ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ НОРМАТИВИЗМ: Г. КЕЛЬЗЕН



Ганс Кельзен (1881-1973)— один из самых авторитетных философов и теоретиков права XX в. Родился в Праге. Изучал фило­софию под руководством главы марбургской школы неокантианства Г. Когена. С 1917 по 1930 г. являлся сначала приват-доцентом, а затем профессором права Венского университета. Именно тогда окончательно сформировались его теоретико-правовые взгляды. Кельзен входил в так называемый «Венский кружок» — неформальное интеллектуальное сообщество того времени, которое разрабатывало идеи неопозитивизма.

378


ПРАВОВОЙ НОРМАТИВИЗМ: Г. КЕЛЬЗЕН

В работе кружка принимал участие и 3. Фрейд, имевший с Кельзеном лоужеские отношения. В 20-е годы Кельзен заложил основы «Венской школы чистой теории права» (наиболее известные ее представители — д. Меркель и А. Фердросс).

В эти же годы ученый занимался и активной политической дея­тельностью, выступая в роли советника по юридическим вопросам первого республиканского правительства. Кельзен возглавил подго­товку проекта Конституции 1920 г., юридически оформившей обра­зование Австрийской республики. Свои теоретические изыскания Кельзен совмещал не только с политической, но и с судебной дея­тельностью. С 1921 по 1929 г. он занимал должность члена Консти­туционного суда Австрии.

Из-за антисемитских настроений в городе он был вынужден перебраться в Кельн, где три года преподавал в Кельнском универ­ситете. После эмиграции из Германии в 1933 г. Кельзен становится профессором Женевского университета. В 1939 г. после аншлюса Австрии нацистской Германией ученый переезжает на постоянное жительство в США. С 1942 г. и до конца жизни — профессор Кали­форнийского университета(г. Беркли).

Основные труды: «Проблема суверенитета и теория между­народного права» (1920), «Социологическое и юридическое поня­тия государства» (1922), «Основные проблемы государственно-пра­вового учения, исходя из учения о правовом установлении» (1923), «Общее учение о государстве» (1925), «Чистое учение о праве» (1934), «Общество и природа» (1943), «Общая теория права и госу­дарства» (1945), «Что такое справедливость?» (1957), «К критике иде­ологии» (1964).

Методологические основы «чистого учения о праве»

Кельзен считается основателем правового нормативизма— относительно самостоятельного направления в правоведении, опи­равшегося как на идеи марбургской школы неокантианства, так и на идеи венской школы неопозитивизма. С позиций логико-аналити­ческой юриспруденции Кельзен разработал «чистое учение о праве», в котором и нашли отражение основные идеи нормативизма.

Кельзен всегда подчеркивал, что чистое учение о праве есть теория позитивного права, точнее, теория интерпретации позитивного орава. Такая теория, подчеркивал ученый, пытается ответить на вопрос,

379


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XXIgglfA

что есть право, но не на вопрос, каким оно должно быть. Это — право-ведение, но не политика права.

Отправной точкой для Кельзена являлось разграничение сферы познания и сферы волеизъявления, или сферы сущего и сферы долж­ного. Кельзен видел в таком разграничении необходимое условие для обоснования научной, а следовательно «чистой», теории права. Мыс­литель называл свое учение «чистым» потому, что оно занимается только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле слова. По мнению Кельзена, в XIX-XX вв., т. е. при переходе к неклассической науке, правоведение совершенно некритично расширилось за счет психологии и социологии, этики и политической теории. Ученый не отрицает, что между этими науками и правоведением существует тесная связь. Однако он полагает, что расширение за счет этих наук предмета правоведения неизбежно оз­начало бы введение методологического синкретизма (неорганичного смешения), «который затемняет сущность правоведения и смазывает границы, предназначенные ему природой его предмета».'2

Отметим, что Кельзен озабочен чисто позитивистской пробле­мой получения «чистого» знания, которое предстает в его глазах высшей ценностью, ради которой можно пренебречь иными позна­вательными проблемами.

Замысел ученого был направлен прежде всего против идеи естест­венного права и смешения науки с идеологией. В отличие от нео­кантианца Штаммлера неокантианец Кельзен отказывается связы­вать право со справедливостью, которая всегда находилась в центре внимания юснатурализма.

Понятие основной нормы

Акт и его правовое значение. Кельзен признавал, что право трудно отделить от царства природы. «...В существовании права есть чисто природная сторона» (1, 8). В любом феномене, относящемся к праву, можно различить два элемента: 1) происходящие во времени и пространстве чувственно воспринимаемые акты (внешний ход чело­веческого поведения); 2) правовое значение этих актов.

12 Чистое учение о праве Ганса Кельзена. В 2 вып. М., 1987-1988. Вып. 1. С. 7-8. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы: первая цифра озна­чает номер выпуска, вторая — страницы.

380


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 523; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!