ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»



Соборность и общественность

Общество, по учению Франка, не есть цельное и однородное всеединство, а имеет два слоя: внутренний и наружный. Внутрен­ний —это единство «мы», соборность; наружный, внешний, поверх­ностный — раздельность, противостояние, раздор. В этом факте мыслитель видел подлинный трагизм человеческого существования, трагизм несоответствия между эмпирической реальностью общества и его онтологической сущностью. Поэтому Франк признавал отно­сительную правоту как сингуляризма, так и универсализма, поскольку они выражают две реальные стороны общественного бытия, два его слоя. Мыслитель называет эти два слоя соборностью и обществен­ностью (с. 300-301).

Внешняя общественность представляет собой взаимодействия отдельных людей, каждый из которых не только пространственно отделен от другого, но и действует под влиянием своей воли. При этом «весь остальной, "внешний" данному человеку мир, включая и остальных людей, есть для его познания и действия "объект", то "не-я", которое ограничивает его собственное "я" и должно быть использо­вано или преодолено последним» (с. 302). Все другие люди для него «они» (о «ты» и «вы» речи здесь нет), С ними он встречается извне, и извне воздействует на них, как и они на него. Речь здесь все же идет именно о коммуникации потому, что необходимость согласо­вывать действия как совместные предполагает, что в основе такого согласования лежит «живое внутреннее органическое единство об­щества» (с. 304).

Франк выделял две формы такого взаимодействия. Во-первых, это форма свободного и случайного столкновения двух индивиду­альных воль, как, например, в договорах или сделках. Во-вторых, поскольку необходимо достижение сознательно поставленной общей цели, взаимодействие может осуществляться в форме организации, т. е. создания коллективного единства через внешнее подчинение единой направляющей воле. Сюда Франк относил явления власти и права, которые, по его мнению (солидарному с позицией предста­вителей социологического правоведения), «присутствуют во всяком "коллективе", будь то государство, семья или любой союз» (с. 303).

Франк специально подчеркивал, что любое общество, незави­симо от его политического или экономического уклада, всегда пред­ставляет собой двуединство внутреннего, соборного, и внешнего,

806


Глава!


ИДЕАЛ-РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА С. Л. ФРАНКА


 


механического. Это лишь два момента человеческого бытия, но за всяким механическим, внешним отношением (коммуникацией) скры­вается и через него действует сила соборности. Мыслитель раскрывал коммуникативную суть любых социальных отношений на примере отношений между продавцом и покупателем. Казалось бы, эти от­ношения представляют собой образец холодно-утилитарного, чисто внешнего общения, в котором один человек служит для другого только «контрагентом», только источником извлечения личной выгоды, совсем не существуя для него как «ближний», как человеческая личность, с которой человека связывают чувства уважения, любви, солидарно­сти. Но даже эти, подчеркивал мыслитель, наиболее холодные и вне­шние отношения между людьми были бы совершенно невозможны, если бы они не опирались хотя бы на элементарную и минимальную внутреннюю связь. «Без элементарного доверия к покупателю как к честному человеку продавец не впустил бы его в свою лавку из боязни, что он может быть им просто ограблен...» (с. 305).

Эта зависимость «внешнего общения» от «внутренней соборной связи» между людьми основана, по Франку, на категории «взаимо­понимания», которая является центральной и для феноменолого-гер-

меневтической традиции.

Франк пишет об этом так (фактически, речь у него идет о сути коммуникации): «...Самая мимолетная внешняя встреча двух людей или внешне-утилитарное или принудительное их объединение пред­полагает взаимное понимание между ними, усмотрение в другом человеке "себе подобного", что возможно, как мы видели, только через исконную внутреннюю сопринадлежность двух людей, через интуитивное восприятие взаимного внутреннего единства. Так, без единства языка, без некоторого единства нравов и нравственных воз­зрений или, в предельном случае, без сознания единства "челове­ческого образа" невозможна даже простая встреча двух людей, не­мыслимо никакое, даже самое внешнее их сотрудничество...» (с. 306).

При этом философ обращал внимание на то, что такие комму­никативные предпосылки необходимы для всех отношений, вклю­чая отношения «внешне-утилитарные» и «принудительные». Собор­ность, по мысли Франка, есть необходимая и неустранимая основа нашей жизни. «Именно потому, — продолжает философ, — что во всех без исключения человеческих отношениях, начиная с самого интимно-любовного отношения между мужем и женой или между матерью и ребенком и кончая самыми холодно-деловыми отношениями

807


Раздел XI


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!