ПРАВОВОЙ НОРМА ТИВИЗМ: Г. КЕЛЬЗЕН



Стремясь оправдать собственную позицию, связывающую право санкцией, понятой в узком смысле (как наказание), Кельзен пыта­ется доказать, что социальный порядок вообще немыслим без санкций.

Ученый обращает внимание на то, что если существует «пред­писанное поведение», то его неисполнение вызывает осуждение, а исполнение — одобрение. Само одобрение или осуждение окружа­ющих Кельзен предлагает рассматривать как санкции, причем иногда более действенные, чем другие формы поощрения и наказания (1,43).

Таким образом, учение о санкции также занимает одно из цент­ральных мест в правовой теории Кельзена. При этом необходимо под­черкнуть, что когда ученый определяет право как принудительный по­рядок, он имеет в виду не принуждение к выполнению предписаний самого правила поведения, а акты принуяедения, установленные пра­вопорядком в качестве санкций за несоблюдение этого правила.

Право и правопорядок

Обращаясь к понятию права, Кельзен указывает на разнообразие явлений, обозначаемых этим словом. В то же время слово «право» имеет, по мысли ученого, одно значение, которое признается всеми. Это поня­тие права как порядка человеческого поведения. «Порядок», полагает Кельзен, — это система норм, единство которых зиждется на том, что они имеют общее основание действительности (основную норму) (1,47).

Другим признаком, общим для всех социальных порядков, обо­значаемых словом «право», Кельзен называет их принудительность. Под «принудительностью» порядка ученый, как уже было отмече­но, понимает то, что в его рамках осуществляется реакция на неже­лательное, общественно вредное поведение, осуществляемая в виде актов принуждения, «причиняющих зло» (1, 50).

Итак, право, по Кельзену, есть принудительный порядок че­ловеческого поведения. Нормы права предписывают определенное человеческое поведение, связывая противоположное поведение с актом "Ринуждения. Получается, что если правовые порядки и уполномо-ивают кого-либо на что-либо, то это есть уполномочивание «одно-0 индивида применить по отношению к другому акт принуждения в качестве санкции» (1, 50).

Санкции правопорядка имеют следующие признаки: 1) это всегда '^манентные санкции (санкции самого общества, а не Бога — как

389


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX века

имеет место при трансцендентных санкциях); 2) санкции всегда со­циально организованы (в отличие от простого одобрения или осуж. дения). По мнению ученого, не всякий установленный правопоряд­ком акт принуждения является санкцией, а только тот, который наступает как следствие определенного поведения.

Кельзен явно преувеличивал значение санкций в процессе регу­лирования социальных отношений. Это проявляется и в его определении правомерного поведения как поведения, «которое позволяет избежать применения санкций» (1, 52). Правда, ученый признавал, что правомер­ное поведение может вызываться и другими причинами, кроме страха перед санкцией, в частности, религиозными или нравственными пред­ставлениями, но сознательно не придавал этому особого значения.

Кельзен не мог не заметить связи принуждения с психикой че­ловека. По его мнению, «принуждение, побуждающее индивида ве­сти себя предписанным, правомерным образом, есть принуждение психическое, в его основе — представление о праве (особенно о его санкциях), воздействующее на подчиненных праву субъектов» (1, 52). Однако психическое принуждение, замечает Кельзен, нельзя путать с установлением акта принуждения. Именно этот акт принуждения, а не психическое принуждение, есть отличительный признак права. Именно акт принуждения, обусловленный соответствующим пове­дением, позволяет считать это поведение противоправным, «и ему должно препятствовать, а противоположное поведение (социально полезное, желательное, правомерное) следует стимулировать» (1,53).

Необходимо напомнить, что, по мнению Кельзена, природа права относится исключительно к миру должного. Если в мире сущего действует причинная связь, то в мире права как должного эта связь существует по принципу «вменения». Это значит, что право также подчиняется логике «если А, то должно быть Б». Из этого вытекало, что когда допущена несправедливость, то должно быть действие (санкция) как следствие этой несправедливости. Поэтому право на жизнь, полагает Кельзен, состоит лишь в том, что в случае убийства человека против убийцы будет применена сила.

Любому правовому сообществу (правопорядку) принадлежит монополия на применение мер принуждения. Эта монополия мо­жет быть децентрализованной, как в первобытном обществе, или централизованной, как в государстве, где для этого создаются спе­циальные органы. Любой правопорядок обеспечивает коллектив­ную безопасность. Цель коллективной безопасности — мир. Но

390


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!