвергает любые попытки соглашения закона с наличным уровнем нравственности, что, по его мнению, приведет лишь к тому, что преступник лишится «возможности чувствовать, что он совершает неправду», и, таким образом, «грязь и нагота станут являться на вид без стыда и без сознания». Победоносцев признает безусловно необходимым, чтобы «начало правды стояло высоко, в виду всех, не подвергаясь колебанию и сомнению», и чтобы «в виду его не забывалась и не засыпала совесть в общественном и в частном сознании» (Курс, 2, 81).
|
|
Согласие «закона запретительного» с заповедью веры обеспечивает его безусловную обязательность для христианской совести.
22 Победоносцев К. П. Записка о гражданском судопроизводстве // Материалы по судебной реформе в России 1864 г. Т. 26. СПб., 1863. С. 28-29.
23 Победоносцев К. П. О присяге тяжущегося // Там же. Т. 46, ч. 1, кн. 1-5-Б. м., б. г. С. 78.
24 Победоносцев К. П. Записка о гражданском судопроизводстве. С. 29.
692
К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВ
Психическое действие законного прещения несомненно, когда схо-пится с началом нравственным», воплощенном в законе, ибо в этом случае человек сознает свою ответственность «перед всевидящим судом Божьим». Поэтому, полагает Победоносцев, «в законе несравненно важнее нравственное значение запрещения» (Курс, 3, 82, 83). Перед эффективностью системы принуждения «нравственно-религиозного учения» «бледнеет» «даже уголовное законодательство со своими прощениями». Таким образом, заключает Победоносцев, «основная, непререкаемая санкция закона» состоит в том, что нарушение закона, независимо от материальной кары, «немедленно обличается в душе у нарушителя — его совестью» (с. 317-318), которая «одна дает нашим действиям правую цену» (с. 348), поэтому «притеснитель не смеет явиться со своим насилием перед лицом закона» (Курс, 3, 82).
Вместе с тем не следует забывать и о том, что «закон запретительный (не делай, не прикасайся) во имя высшего духовного начала» прежде всего имеет воспитательное значение, поскольку он «призван ограничивать своею заповедью» низшие побуждения человеческой природы (Курс, 2, 80). В связи с этим Победоносцев полагает, что всякая система человеческой дисциплины, и прежде всего право, должна побуждать человека к ежедневному упражнению «высших ощущений духа» и борьбе «с низшими ощущениями» (с. 317).
Историческая концепция права
Победоносцев являлся последователем немецкой исторической школы права. Право рассматривается ученым как социальное явление, обусловленное в своем происхождении и развитии «духом народа». Победоносцев использует предложенное исторической школой сравнение процесса образования права с происхождением языка как Двух органических порождений «народного духа». Происхождение права, утверждает он, «столь же трудно уследить в каждом народе, ^к и образование народной речи».25
Формирование и развитие правовых институтов, правовых форм, — в терминологии ученого, обусловлено «не одной случай-чостью, не одним личным произволом, а целым ходом истории, строгой
25 Победоносцев К. П. О реформах в гражданском судопроизводстве // Русский вестник. М., 1859. Т. 21. Июнь. Кн. 2. С. 547.
693
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX и
связью предшествовавших явлений, вследствие коих возникло новое явление по закону исторической необходимости».26 Развитие правовых форм, убежден Победоносцев, определяется их внутренней идеей, «истекающей из основ народного духа»; «форма развивается и совершенствуется по мере того, как очищается сознание идеи».27 Правовая форма, «развиваясь последовательно по мере развития общественных отношений... через долгое время достигает того вида в котором можно указать ее место в системе права, обнаружить вполне разумное ее значение».28
Таким образом, ученый рассматривает развитие правовой формы как некий естественный цикл, в который не допускается какое-либо произвольное вмешательство. С помощью органических сравнений Победоносцев поясняет, что подобно тому, как «ни в одном цветке не завяжется плод, если иссохнет центр зиждительной силы образования и обращения соков», точно так же и правовая форма, исчерпав одухотворявшую ее внутреннюю идею, «может обветшать, исполнить свое назначение». Только тогда, наконец, «настанет время отменить ее или заменить новой» (с. 343-344). В частности, в начале 60-х годов в качестве активного участника судебной реформы Победоносцев заявлял о своем размежевании с партией «закоренелых староверов», отстаивающих «каждую букву, лишенную духа, каждую форму, давно отжившую».29 Однако и в этом случае производить институциональные изменения необходимо весьма осторожно, чтобы не вынуть «из механизма общественного снасть, приходившуюся ко всему его строю, и вставить другую, неподходящую». В связи с этим прежде всего необходимо задаться вопросом, «действительно ли условия быта нашего, начала нашей общественной организации и требования государственной идеи... изменились настолько, что осуждаемое нами правило представляется уже излишним и вредным» (Курс, 1,65).
Либеральные реформы 60-х годов, проведенные, как полагал Победоносцев, под влиянием «педантичного доктринерства», сделали
2(1 Победонос1ев К. П. Заметки для истории крепостного права в России // Русский вестник. 1858. Т, 16. Август. Кн. 2. С. 557.
27 Победоносцев К. П. Критика на сочинение М. М. Михайлова о Русском гражданском судопроизводстве до издания Свода Законов 1832 г. // Архив практических и исторических сведений, относящихся до России. СПб., 1859. Кн. 1. С. '•'•
28 Победоносцев К. П. Приобретение собственности и поземельные книги // Русский вестник. 1860. Т, 28. Июль. Кн. 1. С. 211.
29 Победоносцев К. П. О реформах в гражданском судопроизводстве. С, 54о.
694
К П. ПОБЕДОНОСЦЕВ
актуальной проблему определения пределов законодательного вмешательства в процесс органического развития права. Победоносцев видит несомненную опасность институциональных преобразований в том, что они посягают на внутреннюю идею правовой формы. Народ, полагает ученый, «под множеством внешних наростов, покровов и форм... утративших в новом мире первоначальное свое значение», «оберегает инстинктивно зерно истины, под ними скрытое... против легкомысленного посягательства» (с. 382). Однако «народные реформаторы», не видя в древнем учреждении ничего, «кроме грубости и обрядного суеверия», готовы «разбить его совсем». При этом, по мнению Победоносцева, они забывают о том, что народ, которому «оно доступно по мере... духовного развития... лишь в этой грубой обрядности», «утратит с обрядностью целое учреждение, утратит, может быть, навсегда, возможность уловить снова заложенную в нем предками идею и облечь ее в новую форму» (с. 382-383).
В период подготовки судебной реформы Победоносцев также критически относился к «вредному направлению педантов-доктринеров», которые «стараются сравнением и взвешиванием сухих форм заменить ясное понимание дела... и в одних этих формах ищут разрешения своей задачи».30 Напрасно ожидать, полагает ученый, что «в новые формы немедленно вселится новый дух». Авторитета старого учреждения, которое «не придумано, а создано жизнью», нельзя заменить «сознанием идеи вновь введенного учреждения», потому что «только отдельные лица могут скоро усвоить себе такое сознание рассудочной силой». Народ же «усваивает себе идею только непосредственным чувством, которое воспитывается и утверждается... не иначе как историей, передаваясь... из поколения в поколение», именно поэтому он «крепко держится за учреждения в привычных ему формах» (с. 382).
Победоносцев выступает также против любой попытки «перенести в наше законодательство готовую, хотя бы и совершеннейшую, форму», предвидя аналогичную опасность для органического развития индивидуально-своеобразной внутренней идеи и соответству-к)Щeй ей правовой формы. Он объясняет это тем, что «иногда, из-за ^ренятой чужой формы, пренебрегая своей собственной, правда, ^убой на взгляд, но еще не сознанной нами, — мы вместе с остав-•ченной формой теряли из виду и то историческое зерно сознания,
30 Там же.
695
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХК в
которое неприметно для нас самих могло таиться в этой старообычной форме».3' Более того, необходимо учитывать тот факт, что «нередко форма, оказавшаяся в одном государстве и у одного народа совершенной и вполне соответствующей своей цели, в другом краю оказывалась неприложимой к жизни; учреждение, которое в одном краю действует с успехом, в другом оказывается несогласным с народными понятиями и нравами». Поэтому он признает неизбежность заимствования правовых институтов только «вследствие чужеземного завоевания», когда «народ терял независимость и самостоятельное бытие свое». С помощью взятого у Савиньи сравнения он доказывает, что подобно тому, как «невозможно вообразить себе, чтобы... народ добровольно отказался от родного языка и принял язык чуждого племени, так же трудно себе представить, чтоб он решился... принять и ввести у себя иноземный порядок».32
Институциональному реформированию Победоносцев противопоставляет естественный процесс отмирания правовой формы после того, как ее внутренняя идея исчерпала возможности своего органического развития, а также возможность «одухотворения» внутренней идеи и, следовательно, совершенствования правовой формы.
Методологическим фундаментом историко-правовых исследований Победоносцева, положенных им в основу «Курса гражданского права», стал исторический метод, разработанный исторической школой. Ученый отвергает научную ценность изучения права на основании так называемых «общих начал», которым придается «безусловное значение» (Курс, 1, 65). С его точки зрения, юридическая наука не может «довольствоваться одним... систематическим перечислением разнообразных положений Свода [Законов]», но прежде всего должна исследовать «идею, выраженную в каждом положении и... историческое ее развитие». Главная цель юридического исследования, по мнению ученого, состоит в том, чтобы, проследив историческое развитие учреждения «до положения, впервые сознанного и высказанного законодательством... получить ясное понятие о том, из каких потребностей общественной жизни оно возникло, какая идея в нем выразилась... сохранился ли в нем первоначальный дух его и в чем изменился сообразно новым потребностям жизни». Такова, в представлении ученого, идеальная модель исторического метода
31 Победоносцев К. П. Приобретение собственности... С. 222, 211.
32 Победоносцев К. П. О реформах в гражданском судопроизводстве. С. 547.
696
К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВ
исследования права, которое отнюдь не является археологическим коллекционированием «мертвых» правовых форм. «Дело историка», по его мнению, состоит в том, чтобы исследовать, «насколько форма соответствовала содержанию в ту или другую эпоху своего развития», «когда обозначилась и пришла в сознание идея», и указать на потребность «отменить... или заменить новой» старую правовую форму.33
Победоносцев полагает, что исторический метод изучения положительного права «более чем где-нибудь, необходим у нас в России» не только «для юриста-теоретика», но и «для юриста практического». Это связано прежде всего с непрерывностью правовой традиции: в России в отличие, например, от Франции не разорвана «историческая связь между учреждениями старого порядка и новыми уставами гражданской жизни». Соответственно, у нас «ни одного почти учреждения... невозможно оторвать от почвы исторической;
на этой только почве и возможно отыскать смысл и объяснение каждому явлению гражданского права, потому что каждое глубоко пустило корни в историю». Именно поэтому «у нас, более чем где-нибудь, практическая разработка юридического вопроса тесно связана с историческим его исследованием».34
Как «отрешенное от жизни, следовательно, от истины», характеризует Победоносцев знание, приобретенное «из источников иноземных», вследствие которого будущие юристы «незаметно воспринимают... понятия, возникшие посреди истории чужого народа, усваивают начала и формы, на чужой почве образовавшиеся и связанные с экономией такого быта, который далеко отстоит от нашего». Закономерным следствием такого образования становится «ложное понятие о потребностях нашего юридического быта и о средствах к их удовлетворению».35
Особенности «Курса гражданского права» Победоносцева— отсутствие широких теоретических обобщений, строгих логических Дефиниций — объясняются особенностями консервативного мировоззрения Победоносцева, более склонного к историческому описанию правовых институтов, нежели к систематическому развитию право-^и теории. С этим связано также и присутствующее в «Курсе» неприятие в качестве источника права правовой доктрины, являющейся
33 Победоносцев К. П. Критика на сочинение М. М. Михайлова... С. 1-2; 4-5.
34 Там же. С. 1, 11.
35 Победоносцев К. П. Указатели и приложения к «Курсу гражданского пра-•^а». СПб., 1896. С. 87-88.
697
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫХК и
для него всего лишь субъективным произведением индивидуального разума. В иерархии источников права Победоносцев, как и представители исторической школы, отдает очевидное предпочтение правовому обычаю, являющемуся выражением коллективного разума народа, запечатлевшего в нем свой правовой опыт.
ГЛАВА 4. Б. Н. ЧИЧЕРИН
Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) — выдающийся русский ученый: историк, химик, зоолог, философ, правовед, политический мыслитель и публицист. В 1849 г. Чичерин окончил юридический факультет Московского университета, а в 1853 г. защитил магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII в.». С 1861 по 1868 г. — профессор кафедры государственного права Московского университета. В 1866 г. защитил в качестве докторской диссертации книгу «О народном представительстве». Через два года вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава. В 1882-1883 гг. являлся московским городским головой. Уволен в отставку по политическим мотивам, остаток дней провел в родовом имении в селе Караул.
За труды по теоретической химии Чичерин по предложению Д. И. Менделеева был избран почетным членом Русского физико-химического общества. Наряду с К. Д. Кавелиным явился основателем и наиболее видным представителем так называемой государственной школы в отечественной историко-правовой науке. Представители данной школы, среди которых были С. М. Соловьев, А. Д. Градовский, В. И. Сергеевич, первостепенную роль в историческом развитии России отводили Русскому государству и его политическим институтам.
Значительный вклад Б. Н. Чичерин внес в русскую философскую и философско-правовую мысль. В своих многочисленных трудах он с гегельянских позиций разрабатывал проблемы логики, метафизики, философии истории, права, государства. Выступая последовательным и убежденным оппонентом любых позитивистских теории, Чичерин, наряду с В. С. Соловьевым, явился одним из провозвестников «возрожденного естественного права» в России.
698
Б. Н. ЧИЧЕРИН
Основные работы: «История политических учений» (в 5 ч., {369-1902); «Собственность и государство» (в 2 ч., 1882-1883); «Курс государственной науки» (в 3 ч., 1894-1898); «Философия права» (1900).
Личность и общество
3
Рационалистическая теория права Чичерина целиком покоилась на метафизических основаниях, как они были разработаны Гегелем, но с существенными корректировками, отчасти заимствованными из философии Канта.
Сама идея права, по мысли Чичерина, возможна только при предположении, что человек есть носитель безусловной ценности, определяющей его достоинство и делающей его целью общественного развития, а не средством к достижению цели. Человеческому разуму присуща идея Абсолютного, которая никаким опытом не дается, но которая всегда существовала и существует в человеческом роде. На ней основаны все религии и все философские системы. Отсюда Чичерин делал вывод о необходимости признания в человеке духовного начала, которое «полагает незыблемую грань между лицами и вещами».36
Личность — исходный пункт философии права Чичерина, Она имеет независимое от общества метафизическое обоснование, само общество лишь через личность обретает свой смысл и ценность. Поэтому индивидуализм, который заключается в признании свободы лица, является для Чичерина «краеугольным камнем всякого истинно человеческого здания» (с. 53).
Другой необходимой предпосылкой права, по мысли ученого, являлся постулат свободной воли человека. Свободная воля, утверждал он, составляет основное определение человека как человека разумного.
Личность, в представлении Чичерина, обладает следующими основными свойствами.
1. Как постоянно пребывающая сущность личность признает своими «вытекающие из нее действия в прошедшем и будущем» и
36 Чичерин Б. Н. Философия права // Избр. труды. СПб., 1998. С. 42. — Да-лее ^ылки на это издание даются в тексте главы.
699
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX
это признается другими. На таком признании основывается постоянство человеческих отношений.
2. Личность есть сущность единичная, самостоятельный центр силы и деятельности: «...это своего рода атом».
3. Личность есть сущность духовная, т. е. одаренная разумом и волей.
4. Воля этого единичного существа признается свободной и вследствие этого ей приписываются права, т. е. власть распоряжаться своими действиями и присвоенными ей физическими предметами.
5. Личность обладает достоинством, в силу которого она требует к себе уважения. «Метафизики выражают это положением, что человек всегда должен рассматриваться как цель и никогда не должен быть низведен на степень простого средства... Последнее есть унижение его достоинства» (с. 47).
Признание Чичериным индивидуализма не следует понимать в этическом, социальном смысле. Речь шла лишь о том, что индивидуум есть некая «самость», некий самостоятельный творческий и духовный центр, который не может быть «упразднен» или принесен в жертву чему-либо более значимому. Само общество, полагает Чичерин, представляет собой лишь разные формы общений между индивидуумами и не является самостоятельной сущностью. «Человек есть существо общежительное; таково первое положение всякой теории человеческого общества», — утверждал ученый; «оно ищет общения с другими» (с. 48). К потребностям, из которых рождается общение, Чичерин относил потребность продолжения рода, духовные, материальные и экономические потребности. Духовные потребности могут удовлетворяться «только взаимным общением между людьми», что делает возможным развитие разума.
Первым явлением духовной жизни в общении людей ученый считал язык, который и позволяет выделиться человеческому обществу из животного царства. «Через посредство языка происходит общение разума; люди понимают друг друга. Этим устанавливается духовная связь между людьми, рассеянными на дальних пространствах. Через это образуются различные группы людей, говорящих на разных наречиях. ...Язык служит выражением племенного ед№ ства. Таким образом, над физиологической связью строится новый мир чисто духовных отношений» (с. 49). Взаимопонимание рассматривается Чичериным как возможность, распространяющаяся на весь человеческий род. «Язык является носителем того высшего духовного
700
Б. Н. ЧИЧЕРИН
содержания, которое наполняет историю человечества и делает из нее совершенно новый мир, бесконечно возвышенный над всем, что дает (Ьизическая природа со своими механическими и органическими силами» (с. 49-50).
Народности, «составляющиеся из разных племен», демонстрируют, подчеркивал Чичерин, не физиологическую, а духовную связь. «Народность состоит не в личных свойствах, а в общей идее, в признании в других тождественного с собой духовного элемента, единого во многих, т. е. в принадлежности к общей духовной сущности, связывающей отдельные лица не только между собой, но и с отдаленными предками... От этого люди говорят: наш язык, наша история, наша литература, наше отечество. Тут есть общее духовное состояние, которое каждый признает своим и которое является выражением общей духовной сущности, существующей помимо отдельных лиц, но присущей им всем как связующий их элемент» (с. 55).
Рассуждая об истинных и ложных идеалах, мыслитель обосновывает необходимость следования тому общему началу, без которого «нет истинно человеческой жизни». Такое начало мыслитель видел в «гармоничном соглашении тех двух противоположных элементов, из которых слагается общежитие: личности и общества». Для Чичерина — это и есть конечная цель общественного развития. Но именно поэтому «не может быть идеалом ни чистый индивидуализм, отрицающий всякую общественную власть, каковым представляется учение анархистов, ни социализм, всецело поглощающий лицо в обществе. Это две противоположные ветви, выросшие из одного корня, но одинаково основанные на полном непонимании человеческой природы и свойств общежития. Оба являются продуктами бессмысленного отрицания. Идея гармонического соглашения всегда лежит посредине между крайностями» (с. 63).
Понятие права
В представлении Чичерина, идея права рождается из призна-иия человека носителем «сознания Абсолютного», обладающего сво-°Дой и правом требовать ее признания от других. Отсюда возника-ет потребность установления «внутреннего распорядка» между ^соединяющимися для совместной деятельности людей». Необходимо
701
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ .1C ОВИНЫ XIX и
определить, «что принадлежит каждому», и установить «известные правила для решения споров». Таково происхождение права, которое возникает, подчеркивает Чичерин, «уже на первоначальных ступенях человеческого общежития» (с. 50).
Поскольку духовная природа личности выражается в свободе а общественное начало — в ограничении этой свободы через закон то основной вопрос философии права Чичерин видел в уяснении соотношения закона и свободы. Поэтому и право определяется им как «взаимное ограничение свободы под общим законом» (с. 50).
Однако в отличие от представителей либеральных правовых теорий, стремившихся утвердить естественные неотчуждаемые права человека, которым придавалось непосредственно юридическое значение, Чичерин неразрывно связывал право с государством. В этом, в частности, проявились гегельянские симпатии Чичерина. Как известно, именно Гегель видел в государстве высшее проявление свободы. В то же время, отдавая определенную дань либерально-кантианским идеям, ученый особое значение придавал личным правам, так как был твердо убежден, что источник права заключен все же не в законе, а в свободе. Можно отметить стремление мыслителя синтезировать философию права Канта и Гегеля (эту попытку впоследствии повторил ученик Чичерина — П. И. Новгородцев).
Понимание права как внешней свободы человека, ограниченной законом, за которым стоит принудительная сила государства, и заключает в себе, по мнению Чичерина, главное отличие права от нравственности.
Для разграничения области свободы ученый использовал учение Аристотеля о двух видах справедливости: справедливости, или правде, уравнивающей и правде распределяющей. Справедливость прежде всего есть равенство, которое вытекает из самой природы человеческой личности: все люди — разумно-свободные существа, все созданы «по образу и подобию Божьему» и, как таковые, равны между собой. Признание этого коренного равенства составляет высшее требование правды, которая с этой точки зрения носит название «правды уравнивающей». Люди равны в свободе — отсюда требование равенства всех перед законом. Однако равенство необходимо соблюдать и между тем, что дается, и между тем, что получается^. Там, где происходит распределение прав, обязанностей и почестей сообразно со способностями, заслугами и назначением, действует «правда распределяющая» — начало, основанное на равенстве не
702
Глава • |
Б. Н. ЧИЧЕРИН |
1 |
арифметическом, а пропорциональном. Люди, равные в одном отношении, могут оказаться неравными в другом. Обоим видам равенства более всего соответствует своя область государственной жизни: арифметическому равенству — гражданская, пропорциональному — политическая; так же как и своя область права, — частного и публичного соответственно. Оба начала должны гармонично сочетаться в государстве, основанном на союзе власти и права.
Государство, по мысли Чичерина, воздвигается над гражданами и общественными союзами как высший порядок, который, однако, не уничтожает, а только восполняет частные отношения, зиждущиеся на свободе. Именно государство является в его теории носителем всех высших начал и представляет собой «объективный организм» — воплощение развивающихся в истории человечества мировых идей. Поэтому Чичерин не признавал либерального учения о неотчуждаемых естественных правах человека, существующих помимо государства, но не признавал и притязаний государства самовольно распоряжаться человеческими правами, имеющими основание не в прихоти законодателя, а в самой идее человеческой личности. Мыслитель был убежден, что «там, где человеческая личность не признается, там нет истинно человеческого общежития... Там есть внешнее насилие, а не разумное устройство» (с. 53). Парадокс Чичерина заключался в том, что он возрождал один вариант рационалистического естественного права (права как идеи разума), критикуя другой вариант той же доктрины (естественных неотчуждаемых прав).
Государство для Чичерина являлось помимо всего еще и «организацией народной жизни». В государстве народ становится исторической личностью и исполняет свое историческое предназначение. Поэтому, утверждал ученый, в государстве выражаются физиологические и духовные свойства народа. Каждый народ имеет свои особенности, данные природой и выработанные историей. Для отдельного человека эта общая, охватывающая его среда, в которой он рождается, живет и умирает, к которой он принадлежит как часть к Целому, называется отечеством. Идея отечества, когда она получает общую организацию, устраиваясь как одно целое, имеющее одну волю, становится государством. Таким образом, государство, по определению Чичерина, есть организованное отечество.37
37 Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Т. 1. Общее государственное "Раво.М., 1894. С. 9.
703
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ1ЗДХ .
В целом Чичерина можно отнести к представителям либерального консерватизма, основная идея которого как раз и выражалась в обосновании необходимости гармоничного сочетания интересов личности и общества (государства), права и власти. «Только энергия разумного и либерального консерватизма может спасти русское общество от бесконечного шатания, — писал Чичерин еще в 60-е годы XIX века. — Если эта энергия появится не только в правительстве но и в самом народе, Россия может без опасения глядеть на свое будущее».38
К мыслителям-правоведам либерально-консервативного направления можно отнести также В. С. Соловьева, Н. М. Коркунова, И. А. Ильина, С. Л. Франка, П. Б. Струве, А. С. Ященко, Н. Н. Алексеева и др.
ГЛАВА 5. В. С. СОЛОВЬЕВ
Огромное влияние на формирование русской правовой мысли оказали идеи глубокого и разностороннего мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Его идеи явились одним из основных источников «русского духовного ренессанса» (термин Н. А. Бердяева) начала XX в. и «возрожденного естественного права» в России. Не случайно один из учеников Соловьева, П. И. Новгородцев, называл его «блестящим и выдающимся представителем философии права», а другой его последователь, А. С. Ященко, посвятил правовым воззрениям Соловьева целое исследование, в котором доказывал синтетический (интегральный) характер его учения о праве.39 Другой незаурядный философ и социолог права, Б. А. Кис-тяковский, подчеркивал неоценимый вклад Соловьева в защиту самой идеи права и государства, которую приходилось отстаивать как от правового нигилизма Л. Н. Толстого, отрицавшего право во имя абсолютных нравственных начал, так и от взглядов Б. Н. Чичерина, утверждавшего, напротив, абсолютное значение правового начала в отрыве от нравственности. По мнению Кистяковского, Соловьев
38 Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 162.
39 Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерали ма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999.
704
В. С СОЛОВЬЕВ
привел неопровержимые доказательства в пользу того, что подлинное существо права обладает нравственным характером. Не менее высоко оценивали философию права Соловьева и другие русские философы и правоведы: Б. П. Вышеславцев, Н. Н. Алексеев, И. В. Михайловский, Г. Д. Гурвич и др. Вряд ли можно полностью согласиться с мнением М. Лазерсона о том, что среди русских философов права было только два оригинальных мыслителя: идеалист Соловьев и позитивист Петражицкий,40 но то, что именно эти мыслители оказались в самом эпицентре российского дореволюционного правового дискурса, сомнений не вызывает.
Наиболее полно правовые идеи Соловьева выражены в следующих его работах: «Критика отвлеченных начал» (1877-1880), «Оправдание добра» (1897), «Право и нравственность» (1897).
Концепция всеединства
В молодости Соловьев испытал влияние со стороны славянофильской мысли. Этим было обусловлено его внимание к немецкой философии, в частности, к философии Шеллинга. Помимо этого на мировоззрение Соловьева оказали влияние Шопенгауэр, Кант, Гартман, Платон, Плотин, гностики и отцы православной Церкви. В целом философскую концепцию мыслителя следует охарактеризовать как метафизику христианства, как «конкретный» идеализм на религиозной основе.
Соловьев резко выступал против абстрактного рационализма классической философии, страдающей неизлечимой односторонностью. Эта односторонность выражалась в сведении всего либо к понятию, либо к явлению.
В противоположность этой односторонней позиции Соловьев развивает учение о сущем всеединстве. «Истина есть истинное бытие, все и единое», другими словами, истина есть Абсолют и, как таковая, она не может быть дана ни в опыте, ни в рассудке, ни в ощу-Щении и не может быть сведена к логическому мышлению.41
40 Laserson М. Die Russische Rechtsphilosophie // Archiv fur Rechts- und "irtschaftsphilosophie. 1932/33. В. XXVI. S. 303.
4' Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Собр. соч. Т. 2. СПб.: Изд. Товарищества «Общественная польза», б. г. С. 286.
705
Разде-ч IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ X(v
Только через интуитивное познание Абсолюта, или Всеединого как безусловно реального и безусловно универсального, восприми^ маемые в нашем опыте явления могут обрести истинную действительность, а понятия мышления — истинную всеобщность. Такое интуитивное познание возможно только через акт религиозной веры которая составляет предпосылку подлинного познания. Соловьев убежден, что «если разум и опыт без знания мистического лишены истины, то без знания и опыта сама истина лишена полноты и действительности».42
Таким образом, в цельном, синтетическом знании односторонность мистицизма, рационализма и реализма снимаются и соединяются воедино. Такую же методологию мыслитель применяет в отношении практического знания. Этика у Соловьева также зиждется на религиозной вере. На ней основывается безусловность нравственного принципа, предполагающего действительность бытия Бога и духовную сущность человека. Несовершенство человека и совершенство Бога выдвигает задачу бесконечного совершенствования как постепенного перехода от «зверочеловечества» к «Богочеловече-ству». При этом Соловьев стремился совместить религиозное переживание, дающее начало безусловности, с принципом нравственной автономии, установленным Кантом в форме категорического императива.
Для социально-этической философии Соловьева также чрезвычайно характерно стремление к всеобъемлющему синтезу. Так, для него нравственное выражение общественной жизни возможно только при условии единства личного и сверхличного, общественного. Это не предполагало, конечно, растворения личности в обществе. Ход мысли философа иной. Соловьев совершено справедливо полагал, что конкретная индивидуальность каждого может проявиться только в рамках общества. Поэтому «истинный индивидуализм требует внутренней общинности и неразлучен с нею».43 Без общества, полагал Соловьев, личность немыслима в принципе. Мыслитель всегда выступал против так называемого «социального атомизма», в рамках которого общество понималось как механическое объединение противостоящих ему независимых и самодостаточных субъектов. Он был убежден в том, что «разделяющее противостояние» общества и личности есть не более чем «болезненная иллюзия самосознания».
42 Там же. С. 313.
43 Там же. С. 121.
706
Глв<" |
•а 5 |
В. С СОЛОВЬЕВ |
Понятие права
Правовые взгляды Соловьева, которые основывались на его оригинальной философии, также отражали его стремление к всеобъемлющему синтезу. Именно эта особенность его правовой философии вдохновляла российских сторонников интегральной юриспруденции: А. С. Ященко, С. Л. Франка, Н. Н. Алексеева, Г. Д. Гурвича и др. Своими оппонентами мыслитель считал как представителей позитивизма всех направлений, так и сторонников естественно-правового индивидуализма. Обосновывая собственную синтетическую (интегральную) концепцию права, Соловьев утверждал неразрывную связь права с духовной природой личности каждого человека и одновременно — с обществом. В соответствии со своей концепцией «всеединства» Соловьев видел в праве необходимое условие общественного бытия, самостоятельную идею, не сводимую к утилитарным целям.
Интересно, что в своей правовой теории Соловьев сформулировал целых три определения права, которые можно обозначить как онтологическое, аксиологическое и интегральное.
Онтологическая трактовка права близка у Соловьева к феноменологической. Мыслитель пытается «выразуметь» общий смысл права, его ratio, логос или, другими словами, логический prius. Всякое положительное право, утверждал Соловьев, «поскольку оно есть все-таки право, а не что-нибудь другое, необходимо подлежит общим логическим условиям, определяющим само понятие права». Этот общий смысл права Соловьев традиционно называл естественным правом. «Естественное право, — пишет мыслитель, — есть та общая алгебраическая формула, под которую история подставляет различные действительные величины положительного права. При этом, само собой разумеется, что эта формула (как и всякая другая) в своей отдельности есть лишь отвлечение ума, в действительности же существует лишь как общее идеальное условие всех положительных правовых отношений, в них и через них».44
Как и у других представителей либерального консерватизма, "сходный пункт правовой теории Соловьева заключался в понятии личности. Идея права, по мысли философа, неразрывно связана со
44 Соловьев В. С. Предварительные замечания о праве вообще // Власть и право. Л., 1990. С. 98-99.
707
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ в
свободой, которая представляет собой характерный признак личности. Самоограничение собственной свободы и порождает право, ибо означает признание права на свободу другого лица; отрицая свободу другого, нельзя иметь нравственных оснований для утверждения собственной свободы. Следовательно, только равенство в пользовании свободой может быть гарантией самой свободы. Отсюда следует определение Соловьевым права как «свободы, обусловленной равенством», или «синтеза свободы и равенства».
Данное определение права, генетически связанное с немецкой классической философией, может быть интерпретировано в коммуникативном духе, учитывая направленность всего мировоззрения мыслителя на объединительный синтез. Право здесь трактуется как отношение между людьми, причем как такое отношение, которое требует взаимных ограничений. Такое разграничение и устанавливается нормой, правилом поведения, признаваемым субъектами отношения и позволяющим им сохранять свою свободу, признавая взаимные ее ограничения. Понятно, что само возникновение права в этом случае требует одинаковой интерпретации этого правила субъектами взаимодействия, так же как требует от них и соответствующего поведения.
Признание нормы и подчинение ей означает равное отношение между субъектами, а взаимное признание ими границ своей свободы выступает как справедливость. Таким образом, мы имеем в построении Соловьева простейший вариант понятия правовой коммуникации, в котором, однако, не хватает некоторых важных элементов. Дело в том, что данное определение права было сформулировано Соловьевым в его ранней работе «Критика отвлеченных начал» и под явным влиянием кантовского учения. Поэтому, хотя даже в этом определении право оказывается связанным с нравственностью («самоограничение своей свободы как нравственное основание права»), эта нравственность не имеет еще никакой связи ни с обществом, ни с общими духовными началами, ни с какими-либо формами «социа-бельности», если использовать терминологию Г. Д. Гурвича.
Право и нравственность
Соловьев был глубоко убежден в том, что право и нравственность не должны ни отрываться друг от друга, ни противопоставляться. «Ни противопоставление запрета и дозволения, ни противоположность
708
В. С. СОЛОВЬЕВ
внутреннего и внешнего не выдерживают критики, — пояснял мысль Соловьева Г. Д. Гурвич, — ведь внутреннее не может быть отделено от внешнего ни в праве, ни в нравственности. Внутреннее и внешнее суть один длительный процесс, а запрет и дозволение одинаково распространяются на обе эти сферы. Поэтому решение этой проблемы нужно искать в совершенно противоположном направлении: пытаться язаимоутвердить право и нравственность на их общей основе».45
Гурвич верно понял смысл основной задачи, сформулированной для себя Соловьевым. В решении этого вопроса мыслитель противостоял как идеям Л. Н. Толстого, принципиально отвергавшего право во имя чистоты морали, так и идеям Б. Н. Чичерина, которые отделял право от морали. Возражая обоим своим оппонентам, Соловьев обосновывал нравственное значение права как необходимого средства, дающего возможность для осуществления нравственного идеала.
Поэтому перед мыслителем стояла задача более конкретно, «социально» связать право и нравственность, и для этого он формулирует аксиологическое определение права. Теперь право у Соловьева определяется также и справедливостью, которая не тождественна равенству и не носит только формальный характер. Справедливость трактуется мыслителем как равенство в исполнении должного, что соответствует принципу альтруизма, требующему признавать за другими то же право на жизнь и благополучие, какое признается каждым за самим собой. В этом заключается центральный пункт теории права философа: нравственно-должное в ней трактуется как необходимый признак права, но уже не связывается исключительно с личной свободой. Поэтому несправедливые законы, идущие вразрез с нравственным понятием добра, не отвечают и существенным требованиям права, не являются правовыми и подлежат отмене.
В то же время Соловьев проводил четкое отличие права от нравственности. Нравственное требование есть требование неограниченное и всеобъемлющее, соответствующее идеалу совершенства; правовое требование по существу ограничено, оно требует лишь фактической эадержки известных проявлений зла. В этом отношении право есть определенный минимум нравственности. Право требует объективной Реализации этого минимума добра или действительного устранения известной доли зла. Поэтому право допускает принуждение.
ц 45 Гурвич Г. Д. Два величайших русских философа права: Борис Чичерин и "ладимир Соловьев // Правоведение. 2005. № 4. С. 152.
709
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ]х
Согласно Соловьеву, именно нравственный интерес требует личной свободы как условия человеческого достоинства и нравственного совершенствования; но человек не может существовать и совершенствоваться иначе как в обществе. Поэтому, констатировал философ, нравственный интерес также требует, чтобы внешние проявления личной свободы сообразовывались с условиями существования общества, прежде всего с реальной безопасностью всех. Эта безопасность не может быть обеспечена законом нравственным, как не имеющим силу для людей безнравственных, и потому нуждается в ограждении принудительным юридическим законом. Таким образом понятие права (в его объективном отношении к нравственности) формулируется Соловьевым как принудительное требование реализации определенного минимального добра или такого порядка, который не допускает известных крайних проявлений зла.46
Но мыслитель не ограничился двумя приведенными выше определениями и формулирует еще одно синтетическое (интегральное) определение права, призванное подчеркнуть моменты объективности права, его справедливости (ценности) и процессуальности. Данное определение формулирует своеобразный правовой идеал: «Право, — утверждает Соловьев, — есть исторически подвижное определение принудительного равновесия между двумя нравственными интересами: формально-нравственным интересом личной свободы и материально-нравственным интересом общего блага».47 Именно через правовую деятельность, через согласование интересов достигается равновесие, которое является отличительным признаком права и которое выражается как в устранении крайнего индивидуализма, так и в устранении полного подчинения личности обществу, уничтожающего свободу. В интересах общего блага возможно лишь ограничение личного интереса, но не его уничтожение вообще, так как это означало бы необратимое нарушение исходного принципа равновесия. В этом заключалась одна из причин, по которой Соловьев отрицал возможность применения к преступнику смертной казни. Принудительность права является у Соловьева лишь гарантом реализации правовых интересов, но не тем, что определяет смысл права как такового.
Сформулированное мыслителем определение права весьма знаменательно. Оно позволяет интерпретировать любое право как проект,
46 Соловьев В. С. Определение права в его связи с нравственностью // Власть и право. Л., 1990. С. 109.
47 Там же. С. 112.
710
В. С. СОЛОВЬЕВ
устремленный в будущее, к поиску наилучшего выражения справедливости (баланса интересов личности и общества), достигаемый через согласование позиций, через диалог. Причем эта устремленность движима нравственными чувствами в широком значении слова и в этом смысле напоминает «вдохновляющую мораль» Л. Фуллера (см. об этом разд. V, гл. 10). По сути дела, Соловьев также говорит о «внутренней морали» права, а не просто о «морали долга». Необходимость человеческого совершенствования имеет отношение и к праву. Поэтому характеристика права как «минимума нравственности» означает не принудительность нравственных требований для человека, а наличие определенных минимальных нравственно-коммуникативных предпосылок у любой личности, необходимых для того, чтобы люди вообще могли вступать в правовые отношения, быть субъектами правовой коммуникации. Это как раз и есть то соборное, коммуникативное начало, которое было глубоко прочувствовано (каждым по-своему) С. Л. Франком, И. А. Ильиным, Г. Д. Гурвичем, А. С. Ящен-ко, П. А. Сорокиным, Н. Н. Алексеевым, П. И. Новгородцевым, Н. А. Бердяевым и др. и нашло отражение в их правовых построениях, глубоко связанных с философией права Соловьева. К примеру, понимание Г. Д. Гурвичем справедливости как согласования ценностей, как их равновесия, которое постоянно ищется и никогда не может быть достигнуто окончательно, является прямой или косвенной цитатой из Соловьева. Другие мыслители прямо ссылались на труды Соловьева как на источник своих правовых идей (А. С. Ященко, Е. Н. Трубецкой, П. И. Новгородцев и др.).
Следует также отметить, что интегральное определение права, сформулированное Соловьевым, предполагало, что необходимым условием его осуществления является государство. Государство, с точки зрения мыслителя, есть объективная форма осуществления права.
Исходя из того, что цель права заключается в максимальном предоставлении свободы своим согражданам ради их всестороннего развития, не противоречащего общему благу, Соловьев уделял особое внимание правам человека, под которыми он понимал не только традиционные для либерализма права негативные (права, обязывающие Прежде всего государство не вмешиваться в сферу личной свободы индивидуума), но и права позитивные (требующие определенных Действий со стороны государства для своей реализации). Среди по-^едних особое место занимало сформулированное Соловьевым
711
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫХ1Х а
(но не только им) право на достойное человеческое существование
явившееся впоследствии одним из краеугольных камней концепции социального государства. Следует иметь в виду, что это право не являлось, по Соловьеву, безусловным: ему соответствовала обязанность лица трудиться для общего блага.48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни советы Леонтьева «подморозить Россию, чтобы не гнила», ни масштабные панславистские мечтания Данилевского, ни принципы охранительной политики Победоносцева, ни либерально-консервативный проект конституционной монархии Чичерина, ни идея всемирной теократии Соловьева — ни одна из этих программ «спасения» России не в состоянии была противостоять надвигающейся катастрофе. Ее ощущение в разной степени присутствовало у всех этих мыслителей. Россия как империя уходила в прошлое, оставляя в наследство Россию как культуру, последняя яркая «вспышка» которой — философский и теоретико-правовой ренессанс начала XX в.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!