ШКОЛА «ВОЗРОЖДЕННОГО» ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
справедливости. В «прошедшую эпоху позитивизма» — принцип стабильности. Такие подходы ему представляются односторонними, но эта односторонность «наглядно иллюстрирует противоречивую многоликость идеи права» (с. 91).
Анализ права Радбрух тесно увязывает с понятием власти. Власть ученый понимал прежде всего как дух. Суть любой власти Радбрух видит во власти над душами. Поэтому и высшую власть ученый рассматривает как право. Любая власть, отмечает мыслитель, «зиждется на признании ее ей покорившихся, добровольно или
по принуждению» (с. 95).
Следует отметить, что на вопрос о возможности и необходимости подчиняться власти Радбрух отвечает в первом периоде своего творчества положительно. Если в каком-либо обществе, полагает он, есть верховный правитель, должно следовать тому, что он предписывает. Данный постулат Радбрух со ссылкой на Кельзена называет основной, базовой нормой (Grundnormd), на которой основано действие всего позитивного права. Ученый солидаризируется с мыслью И. В. Гете о том, что «лучше, если в отношении тебя творится несправедливость, чем мир остается без закона» (с. 99).
Следуя этой идее, Радбрух, в частности, утверждал, что судья, находящийся на службе у закона и толкующий его, должен знать лишь юридическую теорию действия закона. Профессиональный долг судьи заключается в том, чтобы приводить в действие волю закона, жертвуя собственным правовым чувством во имя высшего авторитета закона. «Ему надлежит спрашивать лишь о том, что соответствует закону, и никогда о том, является ли это одновременно и справедливым... Сколь несправедливым ни было бы право по своему содержанию, неизменным оказывалось, что оно всегда достигает одной цели уже даже простым фактом своего существования — правовой стабильности (безопасности)» (с. 100).
|
|
«Возрожденное» естественное право. Позиция Радбруха существенно изменилась после краха нацистского режима. Печальный опыт тоталитарного правления побудил мыслителя к известной «переоценке ценностей». Радбрух заново обращается к идее естественного права. Наибольшей известностью в это время пользуются две sro работы, «возрождающие» идею естественного права и написанные уже после окончания Второй мировой воины: «Пять минут фи-^софии права» и «Законное неправо и надзаконное право».
375
Раздел V
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX века
В первой работе мыслитель отмечал, что юристам, которые формировались в эпоху кончины естественного права (со второй половины XIX в.), неизвестны исключения из действия закона. Закон действует потому, что это закон, и это — закон, если его сила признается в большинстве случаев. Такое понимание закона и его действия Радбрух называет позитивистским. Оно сделало всех включая юристов, беззащитными перед законами, оправдывающими произвол, т. е. перед преступными законами. В конечном счете они отождествляли право и силу — лишь там, где сила, там право (с. 225). Не лучшим, по мнению мыслителя, было представление о том, что право — это то, что полезно народу. На деле это всегда означает, что общеполезное определяет тот, в чьих руках находится власть.
|
|
Радбрух по-прежнему убежден в том, что право — это воля, стремящаяся к справедливости, а справедливость заключается в том, чтобы судить без оглядки на авторитет и ко всем подходить с одинаковой меркой. Но теперь Радбрух пишет следующее: «Если законы сознательно попирают волю к справедливости, например, предоставляя тому или иному лицу права человека или отказывая в них исключительно по произволу, то в этих случаях подобные законы недействительны, народ не обязан подчиняться им, а юристы должны найти в себе мужество не признавать их правовой характер» (с. 226).
Радбрух исходил из того, что существуют правовые принципы более авторитетные, чем любые юридические предписания. В этом случае закон, противоречащий такому принципу, не действует. Подобного рода принципы Радбрух и называет естественным правом. Мыслитель констатировал, что в настоящее время они закреплены в Декларации прав человека, но еще раньше они были высказаны на языке веры. Эти принципы мыслитель находил в следующих словах Священного Писания: с одной стороны, следует подчиняться власти, которая стоит над всеми, а с другой — необходимо подчиняться Богу больше, чем человеку. Решающий голос, отмечал ученый, принадлежит Богу (с. 227).
|
|
В другой своей работе, «Законное направо и надзаконное право», Радбрух развил эти идеи. Он напоминает, что позитивизм не в состоянии самостоятельно обосновать действительность закона. Позитивизм исходит из того, что действительность закона доказывается его способностью силой добиться исполнения. Но эта сила позволяет обосновать обязанность (mussen) делать что-то по предписанию, но никак не долг, продиктованный внутренним побуждением.
376
Глава '
Мы поможем в написании ваших работ! |