ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ Г. Д. ГУРВИЧА



Глава 4

по логике мыслителя, считаться правом. С другой стороны, справед­ливость может воплощаться только в том праве, которое обладает позитивностью, поскольку основным требованием справедливости является реальное установление мира и безопасности.

Справедливость, таким образом, выступала у Гурвича как кон­ститутивный элемент права, но элемент изменчивый и не связан­ный напрямую с моралью. Ведь, устанавливая баланс ценностей, справедливость обеспечивает порядок и безопасность. Но при этом сами ценности могут вступать между собой в конфликт, допусти­мый до известных пределов. Степеней же порядка и безопасности может быть столько, сколько и форм выражения справедливости (с. 604).

Специфика правового регулирования

Из определения права, данного Гурвичем, вытекала также опре­деленная специфика, присущая именно правовому регулированию, в отличие от иных видов социального регулирования.

Мыслитель видел ее в следующем,

1. Правовое регулирование носит определенный и ограничен­ный характер, в отличие от неопределенного и неограниченного характера других вариантов социального регулирования. Например, норма, запрещающая убийство, имеет различные значения в праве и морали. В праве возможны ситуации, когда убийство разрешено (само­оборона, война, исполнение смертного приговора). В морали запрет на убийство носит абсолютный характер и распространяется на дейст­вия, которые могут быть даже косвенными причинами смерти чело­века (например, несправедливое обвинение).

2. Правовое регулирование имеет двусторонний (многосторон­ний) императивно-атрибутивный характер, в отличие от односто­роннего императивного характера всех других типов регулирования. Императивно-атрибутивная структура заключается в неразрывной связи между обязанностями одних лиц и притязаниями других. При этом взаимосвязь прав и обязанностей возможна не просто по­тому, что эта взаимосвязь устанавливается автономной (самодоста­точной) нормой, а потому, что посредством коллективного призна­ния нормативных фактов (установленных норм) подтверждается ее ценностная природа (справедливость). Таким образом, только юридический опыт непременно является опытом коллективным.

829


Раздел XI

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

Моральный, религиозный и эстетический опыты могут быть и инди­видуальными.

Гурвич признавал приоритет Л. И. Петражицкого в установле­нии императивно-атрибутивной структуры права, но видел недоста­ток его подхода в сугубо психологическом анализе этого феномена. Петражицкий не обратил внимания на связь императивно-атрибу­тивного регулирования с идеей справедливости. Утверждение такой связи позволило Гурвичу представить право не только как психоло­гическое явление, но и как явление социальное, притом имеющее сложную, интегральную природу.

3. Правовое регулирование отличается социальной гарантией своей эффективности, которая обеспечивает реальное соответствие правопритязаний и обязанностей и проявляется в необходимости для всякого права быть «позитивным», т. е. основывать свою значимость на нормативных фактах. Именно нормативные факты объединяют не тождественный правовым нормам правотворящий авторитет и действенные социальные гарантии права. Для того чтобы играть подобную роль в социальной жизни, нормативные факты и соци­альные структуры, воплощающие ценности, не обязательно долж­ны быть организованы, не нуждаются в заранее установленных сред­ствах внешнего принуждения и еще меньше нуждаются в наличии безусловного принуждения со стороны государства.

Отсюда Гурвич выводил неприемлемость тех определений права, которые связывали его с внешним принуждением, властью и государством. «Чтобы обрести роль действенных правотворящих авторитетов, социально гарантирующих строгую взаимосвязь прав и обязанностей, нормативные факты должны соответствовать всего лишь одному условию. Они должны действительно существовать и воплощать в себе духовные ценности» (с. 607). Иными словами, «недействующего» права, по мнению Гурвича, быть не может.

4. Правовое регулирование может сопровождаться формаль­но определенным внешним принуждением. Моральные и эстети­ческие предписания, согласно Гурвичу, такое принуждение исклю­чают. В подтверждение данного положения мыслитель приводит известную мысль, о том, что любое право, сопровождаемое принуж­дением, предполагает существование такого права, которое не со­провождается принуждением и которое обосновывает само это при­нуждение.

830


Глава 4


ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ Г. Д. ГУРВИЧА


 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!