ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX



ВЕКА

Структура общего учения о государстве

Общее учение о государстве распадается на две основные части каждая из которых имеет свой предмет исследования и соответствуй ющие методы. «В первом случае предметом изучения является госу­дарство как социальное явление. Оно обращается к реальным, субъек­тивным и объективным явлениям, из которых слагается конкретная жизнь государства. Этот метод изучения государства обычно называ­ют историко-политическим».33 Во втором случае предметом изучения является юридическая сторона государства, т. е. право.

Кроме того, существует практическая наука о государстве _ политика, являющаяся учением о достижении государственных целей в том числе в области законотворчества. Наука о политике не должна смешиваться с наукой о государстве, но не должна и игнорироваться. В противном случае, последняя рискует превратиться в чисто схола­стическое знание.

Предметом общего социального учения о государстве являет­ся фактическая жизнь государства и права. В рамках данного учения изучаются вопросы, касающиеся возникновения, преобразования, гибели государств, условий их существования, связи отдельных эле­ментов и т. д. Исследователь при этом оперирует эмпирическими фактами, подлежащими проверке.

В этом смысле наука о государстве схожа с науками о природе. Однако принципиальное различие заключается в том, что социальные науки имеют дело с человеком, наделенным сознанием и волей. Все социальные явления — это результат деятельности отдельных инди­видов, преследующих свои цели. Человек же бесконечно разнооб­разен и бесконечно разнообразны результаты его деятельности. По­этому если науки естественные стремятся открыть и сформулировать законы природы, то для наук социальных это недостижимо.

Но вместе с тем и в социальных явлениях существуют общие элементы, изучая которые мы может устанавливать определенные типы явлений. Типология происходит путем сравнения. Но оно не должно заходить слишком далеко. В связи с этим Еллинек критикует попытки создания общего сравнительного правоведения на основе огромного фактического материала, что приводит, по его мнению, лишь «к бессодержательным общим местам» (с. 71). Сравнивать

33 Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 156. —Далее ссыл­ки на это издание даются в тексте главы.

352


ГламТ.


ГЕОРГ ЕЛЛИНЕК


 


1


оэтому следует явления, в данном случае — государства, имеющие бшую историческую и культурную основы, существующие либо 0 одном временном срезе, либо не отделенные большим промежут­ком времени друг от друга. С помощью такого рода сравнения мы можем выделить как статические типы государственных явлений franbi существования), так и динамические типы (типы развития). Эти типы могут рассматриваться с точки зрения историко-социаль-ной и юридической. Два этих похода смешивать нельзя. «Содержа­нием первого является фактическое, историческое или, как не со­всем правильно выражаются, естественное бытие государства, второго — те юридические нормы, которые должны найти свое вы­ражение в реальном бытии» (с. 56).

Право, как и государство, существует и как социальное, и как собственно юридическое явление. «Право существует, во-первых, как фактический осуществляемый правопорядок — в качестве тако­вого оно является одной из социальных сил, создающих конкретную культурную жизнь народа; а во-вторых — как совокупность норм, долженствующих осуществиться в действиях». Право как совокуп­ность норм и является предметом юриспруденции, которая представ­ляет собой нормативную науку, состоящую из логических понятий и положений. «Юридическое познание государства имеет своим пред­метом познание исходящих от государства и предназначенных к регу­лированию его учреждений и функций юридических норм и отноше­ния реальных явлений государственной жизни к этим юридическим нормам... Метод его исключительно юридический» (с. 157). Метод этот — догматический, предполагающий абстрагирование и дедукцию. Догматика права не может быть заменена никакой другой наукой.

Вместе с тем социальное и юридическое учения о государстве взаимодополняют друг друга, взятые порознь — они всегда одно­сторонни.

С социальной точки зрения государство и право являются функ­циями общества, человеческого общения. Государство в этом смысле предполагает наличие отношений власти и подчинения, определен­ную территорию и общность целей проживающих на ней людей. Итак, речь идет о таких свойствах государства, как власть, терри­тория и обусловленное общей целью единство народа. В связи с этим Еллинек дает следующее определение государства как соци-^ьного явления: «государство есть обладающее первичной господ­ствующей властью союзное единство оседлых людей» (с. 191).

353


Раздел IV _______________ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX rp^

С юридической стороны государство может быть определено только в качестве субъекта права. Это столь же правильно, как и рассматривать человека в качестве субъекта права. Вместе с тем взаимосвязь государства и права достаточно сложна и многогранна Государство, пишет Еллинек, является, «прежде всего, исторически социальным образованием, к которому право лишь примыкает но которого оно не может создать, — государство служит, напротив основанием самого бытия права» (с. 277). Однако это не означает что право — не самостоятельное и лишь производное от государ^ ства явление.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!