ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА
Человек получает свое истинное действительное существование только в качестве гражданина государства, когда интересы государства (всеобщее) становятся его собственными интересами. Гегель возражает против либерального положения о том, что государство предназначено для защиты интересов единичных людей, их собственности и личной свободы. «Однако на самом деле отношение государства к индивиду совсем иное; поскольку оно есть объективный дух, сам индивид обладает объективностью, истиной и нравственностью лишь постольку, поскольку он член государства» (с. 279).
Но гегелевское государство — это не злой Левиафан, подавляющий человеческую индивидуальность. Это понятие, в котором в снятом виде существуют отдельные индивиды, семьи и гражданское общество, их интересы и права здесь получают разумность и действительность. Эти мысли сходны с мыслями Руссо, и Гегель это подчеркивает. Он возражает лишь против того значения, которое Руссо придавал единичной воле, и соответственно выступает против идеи договора об образовании государства. Кроме того, здесь заметно влияние Аристотеля, вообще античной философии с ее взглядом на проблему соотношения человека и полиса. При этом в отличие от своих античных предшественников Гегель неустанно подчеркивает значение особенности во всеобщем. В этом заключается либеральная составляющая философии Гегеля: не уничтожить индивидуальность, но, сделав ее «правильной», сохранить. «Сущность государства нового времени состоит в том, что всеобщее связано в нем с полной свободой особенности и с благоденствием индивидов...», — пишет Гегель (с. 286).
|
|
В государстве происходит единение прав и обязанностей. Индивид, выполняя свои обязанности перед государством (т. е. требования всеобщего), одновременно осуществляет и свои права (т. е. особенное) и таким образом достигает свободы. «Индивид должен каким-либо образом находить в исполнении своей обязанности свой собственный интерес, свое удовлетворение или расчет, и из его отношения к государству для него должно возникнуть право, благодаря которому всеобщее дело становится его собственным, особенным делом» (с. 288). Противоречие между всеобщим и особенным, обязанностями и правами снимается, поскольку всеобщее и особенное «проникают друг в друга».
Исполнение обязанностей, т. е. следование всеобщему, а значит, разумному, должно происходить сознательно и добровольно.
304
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
Глава -
В государстве Гегеля царит дух патриотизма. Патриотизм — это не готовность к жертвам в чрезвычайных условиях, а каждодневное добросовестное исполнение своих обязанностей, отношение к государству как к «субстанциональной основе и цели». «Представление часто мнит, — заключает Гегель, — что государство держится на силе, но на самом деле основой этого является только чувство необходимости порядка, которым обладают все» (с. 293). Это чувство
|
|
необходимо воспитывать.
Место религии в государстве Гегель определяет как истинный
протестант. В его рассуждениях звучат даже макиавеллевские мотивы. Несмотря на то, что религия относится к сфере абсолютного духа, она не должна претендовать на особое положение. Распространенное убеждение в том, что религия — основа государства, вносит, по мнению Гегеля, путаницу в учение о государстве. Ведь государство «есть дух, который находится в мире», религия же предписывает равнодушие к мирским делам (с. 294). Если такое положение дел возобладает, то религия может оказаться той силой, с помощью которой индивид противопоставляется государству. Если вера ставится выше закона, если начинает господствовать принцип «для благочестивого нет закона», то это приводит к религиозному фанатизму и произволу. Это означает, что законодателем становится субъективное чувство. Религиозные представления не могут использоваться в качестве критерия оценки законов и государственных учреждений. Ведь они субъективны, а государство несет знание всеобщего и разумного. Поэтому религии не следует претендовать на несвойственную ей роль, тем более, что в обществе может существовать много разнообразных конфессий. Государство же не должно вмешиваться в их внутреннюю духовную жизнь.
|
|
Конституция государства
Одним из «ходячих представлений» о правильном государственном устройстве Гегель считает теорию разделения властей. Разделение властей необходимо, но «ходячее представление» о нем (созданное либералами) односторонне. По мнению Гегеля, принципы самостоятельности, независимости и взаимного ограничения властей иеверны теоретически и порочны практически. «При таком воззре-^чи, — пишет он, — предполагается враждебность, страх каждой
305
Раздел IV
Мы поможем в написании ваших работ! |