ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ



Право собственности находит свое развитие в договоре. Дого-др _ это отношение воли к воле. Он предполагает, что стороны признают друг друга лицами и собственниками, т. е. свободными и равными личностями. Договор заключается по произволу, и в нем выражается воля сторон. Она является общей для них, но не имеет всеобщего характера: предметом договора являются только единичные вещи. В связи с этим Гегель отрицательно относится к договорной теории происхождения государства. Государство не может зависеть от произвола отдельных лиц. Гегель протестует против привнесения категорий частного права в несвойственную для него сферу. «Привне­сение договорного отношения, так же как и отношений частной собствен­ности вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности» (с. 129).

Так как договорные отношения характеризуются произволом, то они находятся в той сфере, в которой возможно нарушение права, т. е. «неправо». Гегель выделяет непреднамеренное, или гражданское, неправо, обман и преступление. Непреднамеренное неправо —это добросовестное заблуждение: обманщик сознательно выдает неправо за право и как бы прикрывается им; преступник же даже не прибегает к видимости права. Во втором и третьем случаях требуется прину­дительное восстановление нарушенного права. «Принуждение снима­ется принуждением» (с. 142). Таким образом, абстрактное право — это право принудительное и внешнее. Свобода здесь не может быть до конца реализована.

В моральности воля возвращается к себе самой. «Лицо» фор­мального права превращается в моральный субъект. То, что прежде отметалось как неважное, приобретает первостепенное значение. На первое место выходит внутренний мир человека, который неподвла­стен формальному праву. «В это внутреннее убеждение человека нельзя вторгаться; его нельзя подвергать насилию, и поэтому мо­ральная воля недоступна. Ценность человека определяется его внут­ренним побуждением, и тем самым точка зрения моральности есть Для себя сущая свобода» (с. 155). Это сфера субъективной или мо­ральной воли. Моральность находит свое выражение в поступках:

«субъект есть ряд его поступков», — пишет Гегель (с. 167). При ана­лизе моральности он оперирует такими понятиями, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть.

В разделе, посвященному умыслу и вине, Гегель касается проб­лем уголовной ответственности. Человек может отвечать лишь за то,

295


Раздел IV


ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ Х1ХВЕ1СА


что содержалось в его умысле. Так, «Эдип, убивший своего отца, не ведая о том, не подлежит обвинению в отцеубийстве» (с. 162). Умысел касается непосредственных последствий поступка. Намерение же связывается с более отдаленными его последствиями, знание о кото­рых содержится в субъективной воле.

Благом, или счастьем, Гегель называет удовлетворение своих желаний. Он задается вопросом: а оправданы ли такие цели? И отве­чает утвердительно. «Однако то, что человек — живое существо, не случайно, а соответствует разуму, и он имеет право делать свои по­требности своей целью» (с. 167).

Добро состоит в том, что человек поступает разумно, что и делает его действительно свободным. Осознание разумного называется сове­стью. Стремиться к добру — долг человека. Но долг ради долга — бес­смыслица, возражает Гегель Канту. Важно объективное содержание воли, которой здесь может и не быть. Поэтому «совесть как формаль­ная субъективность вообще есть постоянная готовность перейти во зло» (с. 181). В этом случае— что есть добро и что есть зло, определяется произвольно. Значит, в моральности добро не гарантировано.

В нравственности идея свободы получает свое завершение. Объективное и субъективное, т. е. абстрактное право и мораль, суще­ствуют в единстве и только здесь получают действительность. «Пра­вовое и моральное не могут существовать для себя, — пишет Гегель, — они должны иметь своим носителем и своей основой нравственное, ибо праву не достает момента субъективности, который моральность имеет только для себя, и, таким образом, оба момента для себя не обладают действительностью. Лишь бесконечное, идея, действитель­но: право существует только как ветвь целого, как растение, обива­ющееся вокруг некоего в себе и для себя прочного дерева» (с. 199).

В нравственности индивид, наконец, осознает свою сущность, которая объективна и не зависит от него. Он становится действи­тельно свободным, познавая и подчиняясь нравственным законам, ибо они имеют для него субстанциональное значение. Следуя им, человек делается самим собой. «Поэтому обязанность есть не огра­ничение свободы, а лишь ее абстракции, т. е. несвободы: она есть достижение сущности, обретение утвердительной свободы» (с. 203). Своеволие и произвол исчезают, а в единичном находят выражение всеобщее и особенное. «В этом тождестве всеобщей и особенной воли обязанность и право тем самым совпадают, и человек обладает посредством нравственного правами постольку, поскольку у него есть

296


ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ

Глава 2

обязанности, и обязанностями, поскольку у него есть права» (с. 207). Таким образом, учение о нравственности Гегель совершенно логично называет «этическим учением об обязанностях», которое делится на три части: семья, гражданское общество, государство.

Семья — первая общность, в которую вступает человек на пути к своей свободе. Он существует уже не сам по себе, а как член некоего единства. В основании этого единства лежит любовь. «Любовь озна­чает вообще, — пишет Гегель, — сознание моего единства с дру­гим, то, что я не изолирован для себя, а обретаю мое самосознание только как отказ от своего для-себя-бытия и посредством знания себя как своего единства с другим и другого со мной» (с. 209). В этом заключено противоречие любви: с одной стороны, отказ от своей само­стоятельности, с другой — обретение себя в другом. Семья высту­пает как единое лицо.

В разделе о семье Гегель рассматривает три темы: брак, семейное имущество (собственность), воспитание детей.

Брак есть нравственное отношение, нравственная правовая любовь. Это означает, что в браке люди вступают в сферу истинной действительности, т. е. разумности. Иными словами, брак — логи­ческая необходимость. Поэтому Гегель с возмущением перечисляет взгляды на брак, в соответствии с которыми причина последнего заключается в природном влечении. Особенно достается Канту с его представлением о браке как договоре.

Собственность в контексте рассуждений о семье исполняет ту же функцию, что и в сюжете об абстрактном праве. Лицо (в данном случае семья) в собственности находит свою внешнюю реализацию. «Семья в качестве лица имеет свою внешнюю реальность в собствен­ности, в которой она обладает наличным бытием своей субстанцио­нальной личности лишь как в имуществе» (с. 217).

Во главе семьи как лица стоит муж. К женщинам Гегель отно­сится снисходительно. «Женщины могут быть образованными, од­нако для высших наук, философии и некоторых произведений ис­кусства они не созданы. Женщины могут обладать воображением, вкусом, изяществом, но идеальным они не обладают... Если женщи-"ы находятся во главе правительства, государство находится в опасности, и действуют не согласно требованию всеобщего, а исхо-Дя из случайной склонности или мнения. К женщинам образование "риходит неведомыми путями, как бы в атмосфере представления, оольше из жизни, чем посредством приобретения знаний, тогда как

297


Раздел IV


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!