ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Н. Н. АЛЕКСЕЕВА



Глава I

Мыслитель разработал целостную теорию общения (коммуни­кации), которая отличалась достаточной проработкой основных дета­лей. Предпосылкой общения Алексеев считает наличие «самостоя­тельных существ». При этом «общение может быть только там, где имеется некоторая разобщенность элементов, некоторая разделенность стихий, вступающих друг с другом в отношения и связи. Поэтому там, где имеется заранее данное единство, где есть первоначальная слит­ность и сплошность, там излишним является всякое сближение и со­общество. Идея общения предполагает установление содружества поверх первоначальной разделенности, соединение раздельного и ра­зобщенного, смягчение перерывов и зияний. Это условие и наступает тогда, когда в соприкосновение вступают несколько различных и са­мостоятельных индивидуумов. Подобное объединение одного раздель­ного мира с другим, с ним несвязанным, ему трансцендентным, мы и называем сообщением одной замкнутости с другой, общением сти­хий изначально раздельных и самостоятельных» (с. 128).

Общение (коммуникация), по мнению Алексеева, всегда имеет место там, где человек сходится с человеком. Однако он допускает принципиальную возможность общения и с жителями Марса, и с ду­шами умерших, и с различными духами, «если только они существуют» и если люди откроют технические средства для такого общения. Весьма прозорливо Алексеев предполагал, что технические средства опосредуют любую коммуникацию (общение). «Общение всегда есть деятельность посредствующая, прибегающая к внешним приемам, к тому, что в широком смысле слова можно назвать медиумом. Если бы чужой мир, жизнь другой монады, были бы даны нам непосред­ственно, для чего тогда было бы общение?» (с. 129). Среди наиболее доступных средств общения философ выделял язык, но допускал и возможность существования других средств, пока неизвестных.

Таким образом, основной предпосылкой общения (как и идеи права) выступало у Алексеева понятие личности. Личность философ рассматривает не только как отношение, но и как некоторое творче­ское единство, «которое само устраивает свою собственную идейную и нравственную жизнь» (с. 132). Именно тот факт, что «наряду с моим "я" и его внутренней жизнью существуют еще другие "я", отношения между которыми складываются иначе, чем мои отношения к самому себе, — этот факт и составляет основу правопорядка».3

3 Алексеев Н. Н. Общее учение о праве. Симферополь, 1918. С. 100. — Да­лее ссылки на это издание даются в тексте параграфа.

795


Раздел XI

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

С идеей личности Алексеев также связывал «принцип внешней действующей причины», или «идею трансцендентного действия»,

как другого необходимого условия общения (коммуникации). Транс­цендентное действие указывает на существование некоего деятеля, независимого центра, человеческой личности, способной лишь «кос­венно узнавать другую личность». Общение было бы невозможным, если бы личности представляли тождественные друг другу сущно­сти, лишенные момента «трансцендентности», по терминологии Алексеева. Но точно также общение было бы невозможно, если бы личности представляли собой абсолютно закрытые монады, не име­ющие между собой ничего общего. Такое «общее» Алексеев нахо­дил в связывающих различных субъектов общих ценностях культуры, в общем этосе, своеобразном «духе народа», делающем возможным установление социального порядка. Этим объясняется и наличие в любом общении момента иррационального как проявления эмо­циональной, ценностной сферы в сознании человека.

В вопросе о межличностных отношениях мыслитель опирался на феноменологическое учение о праве А. Райнаха, вслед за кото­рым он считал, что в каждом социальном переживании необходимо содержится указание на другое лицо. «Поэтому все социальные акты нашей души содержат в себе стремления быть восприимчивыми и быть услышанными другими. Акт прощения вины другого человека не есть еще акт социальный, ибо он может проходить чисто внут­ренне, не будучи сообщен другому. Но приказ есть чисто социальный акт, ибо он всегда обращен к другому лицу, должен быть им выслу­шан, исполнен или не исполнен...» (с. 136). Иными словами, ученый фактически формулирует мысль, согласно которой социальное — это и есть коммуникативное.

Из данных предпосылок Алексеев делал вывод о том, что госу­дарство не может быть ни организмом, ни личностью, оно может быть только сложным отношением между личностями и социальными группами.

Государство как централизованная система отношений есть система правовых отношений. Но так как понятие правоотношения включает в себя, по мысли Алексеева, и понятие субъекта права, то, делал вывод ученый, и «субъект права также должен быть правоот­ношением... Быть субъектом права — это значит пребывать в извест­ном, определенном правопорядком отношении, которое мы называем "субъективным правом"» (с. 149).

796


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!