ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
которая часто имеет дело лишь с противоречиями» (с. 57-58). Естественно, — с противоречиями не диалектическими, а фактическими. Поэтому позитивное право как таковое представлено в виде массы случайностей, т. е. не является действительным по гегелевской терминологии. философия изучает лишь разумное, поэтому в известном афоризме «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно» (с. 53) нет ни мистики, ни оправдания существующего положения дел.
Гегель следующим образом объясняет свой тезис о тождественности действительности и разумности. Все случайное — недействительно: «...случайное есть существование, обладающее не большей ценностью, чем возможное, которое одинаково могло и быть и могло не быть...».20 Иными словами, действительным является только то, что разумно, а значит, существенно для явления.
Во-вторых, в «Философии права» речь идет не только о праве, вернее не столько о праве, а об обществе как таковом, об «объективированном» в общество духе. Поэтому предмет исследования широк и охватывает право, общество и государство. Сам Гегель определил свою задачу несколько скромнее. «Итак, данная работа, — писал он, — поскольку в ней содержится наука о государстве, будет попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное в себе. В качестве философского сочинения она должна быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство таким, каким оно должно быть; содержащееся в нем поучение не может быть направлено на то, чтобы получить государство, каким ему следует быть;
|
|
его цель лишь показать, как государство, этот нравственный универсум, должно быть познано... Задача философии— постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум» (с. 54-55). Здесь Гегель выступает противником либерализма, критикующего существующее и «придумывающего» должное. Разум (сущность) — един, им и следует заниматься настоящему философу.
И последнее. Гегель подчеркивает свою реалистичность. Утопии чужды ему. Философское осмысление действительности начинается тогда, когда она уже окончательно сложилась. «Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой, но серым по серому ее омолодить нельзя, можно только понять: сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек» (с. 56).
20 Гегель Г. Собр. соч. Т. 1. С. 22.
293
Раздел IV |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА
Философия права состоит из трех частей: абстрактного права моральности и нравственности.
В абстрактном праве выражается воля отдельной личности. Это «в себе и для себя свободная воля». Каждый человек преследует свои собственные интересы, действуя по своему произволу. Личность выступает здесь как лицо (персона). Лица — это свободные и юридически равные личности. «Личность содержит вообще правоспособность и составляет понятие и саму абстрактную основу абстрактного и потому формального права. Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц». Формальность абстрактного права свидетельствует о том, что его понятие еще не является истинным, т. е. содержательным. Дозволения и полномочия, которые содержатся в формальном праве, могут использоваться и ради них самих. Это, по мнению Гегеля, явный недостаток абстрактного права, вернее проявление неразвитости понятия права. «Если у кого-либо нет никакого другого интереса, кроме его формального права, то оно может быть просто упрямством, как это часто бывает у душевно ограниченных и бедных сердцем людей, ибо грубый человек упорно отстаивает свое право, тогда как человек благородного образа мыслей принимает во внимание и другие стороны дела» (с. 98).
|
|
Но все же абстрактное право содержит в зачаточном виде все будущие определения права и является необходимой ступенью в развитии понятия права. Поэтому права личности нерушимы. Необходимость абстрактного права, пишет Гегель, «ограничивается негативным — не нарушать прав личности и всего вытекающего из этих прав» (с. 99).
|
|
Абстрактное право состоит из трех институтов: собственности;
договоров; неправа и преступления (правонарушения).
Собственность — это проявление свободы личности вовне. Делая какую-либо вещь внешнего мира своей, человек как бы вкладывает свою волю в нее, придает ей ту цель, которую она не имела и иметь не могла, т. е. вещи являются продолжением самого человека, его свободы. «Лицо должно дать себе внешнюю сферу своей свободы, чтобы быть как идея... Разумность собственности заключается не в удовлетворении потребностей, а в том, что снимается голая субъективность личности. Лишь в собственности лицо выступает как разум» (с. 101). В собственности начинается процесс объективации свободы и утверждения формального равенства. «Ибо люди действительно равны, но лишь как лица, т. е. в отношении источника их владения» (с. 108). К фактическому различию право безразлично.
294
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!