ГЛАВА 2. ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ



Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) окончил уни­верситет в Тюбингене, где изучал философию и теологию, после чего несколько лет был домашним учителем в Берне и Франкфурте. Только в 1801 г. он начинает преподавать в Йенском университете, в 1805 г. получает звание профессора. В 1818г. он становится профессором Берлинского университета.

Основные прижизненные издания Гегеля — «Феноменология духа» (1802), «Наука логики» (1812-1816), «Энциклопедия фи­лософских наук» (1817), «Философия права» (1820). Уже после смерти Гегеля вышли в свет подготовленные его учениками к изда­нию «Лекции по философии истории», «Лекции по эстетике», «Лекции по философии религии» и «Лекции по истории фило­софии».

Гегель попытался открыть универсальные законы существования природы и общества и описать весь мир как логическую систему.

286


ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ

Глава_2_

к 1. Основы гегелевской философии

Гегель был убежден, что мир разумен, поэтому мысль и то, о чем мы мыслим, тождественны друг другу. Речь при этом идет не об ин­дивидуальном, а об объективно существующем разуме. Весь мир — это некий сам себя познающий дух. Дух проходит в своем развитии несколько стадий: бытие-в-себе, бытие-для-другого и бытие-в-себе и для-себя. Сам Гегель объясняет эту схему на примере зарождения человеческой жизни и становления человека: сначала эмбрион, затем ребенок, наконец, сложившаяся личность.

Изложение гегелевской философии следует начать с понятия бытия. На первый взгляд, данное понятие имеет всеохватывающий характер, но это не так. Само по себе оно ничего не означает, это голая абстракция. Здесь бытие тождественно небытию. Мы находим­ся в самом начале долгого путешествия понятия — от абстрактного, самого бедного по содержанию, к конкретному — более богатому.

Гегель оперирует категориями качества, количества и меры. Постепенные количественные изменения приводят к изменениям качественным. Количество переходит в качество, на основе старого рождается новое. Гегель формулирует главные законы диалектики:

«закон единства и борьбы противоположностей» и «закон отри­цания отрицания».

Развитие определяется борьбой противоположностей, которые составляют суть каждого понятия. Противоречия, внутренне прису­щие понятию, подлежат «снятию». Этот процесс предстает в виде триады: тезис — антитезис (отрицание) — синтез (отрицание отри­цания). Так появляется новое понятие, которое в «снятом», т. е. пре­ображенном, виде содержит и тезис, и антитезис и делается более богатым, чем предыдущее. Это помогает проникать в сущность, того, что закрыто для чувственного опыта, того, что нам не является не­посредственно. Сущность явления, отделенная от всего случайного, и является истинной действительностью. Ее Гегель называет «идеей». Он пишет о теоретической идее — интеллекте, имея в виду позна­ние как таковое, и о практической идее — воле. Единство интел­лекта и воли дает нам абсолютную идею, полное тождество теории и практики. Идея и «есть единственный предмет и содержание фи­лософии»,—полагает Гегель.16

16 Гегель Г. Собр. соч. Т. 2. М., 1939. С. 296.

287


Раздел IV

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX beica

Философия состоит из целого ряда наук, которые изучают идею в разных ее проявлениях. Сначала идея предстает как логическая идея и изучается логикой, затем переходит в природу и изучается философией природы, наконец, проявляет себя как дух и изучается философией духа.

Философия духа — это философия человека, общества и ду­ховной культуры. Она разделяется натри части: философию субъек­тивного духа, объективного духа и абсолютного духа. Филосо­фия субъективного духа занимается человеком. Предмет философии объективного духа — право, общество и государство. Абсолютный дух — сфера искусства, религии и философии. В этой схеме, как и в других схемах Гегеля, есть некоторая надуманность, но основная его мысль понятна. Человек «объективируется» в отношениях с другими людьми, его развитие предполагает вступление в сферу объективного духа, т. е. в человеческое общество. В ходе этого процесса происходит осуществление понятия свободы и соответственно права.

В отличие от Канта, Гегель полагает, что свобода (как, впрочем, все в этом мире) познаваема. «Идея права есть свобода, и истинное ее понимание достигается лишь тогда, когда она познается в ее по­нятии и наличном бытии этого понятия».17 Коль скоро мир разумен, то свободен тот, кто, познав этот разум, правильно мыслит, решает и поступает, поэтому свобода и есть воля в единстве с интеллектом. Свободная воля как бы движется, преодолевая преграды, к единству с мышлением. Происходит это так.

В свободной воле наличествуют два момента: всеобщий и осо­бенный. Всеобщий представляет собой чистую неопределенность, полную абстракцию. Всеобщее подавляет особенное, отрицает его. В качестве примера такого проявления свободы воли Гегель приво­дит индуизм, где человек пребывает «лишь в знании своего просто­го тождества с собой, в этом простом пространстве своей внутрен­ней глубины, подобно бесцветному свету в чистом созерцании, и отказа от всякой жизненной деятельности, всякой цели, всякого пред­ставления» (с. 71). Происходит как бы добровольное стремление к однообразию. Другой пример связан с насильственным подавле­нием всего выделяющегося. Это период террора Французской рево­люции, «когда было уничтожено всякое различие талантов, всякого

17 Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 59. — Далее ссылки на это изда­ние даются в тексте главы. При ссылке на «Философию права» в скобках указыва­ется только номер страницы.

288


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!