ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»
и естественного равенства» (с. 197). Признание такого естественного права за каждым человеком утверждает начало правовой обязанности и правового равенства в жизни людей. Люди не равны друг другу ни телом, ни душой, но они равны по своему праву на достойную жизнь.
Фактически Ильин предлагал программу аналитического выведения всего набора естественных субъективных прав и обязанностей из сформулированной им аксиомы человеческого достоинства. Их совокупность и следует, по мысли философа, называть естественным правом. Причем Ильин полагал, что если идеи естественного права «нормативно сформулировать», то можно говорить и о естественном праве в объективном смысле. Ученый отмечал, что такое право не может быть отражено в различных существующих законодательствах, но оно должно, по замыслу Ильина, составить «духовно верное основание для всякого законопроекта» (с. 198).
Естественное право, по мысли философа, присутствует в правосознании каждого человека. Поэтому любой человек в принципе может обнаружить его в своем собственном духовно-предметном опыте. Но большинство людей «не доходят до этого», и тогда они встречаются с естественно-правовыми требованиями в том виде,
который им придает, зачастую искажая их сущность, положительное право.
Ильин неоднократно повторял мысль о том, что право в своем естественном значении является необходимой формой духовного бытия человека. А вот необходимость положительного права основывается «на незрелом состоянии человеческих душ». Поэтому положительное право необходимо как целесообразная форма поддержания права естественного.
|
|
Ильин понимал, что положительное право вполне может быть подвержено влиянию корыстной воли. Однако мыслитель был убежден, что несмотря на все извращения положительное право по природе своей сохраняет в себе основное ядро естественного права (с. 204). Эта мысль Ильина заслуживает особого внимания. Ее можно прокомментировать таким образом: в самой природе права заложены некие основы, без которых право существовать вообще не может и которые разум человека способен прояснить и по мере возможности развить. Это ядро естественного права в праве положительном Ильин видел не в норме, а в отношениях определенного качества, организующихся с помощью нормы. Право в таком ракурсе: 1) разграничивает
818
ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ И. А. ИЛЬИНА
Глава 3
свободу («разграничивает круги свободного волеизъявления»), 2) устанавливает равенство (осуществляет функцию уравнивания через саму норму, ее коррелятивность и мутуальность); 3) предполагает самоуправление (положительное право по существу своему обращается к разумной воле человека как к самоуправляющемуся центру) (с. 204-205).
|
|
Если учесть, что под «коррелятивностью» Ильин понимал соотнесенность субъектов и их правовых статусов друг с другом, их взаимное «подпитывание», а под «мутуальностью» — взаимную потребность друг в друге и взаимоподдержку, то в подобной концепции «естественного ядра» положительного права можно увидеть все необходимые (естественные) элементы правовой коммуникации.
Аксиомы правосознания
Нормальное правосознание, полагал Ильин, состоит в том, чтобы на его основе человек мог сам управлять своим поведением, но в соответствии с положительным правом. Правосознание может стоять на высоте только там, где право организует жизнь как школу самоуправления. Автономия личной воли и политическая автономия тесно взаимосвязаны. Поэтому, подчеркивал мыслитель, народ, ведущий темную и нетрезвую жизнь, неспособен к организованному самоуправлению.
Извечный вопрос о необходимости выбора между естественным правом и противоречащим ему правом позитивным Ильин решал, с определенными оговорками, в пользу права положительного. Он полагал, что развитое и зрелое правосознание соблюдает даже несовершенную форму положительного права как искаженную форму права естественного. Это не исключает борьбу за его отмену. Но действовать при этом мыслитель советует так, как действовал древнегреческий мудрец Сократ, смерть которого Ильин считал формой протеста против «неправого права».
|
|
Поставив вопрос о здоровом правосознании, мыслитель отмечал, что дело тут не только в сознании как таковом. Поскольку право имеет духовный смысл, в правосознании участвуют не только знание и мышление, но и воображение, воля, чувство, т. е. вся человеческая душа. Иными словами, правосознание коренится в определенном соотношении инстинкта и духа. «Правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей» (с. 231).
819
Раздел Xf
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!