ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ Х1ХВЕКА




и стало то, что в просветительской философии общество рассматри­валось как материал, послушно поддающийся рациональному пре­образованию со стороны законодателя. Историческая школа права противопоставила просветительскому представлению о произволь­ной «сделанности» общества-механизма органическую интерпре­тацию социального.

Право как выражение «народного духа»

Историческая школа права впервые в классическом правоведении предложила опыт объяснения права как социального явления, отверг­нув при этом используемую юснатурализмом механистическую мо­дель общества как некоего «общечеловечества» — договорного союза свободных и равных индивидуумов с одинаковой и неизменной разум­ной природой. Сторонники нового направления противопоставили этому органический взгляд на общество, которое, по их мнению, существует не в виде абстрактной совокупности людей, но в виде особой, исторически развивающейся коллективной индивидуаль­ности — конкретного народа, «естественное единство» (Савиньи) которого обеспечивается нерациональными взаимосвязями между его членами. Так, Пухта полагал, что народ является формой обще­ния, обусловленной «общим происхождением, общим языком, об­щим местожительством». По его мнению, все «члены народа связаны одною любовью, без которой немыслим вообще естественный союз, но не тою личной любовью, а любовью к родине и отечеству»; «эта любовь распространяется на сочленов общей родины, но не на ин­дивиды как таковые» (Энциклопедия... С. 19). Таким образом, об­щество не есть случайная совокупность субъектов, вступивших в него вследствие рационального познания выгод общения, но — исто­рически сложившееся «естественное» единство членов народа, свя­занных общей культурой. При этом абстрактному индивидууму про­светительской философии, «человеку вообще», историческая школа противопоставила представление о субъекте исключительно как о члене иерархически организованных социальных союзов: «Каждый единичный человек, — полагает Савиньи, — необходимо должен быть мыслим как член семьи, народа, государства» (Vorrede. S. 4). Историческая школа исходила, таким образом, из предположения о приоритетном существовании целого, структурные элементы

316


ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

Глава .

которого способны существовать только в отношении к системе, чле­нами которой они служат.

Именно народ рассматривается исторической школой в качестве субъекта, творящего право: «Если мы спросим... о субъекте, в котором и для которого позитивное право обретает свое бытие, то в качестве такового мы найдем народ», —утверждает Савиньи.26 Именно «инди­видуальный народ» выступает для ученого «в качестве производителя и носителя позитивного... права» (System... S. 20). Вместе с тем Са­виньи выделяет в содержании «народного права» два элемента: «ин­дивидуальный, особо принадлежащий каждому народу, и всеобщий, основанный на общности человеческой природы» (System... S. 52).

Мысли Савиньи развивает его последователь Пухта. С одной стороны, полагает ученый, право имеет сверхъестественное про­исхождение, оно есть «божественный порядок, данный человеку и воспринятый его сознанием» (Энциклопедия... С. 21). По его мнению, Священное Писание приписывает «первоначальное выражение права Богу» (Энциклопедия... С. 22). В словах Бога «Да сотворим челове­ка по образу Нашему и подобию Нашему и да владычествует он над всею землею» (Быт. 1. 26), Пухта усматривает свидетельство того, что «правоспособность соединена с Богоподобием». Право, с его точки зрения, «предшествовало грехопадению и до него имело более совер­шенное бытие, так как юридическое господство было соединено с фактическим». Право господства над землей, полагает ученый, не было отнято грехопадением, но оно «раздвоило юридическую мощь и действительное выполнение, право и факт» (Энциклопедия... С. 9). С другой стороны, право имеет естественное происхождение, за которым «истинный Творец скрывается и право является творением человеческого духа и в дальнейшем своем развитии не только ка­жется, но становится человеческим произведением» (Энциклопедия... С. 22). Это естественное происхождение права начинается после гре­хопадения, т. е. с того момента, когда «человек выступил из своего первоначального отношения к Богу», что «с течением времени» при­вело к образованию народов. Таким образом, полагает Пухта, «по­воротную точку в истории права составляет возникновение наро­дов»; «только в жизни народов занимает право положение, которое Делает возможным чистое его развитие, только вместе с народами начинается собственная история права» (Энциклопедия... С. 18-19).

26 Savigny F. К., van. System des heutigen Romischen Rechts. Berlin, 1840. В. 1. I"'- — Далее ссылки на это издание даются в тексте.

317


Раздел IV


ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА


Народ, рассматриваемый исторической школой права как орга­низм, обладает собственной духовной сущностью — «народным духом», который приобретает значение внутренней идеи народного

организма, обусловливающей все особенности его исторического развития. Именно «индивидуально-своеобразный дух народа» был противопоставлен в качестве источника права субъективному инди­видуальному разуму естественно-правовой философии (Энциклопе­дия... С. 42). Так, Пухта писал по этому поводу: «...Человеческое право предполагает своим источником общее сознание... Все члены народа соединены этим общим юридическим сознанием, как общим языком, общей религией в один союз... Сознание, проникающее члены народа как нечто общее, прирожденное им и делающее их духовно членами этого народа, одним словом народный дух есть источник человеческого права» (Энциклопедия... С. 22). Таким образом, глав­ное положение исторической школы состоит в том, что право не есть результат рациональной дедукции отдельного субъекта, неправомерно обобщающего свой личный правовой опыт, но право есть выражение «народного духа», «общего убеждения народа» (Vom Beruf... S. 8). Вместе с тем Пухта подчеркивал, что хотя «право рождается в чело­веческом сознании и это сознание выясняется далее для нас как на­родное сознание», однако «одного сознания о праве недостаточно для действительного его бытия»: «Мы можем приписать праву ре­альность по его природе только тогда, когда жизненные отношения действительно регулируются его предписаниями» (Энциклопедия... С. 23). Это позволяет сделать вывод о том, что право рассматрива­лось представителями исторического правоведения как социальное явление, опосредуемое коллективным правовым сознанием народа, т. е. как существующее в контексте национальной культуры социо-психическое явление.

Право рассматривается представителями исторической школы как часть национальной культуры, органично связанная с други­ми ее частями, своеобразие каждой из которых и культуры в целом определяется духом народа. По мнению Савиньи, история свидетель­ствует о том, что право, подобно языку, общественным нравам и го­сударственному устройству, всегда несет на себе печать националь­ного своеобразия. При этом все части национальной культуры не имеют обособленного бытия, они являются нераздельно связанны­ми, представая отделенными друг от друга только в научном рас­смотрении. Единство всех частей культуры объясняется, по мнению

318


ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

Гавиньи, единством источника, из которого они происходят — народ­ного духа (Vom Beruf... S. 8). Мысль Савиньи повторяет и его ученик Пухта: народный дух как «особенность народа проявляется в его праве точно так же, как в его языке и нравах» (Энциклопедия... С. 20).

Своеобразие народного духа как источника права обусловли­вает, с одной стороны, своеобразие «народного права», с другой сто­роны, социокультурные различия правовых систем. Так, Пухта пи­сал в связи с этим: «Особенность юридических воззрений так же, как и язык, принадлежит к характерным признакам различной нацио­нальности. Как общность права есть одна из духовных связей, под­держивающих народ, так и своеобразное развитие юридического сознания образует один из элементов, отличающих один народ от других» (Энциклопедия... С. 23).

Право, как и иные формы национальной культуры, рассматри­вается представителями исторической школы как находящееся в не­прерывном становлении: «В языке, — полагает Савиньи, — мы об­наруживаем постоянное совершенствование и развитие и, подобным же образом,— в праве» (System... S. 17). Историческое развитие народных организмов и присущих им правовых институтов всецело определяется духом народа. «...Органическая взаимосвязь права, как и языка, с существом и характером народа продолжается и в по­следующие времена. Для права, как и для языка, не бывает мгновения абсолютного покоя, оно подвержено такому же движению и развитию, как и любое другое произведение народной жизни, и это развитие пребывает подчиненным тому же закону внутренней необходимости... Право развивается вместе с народом, образуется из народа и, нако­нец, умирает, когда народ утрачивает свое своеобразие» (Vom Beruf... S. 11). Имея в виду «живущий и действующий в отдельных лицах народный дух», Савиньи рассматривает историческое развитие пра­ва как подчиненное «закону происхождения из внутренней силы... независимо от случая и индивидуального произвола [законодателя]» (System... S. 14,17). Таким образом, историческая школа права усмот­рела в духе народа внутренний источник саморазвития социаль­ной системы.

При этом законодатель выполнял по отношению к данной систе­ме роль внешнего фактора, способного оказать негативное влияние на процесс органического развития права. Так, Пухта предвидит два нежелательных последствия «неосторожных действий законодатель­ной власти». Во-первых, «когда стараются поставить дальнейшее

319


Раздел IV


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!