ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕЮл
истории (2, 20, 74). Чтобы понять их сущность, необходимо исследовать основы, базис. Конечные причины «всех общественных изменений и политических переворотов, — писал Энгельс, — надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменении способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи» (5, 322). Для Маркса и Энгельса эта связь самоочевидна. Однако у историков, политиков, государствоведов, юристов связь с экономическими факторами теряется окончательно. Энгельс с возмущением пишет: «Государственное и гражданское право рассматриваются как самостоятельные области, которые имеют свое независимое историческое развитие, которые сами по себе поддаются систематическому изложению и требуют такой систематизации путем последовательного искоренения всех внутренних противоречий» (6, 322). Поэтому во всех случаях, когда Маркс и Энгельс касаются вопросов государства и права, они обращаются прежде всего к причинам их появления и существования и таким образом пытаются раскрыть их сущность.
Сущность государства
Идея классов и классовой борьбы пронизывает все произведения Маркса и Энгельса. Классы, по их мнению, возникли на определенном этапе развития человечества и вступили в антагонистические противоречия другом. Эти противоречия оказались причиной неустранимой классовой борьбы, которая должна завершиться победой последнего эксплуатируемого класса — пролетариата и построением бесклассового общества. Собственно говоря, открытие именно этой закономерности Маркс считал своим главным достижением. «То, что я сделал нового, — писал Маркс, — состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов...» (4, 510). В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс декларировали: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
|
|
Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились
330
МАРКСИЗМ
в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончающуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся
классов» (3, 142).
Возникновение классов связывалось с разделением труда, которое предопределялось уровнем развития производительных сил. А разделение труда происходит одновременно со становлением собственности. Особенности разделения труда предопределяют и особенности форм собственности: племенная, античная, феодальная, буржуазная. Частная собственность зародилась уже в эпоху античности и получила свое завершение в буржуазном обществе.
|
|
Исторически разделение труда происходило в несколько этапов. Они четко описаны Энгельсом в «Происхождении семьи, частой собственности и государства». Сначала происходит разделение скотоводства и земледелия, затем выделяется ремесло. Уровень производительных сил повышается, производительность труда растет. Различные предметы производятся не только для личного потребления, но и для обмена, т. е. появляется товарное производство, а вместе с ним и купцы. Они не занимаются непосредственным производством, а образуют класс «паразит», за чужой счет наживающий огромные средства. Наконец, появляются металлические деньги, а значит, и ростовщики. Земля окончательно переходит в частную собственность и, соответственно, появляется ипотека. Происходит обогащение небольшой части населения и обнищание большинства. Родовой строй оказался взорван. Единственным средством принуждения, которым он располагал и мог передать в наследство новому строю, было общественное мнение. Этого оказалось явно недостаточно. «Здесь же возникло общество, — заключает Энгельс, — которое в силу своих экономических условий жизни должно было расколоться на свободных и рабов, на эксплуататоров-богачей и эксплуатируемых бедняков, — общество, которое не только не могло примирить эти противоположности, но должно было все больше обострять их. Такое общество могло существовать только в непрекращающейся открытой борь-°е между этими классами или под господством третьей силы, которая, якобы, стоя над взаимно борющимися классами, подавляла их открытое столкновение и допускала классовую борьбу самое большее олько в экономической области, в так называемой законной форме. одовои строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и о последствием — расколом общества на классы. Он был заменен ^сударством» (6, 234-235).
|
|
331
Раздел IV
Мы поможем в написании ваших работ! |