ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ



самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его» (с. 253). Верно, что право должно быть доступно и «знаемо» людьми. Но все ли могут судить о праве профессионально?

Так как закон носит общий характер, то необходима его конк­ретизация применительно к отдельным случаям, а значит, возможна и случайность. Но с этим уже ничего не поделаешь. Это свойство судебного рассмотрения дел, и поэтому случайность носит характер

необходимости.

Суд является органом публичной власти. «Правосудие, — пишет Гегель, следует считать как обязанностью, так и правом государственной власти, которое отнюдь не связано с желанием индивидов переда­вать или не передавать эти полномочия особой власти» (с. 258). Сами же члены гражданского общества имеют «право искать суда и обязан­ность предстать перед судом и получить только через суд оспарива­емое ими право» (с. 258). Сказанное касается и представителей вла­сти, в том числе и самого правителя, который по частным вопросам признает над собой власть суда.

Гегель настаивает на публичности судопроизводства и суде присяжных. Необходимость публичности объясняется тем, что суд ищет права, т. е. всеобщности, а значит, поиск должен также прохо­дить в присутствии «всеобщности», которую олицетворяют присяж­ные. В суде они противостоят профессиональным юристам. «Если знание права вследствие свойств того, что составляет законы во всем их объеме, затем хода судебного разбирательства и возможности предъявлять свои права, является достоянием замкнутого сословия, которое остается таковым также благодаря тому, что терминология, которой оно пользуется, представляет собой для тех, о праве кото­рых идет речь, как бы иностранный язык, то члены гражданского общества, обеспечивающие себе средства к существованию своей Деятельностью, своим собственным знанием и волением, удержива­ются в положении чужих не только по отношению к наиболее лич­ному и собственному, но и по отношению к субстанциональному и разумному в нем, к праву, и полагаются под опеку этого сословия, Даже своего рода крепостную зависимость от него. То, что они имеют право физически, ногами присутствовать на суде, не много стоит, если они не могут присутствовать там духовно, в силу своего знания, и право, предоставляемое им, остается для них внешней судьбой» с- 263-264). Если изложить сказанное проще, то окажется, что пуб-Ичность судопроизводства обеспечивает присутствие представителей

301


Раздел IV


ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX века


 


гражданского общества «ногами», а наличие присяжных — их «духов­ное» присутствие.

Суд в гражданском обществе выполняет важнейшую функцию:

он восстанавливает нарушенные права. «Справедливость составляет нечто великое в гражданском обществе: хорошие законы ведут к про­цветанию государства, а свободная собственность есть основное ус­ловие его блеска» (с. 264). Итак, законы и суд разрешают возника­ющие в обществе конфликты и способствуют упорядоченности жизни. К этой же цели, но другим путем, идут полиция и корпорация.

Болезненная проблема гражданского общества — обнищание части населения и превращение его в чернь. Чернь — это не просто бедные люди. «Бедность сама по себе никого не делает чернью; чернь определяется лишь связанным с бедностью умонастроением, внут­ренним возмущением, направленным против богатых, против обще­ства, правительства и т. д.» (с. 271). Таким образом, чернь отчужда­ется от всеобщего (общества и государства) и представляет опасность для него. Человек перестает ощущать любовь, заботу о себе, он ис­пытывает сиротство. Общество не должно бросить его на произвол судьбы. «Так индивид становится сыном гражданского общества, которое предъявляет к нему в такой же мере требования, как он свои права по отношению к нему» (с. 268). Гражданское общество дела­ется некоей всеобщей семьей. Провести границу между правами родителей и правами гражданского общества очень трудно, полагает Гегель. «Родительские» функции в гражданском обществе осущест­вляют полиция и корпорации.

Полицейская функция государства в XIX в. включала не только борьбу с преступностью, но и многие общесоциальные и администра­тивные функции, или, как пишет Гегель, «всеобщие дела и общепо­лезные мероприятия». Он упоминает заботу об уличном освещении, строительство мостов, установление твердых цен на товары первой необходимости, заботу о здоровье и т. д. Границы полицейской дея­тельности зависят от сложившихся нравов и конкретной ситуации. Однако полицейской заботы о населении еще недостаточно. Поли­ция может обеспечить лишь внешний порядок, а забота должна быть более конкретной и более глубокой.

Конфликты и противоречия в наибольшей степени свойствен­ны промышленному сословию, поскольку оно находится между суб­станциональным и всеобщим сословием. Их сглаживание — задача корпораций, т. е. объединений работников схожего труда. Корпорация

302


 „ ддд2 ________________ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ

заботится о своих членах, помогает бедным и т. д. Вне корпорации человек изолирован и несчастен, лишен чести.

Окончательное свое утверждение свобода и право находят в госу­дарстве, в которое «переходит сфера гражданского общества».

Понятие государства

«Государство есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как очевидная, сама себе ясная, субстанциональ­ная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает. В нравах она имеет свое непосредствен­ное существование, а в самосознании единичного человека, его зна­нии и деятельности — свое опосредованное существование, равно как самосознание единичного человека посредством умонастроения имеет в нем как в своей сущности, цели и продукте своей деятельно­сти свою субстанциональную свободу» (с. 279).

Высокопарность Гегеля объяснима. Именно в государстве, ду­мает он, происходит разрешение и снятие всех противоречий. Государство является целью и основанием существования и челове­ка, и семьи, и гражданского общества. Речь идет не об историческом государстве, а об идее государства, т. е. дается его философская, сущ-ностная характеристика. Поэтому государство и есть действитель­ность нравственной идеи, как сферы всеобщего, а значит, разум­ного. У эмпирически существующих государств масса недостатков, но это не меняет существа философского подхода. «Государство — не произведение искусства, оно находится в мире, тем самым в сфе­ре произвола, случайности и заблуждения; дурное поведение может внести искажение в множество его сторон. Однако ведь самый бе­зобразный человек, преступник, больной, калека — все еще живой человек, утвердительное, жизнь существует, несмотря на недостат­ки, а это утвердительное и представляет здесь интерес» (с. 285). Ста­новится ясным, почему Гегель пишет, что «государство — это ше­ствие Бога в мире». «Мысля идею государства, надо иметь в виду не особенные государства, не особенные институты, а идею для себя, этого действительного Бога» (с. 284). Идея государства означает прежде всего то, что в нем, наконец, окончательно представлено един­ство всеобщего и особенного, вернее особенное, осознавшее все­общее своим. Сказанное означает следующее.

303


Раздел IV


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!