ШКОЛА «ВОЗРОЖДЕННОГО» ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА



изменении экономического базиса общества, как этому учил марк­сизм, а в прогрессе права. Причем критерии прогрессивного разви­тия права следует искать в «естественном праве с изменчивым содержанием».

«Возрожденное» естественное право. Штаммлер первым поста­вил вопрос о возрождении естественного права, введя в оборот форму­лу «естественного права с изменяющимся содержанием». Немецкий ученый пытался реанимировать естественно-правовую идею, но на но­вых основаниях, совместимых с научными представлениями XX в. Штаммлер отказывается от классического понимания естественного права как постоянного и неизменного, как раз и навсегда данного разумом перечня прирожденных прав. Его учение представляло со­бой попытку, исходя из признания относительности позитивного права как сущего, выявить его трансцендентальные (априорные) основания как права должного. Таким «естественным» основанием права выступила у Штаммлера идея формальной справедливости.

Как и многие мыслители до него, Штаммлер видел цель права в регулировании совместного человеческого поведения, направленного на удовлетворение потребностей. Эта цель, вытекающая из природы общества, стабильна и неизменна. Но все, что относится к самим че­ловеческим потребностям и способам их удовлетворения, подверже­но постоянному изменению. Поскольку не существует ни одного по­ложения права, которое по своему содержанию оставалось бы безусловно неизменным, то, по мысли Штаммлера, возникает задача установить общепризнанный формальный (трансцендентальный) метод, с «помощью которого можно было бы так направлять и опре­делять неизбежно меняющийся материал исторически обусловленного права, чтобы он приобрел свойства объективно справедливого».9

Справедливое (и в этом смысле естественное) право есть осо­бенным образом построенное положительное право. К нему Штаммлер относил те правовые положения, которые обладали формальным свой­ством справедливости. Это качество ученый приписывал тем право­вым нормам, чье условное содержание соответствовало социальному идеалу, который он видел в идее человеческого общения. Идея чело­веческого общения, или — в современной терминологии — идея соци-ЗДьной коммуникации, положена Штаммлером и в основу понятия права.

,- '' Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения. М., 1908. С. 12. — • ее осылки на это издание даются в тексте параграфа.

367


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX ВЕКА

Право и общение. Мыслитель утверждал, что существует лишь В одна единственная идея, которая «с безусловной принципиальностью В действительна для всякого права — это идея человеческого общения. • Нельзя представить себе никакого правового порядка, который не • связывал бы людей между собою, а "связывать" — значит соединять • людей под общими целями» (с. 75). Общение людей предполагает что каждый член общения должен действовать так, как он должен был бы хотеть действовать в качестве существа, мыслимого свободным. Поэтому общение людей, способных к выражению своей воли в ка­честве свободных существ («общество свободно хотящих людей»), и есть конечная цель социальной жизни.

Право, таким образом, предстает для Штаммлера как формаль­ный способ, с помощью которого люди должны вести совместную борьбу за существование. При этом идея общения представлялась ученому единственным принципом, безусловно приложимым ко вся­кому мыслимому «правовому ведению». Все остальное в этой области он объявлял относительным и изменчивым.

Общее, определяемое путем правового регулирования, слагается из людей — существ, которым свойственна способность справедливо­го воления, т. е. осознания идеальных целей. Для его инициирования и направления должно быть насаждаемо «социальное воление», которое есть не добрая воля каждого, а упорядоченный строй, связующий мно­жество людей в общем стремлении к социальной цели. Поэтому в от­личие от нравственности (внутренней жизни отдельного человека са­мого по себе) «социальное воление» есть «воление для других». Социальное воление — это «правило, связывающее многих лиц и сто­ящее над ними». Социальное воление выражается не только в праве. К нему также относятся мораль, обычаи, конвенциональные правила (правила, принятые по соглашению). От других видов социального ве­дения право отличается принудительным характером. Право, полагает Штаммлер, есть такое принудительное регулирование совместной жизни людей, которое «по своему смыслу имеет не допускающее нарушения значение». При этом право не просто социальное воление, а социаль­ное воление «связанных общими целями лиц» (с. 39).

Для Штаммлера безразлично, кто выражает и проводит это воле­ние. С позиций трансцендентальной философии важно, чтобы содер­жание этого воления было направлено не на собственные мысли как таковые, а на способ совокупных действий многих, которые должны быть подчинены этому волению.

368


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!