ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX .



Из-за либерально-критической направленности лекций Ковалевский был уволен и проживал за границей, где принимал участие в масон­ских организациях. По возвращении в Россию активно занимался политической деятельностью.

С 1906 г. Ковалевский читал лекции в Санкт-Петербургском политехническом институте. В 1906 г. ученый был избран сверхштат­ным профессором юридического факультета Санкт-Петербургского университета по кафедре государственного права. Он читал лекци­онные курсы на юридическом факультете вплоть до своей смерти в 1916 г. Ковалевский читал также курс социологии в Психоневро­логическом институте, где среди его слушателей, а впоследствии уче­ников, был и П. А. Сорокин.

Основные труды: «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» (в 2 т. 1886), «Закон и обычай на Кавказе» (в 2 т., 1890), «Происхождение современной демократии» (в 4 т., 1895-1897), «От прямого наро­доправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (в 3 т., 1906), «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права» (1880), «Первобытное право» (1886), «Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Опыт в области сравнительной этнографии и истории права» (1911), «Общее учение о государстве» (1909), «Социология» (в 2 т., 1910).

Понятие права. Будучи сторонником философского позити­визма, ученый стремился и общественные науки рассматривать по аналогии с науками естественными. Особую роль, по мнению Кова­левского, имеет для обществознания «великий закон эволюции», открытый Ч. Дарвиным. Это открытие мыслитель считал определя­ющим для всех наук, в особенности для философии, истории, наук о религии, праве и морали.

Ковалевский занимался разработкой так называемой генетиче­ской социологии как части общей социологии. В центре его внимания находились вопросы общественной жизни, связанные с происхож­дением социальных институтов: семьи, собственности, государства, права, нравственности, религии. Основу применяемой Ковалевским позитивистской методологии составлял историко-сравнительныи метод, разработке и обоснованию которого ученый придавал перво­степенное значение.

732


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРАВА

Поскольку жизнь, полагал Ковалевский, постоянно опережает юридическое творчество, невозможно выяснить природу права и законодательства, не обращаясь за помощью к истории. «Историко-сравнительный метод является не только средством к построению совершенно новой науки — истории естественного роста человече­ских обществ, но и необходимым приемом изучения истории права того или другого народа».8

Ковалевский рассматривал право как продукт исторического развития общества и отстаивал идею тесной зависимости между су­ществующим правом и тем или иным экономическим, политическим и религиозно-нравственным «укладами жизни». Развитие положи­тельного права зависит не от каких-либо абстрактных идей, а от роста «гражданственности», определяемой социальным укладом народа. В историко-сравнительном методе Ковалевский видел ключ к ответу на вопрос, в какой мере данное право представляет собой закономер­ное развитие предшествующих юридических норм и в какой мере оно противоречит «намеченным жизнью решениям». Сравнивая между со­бой законодательства народов, стадии развития которых тождествен­ны, с законодательствами иных народов, менее развитых, можно, опи­раясь на знание единых закономерностей социального развития, определить, что в том или ином законодательстве отмирает и должно быть устранено, а что следует восполнить и усовершенствовать.

Ученый связывал понятие права с началом человеческой соли­дарности, которое всегда присуще человеческому обществу. Однако это понятие, как и понятие справедливости и прав человека, Ковалевский трактовал позитивистски, видя в них продукт социального приспо­собления, имеющий исторически изменчивый характер. Государство и право у Ковалевского возникают только в «замиренной» среде, как свидетельство возникшей социальной солидарности.

При этом право возникает раньше государства, оно существует первоначально как родоплеменное право. Государство как таковое, убежден ученый, не создает право. Оно не может также и отрицать его, так как, выступая против права, государство подрывало бы ос­новы своего собственного существования. Но если государство не создает и не отрицает право, то «ему нет выбора, как признать его, что оно и делает в форме проводимых им положительных норм».9

8 Ковалевский М. М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и Приемы изучения права. М., 1880. С. 22.

9 Ковалевский М. М. Общее учение о государстве. СПб., 1909. С. 50-51.

733


Раздел X                                   ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XY

Понятие государства. Представляет интерес то обстоятельство что в политико-правовом учении Ковалевского присутствовали идеи' сближающие его с психологической школой. Ученый, в частности' отстаивал уже знакомую по учению Коркунова идею о том, что го'-сударство возникает в результате психического воздействия власти на население. Любая власть возможна только в результате добро­вольного подчинения этой власти. Источник «добровольного раб­ства» коренится в самой психической природе человека, в преобла­дании в ней чувств над разумом. Это порождает готовность подчиняться чужому влиянию, в особенности влиянию тех, кто обла­дает большей физической и психической энергией.

Зародыш государства возникает, согласно учению Ковалевского когда орда охотников, побуждаемая недостатком средств к существо­ванию, повинуясь инициативному вождю, захватывает земли дру­гой орды, членов которой обращает в рабство. Государство начинает свой рост тогда, когда напуганные соседи добровольно присоединя­ются к первоначальному союзу, а внутренние отношения постепенно становятся солидарными и возникает «замиренная» среда. Решающую роль в возникновении государства и права Ковалевский отводил выдающимся личностям, способным вести за собой народные массы.

Критика юридического догматизма и юснатурализма. Ученый достаточно резко критиковал юридический догматизм за абсолю­тизацию нормативного начала права, за апологию существующего законодательства. Юристы-этатисты, по мысли Ковалевского, «утра­тили сознание той связи, в какой право стоит с ростом культуры и гражданственности».10 Вместе с тем он критиковал и учения школы естественного права, наделявшей всех людей от природы естествен­ными и неотчуждаемыми правами. «Мы думаем, что при изолиро­ванности человека право не могло возникнуть, право возникло толь­ко с того момента, когда к Робинзону Крузо присоединился Пятница. До этого момента не могло существовать ни право, ни нравствен­ность, так как право и нравственность существуют для потребностей общежительного союза»."

Таким образом, полагая недостаточным формально-догматический, этатистский подход к праву и отвергая метафизику естественного

10 Ковалевский М. М. Социология. Т. 1. М., 1910. С. 62. " Ковалевский М. М. Социология и сравнительная история права // Вестни воспитания.1902.№ 2. С. 39.

734


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРАВА

Глава 2

права, Ковалевский стремился объединить в своей теории догма­тическую, историческую и социологическую стороны права. Эти три стороны права, полагал ученый, не более чем «ветви одного це­лого» и не должны обособляться в самостоятельные и оторванные  WУГ от ДРУ1'3 дисциплины. Другими словами, в правовом учении Ковалевского можно также обнаружить характерное для русской пра­вовой мысли стремление к интегральному правопониманию.

С. А. Муромцев

Значительный вклад в развитие общей теории права в России внес Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910)— выдающийся социолог и правовед, один из основоположников социологической теории права.

Муромцев родился в Санкт-Петербурге, в старинной дворянской семье. В 1871 г. он закончил юридический факультет Московского университета, после чего в Германии продолжил подготовку к про­фессорскому званию. Его учителем в Геттингене был Р. Иеринг, ока­завший на формирование правовых взглядов Муромцева большое влияние.

После защиты докторской диссертации в 1877 г. он был избран профессором римского права юридического факультета Московского университета. За политическую неблагонадежность ученый в 1884 г. был уволен из университета и продолжил свою научную деятель­ность самостоятельно, совмещая ее с работой в качестве присяжного поверенного. В годы первой русской революции Муромцев занялся политикой и был избран первым председателем Государственной Думы.

Основные труды: «Очерки общей теории гражданского пра­ва» (1877, докторская диссертация), «Определение и основное раз­деление права» (1879), «Гражданское право Древнего Рима» (1883), «Что такое догма права?» (1884), «Рецепция римского права на За­паде» (1886).

Понятие права. В соответствии с социологическим подходом к правопознанию Муромцев утверждал необходимость исследовать право эмпирически и во взаимодействии с другими социальными явлениями. Право должно изучаться не как чистая форма, а как одно

735


Раздел X                                   ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX в

из выражений всей социальной жизни общества. Таким образом Муромцев одним из первых сформулировал тезис о взаимосвязи права и общества, показал обусловленность права общественными отношениями. При этом огромное значение ученый уделял психо­логической составляющей права.

Общество являлось у Муромцева исходным моментом и при определении понятия права. Последнее он определял как порядок отношений, защищенных организованным (юридическим) спо­собом. При этом ученый отодвинул нормативную сторону права на второй план, трактуя нормы как некий атрибут правового порядка, «фактор в процессе его исторического образования».12 Муромцев отождествил право с фактически существующими отношениями, которые отличаются от неправовых отношений организованной фор­мой защиты. Такая защита осуществляется заранее определенным порядком и, как правило, при помощи специально предназначенных для этого органов (с. 72). Только такую форму защиты ученый назы­вает формой юридической, или правовой. Таким образом, право трак­товалось Муромцевым как правовой порядок (с. 151).

Данное ученым определение права означало также признание возможности существования права и до возникновения государства, и вне государства. Мыслитель отмечал, что хотя государство и мо­жет всегда выступить против «неприятного для него ; ;рава», это вовсе не означает, что оно «может всегда помешать возникновению такого права» (с. 151).

В догосударственных обществах организованная форма защи­ты имеет место, например, тогда, когда по решению общеполитий-ного органа и в соответствии с обычаями осуществляется какое-либо заранее определенное наказание в отношении провинившегося лица.

Неорганизованная же защита протекает в формах, не опреде­ленных заранее. При такого рода защите ее форма определяется в каждом отдельном случае в зависимости от обстоятельств. «Так, когда нарушение какого-либо отношения карается более или менее сильным порицанием со стороны общественного мнения; когда это порицание переходит в негодование; когда негодование влечет за со­бой насильственные действия против нарушителя, исполняемые кем придется... когда то же негодование заставляет кружок или союз от­казаться от провинившегося сочлена либо уменьшить выпадающие

12 Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. СПб., 20W- С. 150-151.

736


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРАВА

Глава 2

на его долю выгоды, уважение, почет, — тогда во всех названных и во многих других подобных случаях общественная защита выступает в неорганизованной форме: ее способ, размер, орудия определяются положением дел и настроением умов в данную минуту» (с. 72-73).

В цивилизованных обществах среди органов, осуществляющих юридическую защиту, важнейшую роль мыслитель отводил суду, наделенному функцией правотворчества. В задачу суда, по мне­нию Муромцева, входит приведение действующего правопорядка в соответствие со справедливостью, под которой он понимал сово­купность господствующих в данном обществе представлений о пра­вовом и моральном порядке. Именно на суд возлагал ученый задачу изменения действующего права, а теоретической базой для этого должна была явиться политика права как прикладная наука, зани­мающаяся вопросами желательного развития права.

Муромцев понимал, что предлагаемый им критерий разграниче­ния права от других явлений на основании степени «организованно­сти защиты» достаточно условен. Однако данное обстоятельство он не считал серьезной проблемой. Между двумя разными качествами, напоминал ученый, всегда существует переходная область. Нельзя точ­но определить момент, когда день переходит в ночь. Однако это не дает оснований для того, чтобы их смешивать. Точно также нет осно­ваний и для неразличения права и иных социальных явлений.

Право и принуждение. Существование самой границы между правом и другими социальными феноменами в виде организованной защиты, т. е. организованного принуждения, Муромцев считал определяющим для своей концепции. Если этот признак будет от­брошен, настаивал правовед, то утратится всякое различие между правом и всеми другими защищенными отношениями. Это приведет к безграничному расширению права, которое в таком случае вместит в себя и всю область «общественной морали, и область обычаев» (с. 134).

В то же время сам Муромцев готов был трактовать выражение «организованная защита» достаточно широко. В частности, он уточ­нял: «Как скоро для защиты какого-нибудь отношения авторитетом общества, хотя бы путем незаметно складывающегося обычая, вы­работался правильный порядок, так отношение вступает в юриди­ческую форму своего существования» (с. 134).

Тем не менее, нормы, которые не имеют санкций, не относят­ся Муромцевым к разряду норм юридических. Не любую норму

737


Раздел X                                   ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XY ,

и международного права ученый готов был признать в качестве нормы права. Дня этого она должна быть поддержана какими-либо санкциями хотя бы односторонними.

Право ч нравственность. Муромцев не относил к праву все то что соблюдается из приличия, нравственности, привычки, обычая чувства долга и т. д. «Соблюдаемое таким образом обладает обык­новенно особенной прочностью, но именно потому оно не образует права. Правовое и прочное не одно и то же. Все значение юридической защиты заключается в том, что она упрочивает отношения, еще не прочные; если же они прочные без ее содействия, то она теряет свое значение, и отношение должно исключить из права» (с. 152).

Таким образом, ученый отрицал наличие «коренного различия права и нравственности». Такое различие противоречило бы «закону солидарности общественных явлений». То, что их отличает, — это лишь прочность порядков, а также способы их защиты.

Поскольку смысл права, как полагал Муромцев, заключается не в норме, а в действующих правовых отношениях, ученый признавал возможность как существования «мертвых» норм, не порождающих правовые отношения и права, так и существования правового порядка, не соответствующего «отживающим» нормам (с. 142-143).

Психологические аспекты права. Несомненный интерес пред­ставляет проделанный Муромцевым анализ права как «общего на­родно-правового убеждения», понятие которого было разработано исторической школой. Ученый обращает внимание на психическую составляющую права, на его действие и социальную легитимацию (обозначаемую им в терминах «сочувствие», «расположение») как на необходимые условия правового бытия.

«С исторической точки зрения, — подчеркивает Муромцев, — называть правом следует только такие юридические нормы, которые применяются в жизни. Это и есть право, действующее в строгом смысле слова. В его состав входит положительное право, т. с. правила закона или обычая, но лишь настолько, насколько они применяются на практике отдельными лицами или судебной властью: положительное право ограничивается, видоизменяется и дополняется под влиянием нравственных воззрений, чувства справедливости, привычек и пред­рассудков, свойственных тем лицам, которые его применяют. При­менение права имеет тот существенный интерес, что свидетельствует

738


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 632; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!