К 1. Методологические основы учения о праве



Невозможно составить представление о правовом учении Бен­тама, не учитывая методологии исследования социальных (в том числе и юридических) явлений, которой пользовался этот мысли­тель. Можно отметить следующие особенности его методологии. Прежде всего для его правового учения характерен рационализм и гносеологический оптимизм. В этом он следует традициям эпо­хи Просвещения. Для его рассуждений характерна вера в челове­ческий разум и его неограниченные возможности, в необходимость пересмотра общественных ценностей (в том числе и правовых), че­ресчур критичное отношение к господствующим философским и политическим традициям, нападки на религию как суеверие и мо­раль как предрассудок, защита гуманистических идей. Разум, состав­ляющий предмет веры Бентама, трактуется ученым в духе Просве­щения. Во-первых, разум ограничен рамками опыта, обобщает опытные данные и контролируется опытом. Во-вторых, это внеис-торический, абстрактный разум. Рассуждения английского утилита­риста лишены исторического измерения.

В исследовании права Бентам воспринял методологию, характер­ную для естественных наук, и применил ее в юриспруденции (особенно часто он использовал классификацию, заимствованную из ботаники).

Философской основой учения Бентама о праве и законодатель­стве послужил номинализм,' проявившийся в его учении о сущнос­тях. Согласно этой теории все существительные делятся на два вида:

имена реальных сущностей и имена фиктивных сущностей. Реаль­ная сущность — это явление, существование которого человек ясно осознает и убежден в нем. Фиктивные же сущности — это поня­тия, о которых говорится, что они действительно существуют, грам­матически они выражаются (как и реальные сущности) в форме су­ществительных, но на самом деле объективно не существуют. Это не более чем лингвистические конструкции. Самый главный недо­статок фиктивных сущностей состоит в том, что люди принимают эти словесные конструкции за реально существующие вещи.

' Номинализм — философское учение, утверждающее, что реально сущест­вуют только отдельные вещи с их индивидуальными свойствами. Общие понятия (Универсалии) являются лишь именами (лат. nomina — имена) единичных вещей. -эти общие понятия, создаваемые нашим мышлением, не существуют независимо от вещей и даже порой могут не отражать их свойств и качеств.

277


Раздел IV


ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX BFlfA


Сформулировав учение о сущностях, мыслитель отнес к фик­тивным сущностям некоторые юридические категории и выдвинул требование перевода этих фиктивных сущностей в реальные посред­ством созданного им метода парафразы.

Основой учения Бентама о праве и законодательстве выступил принцип полезности. Этот принцип имел две формулировки: прин­цип «наибольшего счастья» и принцип страдания и удовольствия как главных двигателей поведения индивида. Целью законодатель­ства должно стать обеспечение наибольшего счастья наибольше­го числа людей, а средством для достижения этой цели является воздействие законодателя на чувствительность человека, использо­вание страдания и удовольствия в качестве стимулов к тому или ино­му поведению. Детальной разработкой принципа полезности и рас­смотрением его влияния на нравственность и законодательство Бентам снискал славу основателя философской системы утилита­ризма (лат. utilitas — польза, полезность).

Сущность права и его понятие

Бентам рассматривает сущность и понятие права с самых разных

сторон — с точки зрения онтологии, гносеологии и аксиологии права.

Опираясь на учение о реальных и фиктивных сущностях, Бентам признает право фиктивной сущностью, т. е. чем-то несуществующим, не встречающимся в объективном мире. Это лишь абстрактное по­нятие, созданное человеческим разумом, оно может использоваться в научных рассуждениях, однако в реальности не существует. Реаль­ной сущностью, которая соответствует понятию права, является закон. «Что же такое тогда право? Это термин собирательного характера, означающий всю совокупность (либо какую-либо ее часть, как кому будет угодно) объектов, к каждому из которых может быть приложе­но индивидуальное название закона, если употреблять этот термин в его естественном и очевидном значении. Следовательно, под правом вообще мы понимаем все законы, которые существуют, либо какой-то один закон, либо несколько законов, как кому будет угодно».2 Та­ким образом, онтологически право совпадает с законодательством.

2 Bentham J. Comment on the Commentaries // Collected Works of Jeremy Bentham. L„ 1977. P. 7.

278


Глма_


ИЕРЕМИЯ БЕНТАМ


 


 


Мыслитель уделил большое внимание исследованию такого явления, как закон. Сущность закона была изучена им в произведе­нии «О законах вообще». В этой работе Бентам дал оригинальное определение понятию «закон»: «Закон можно определить как собра­ние знаков, выражающих воление, установленное или санкциони­рованное сувереном в государстве относительно желаемого в опре­деленной ситуации поведения лица или группы лиц, подчиненных (или считающихся подчиненными) его власти. Это воление нацелено по своей сути на ожидание конкретных последствий, наступление которых оно подразумевает. Такое провозглашение в данной ситуа­ции станет средством для осуществления этого воления, а послед­ствия, которые оно имеет в виду, выступят мотивом для тех, о чьем поведении идет речь».3 В этом определении отмечены такие признаки закона, как его императивный, волевой характер, происхождение от воли суверена, нацеленность закона на определенные послед­ствия, которые служат мотивом для его соблюдения. При этом со­гласно данному определению, объем понятия «закон» весьма широк и не сводится только к велениям государственной власти.

Право, представляющее собой продукт человеческой деятель­ности, является познаваемым. Вместе с тем Бентам отмечает, что современное ему состояние позитивного права делает его совершен­но непознаваемым для обыкновенных людей. «Право переполнено ложью и бессмысленностью, образуя такой густой туман, что про­стой человек (и даже человек здравомыслящий и образованный), если он не имеет никакого отношения к юридической профессии, не сможет увидеть ничего ни в самом этом тумане, ни сквозь него».4 Однако в целом право по своей природе познаваемо, и позитивное право может (и должно) быть изменено так, чтобы стать доступным обы­денному пониманию.

Следует также отметить такую особенность бентамовского под­хода к праву, связанную с особенностями его онтологии права, как признание им возможности познания только отдельных законов. Признавая понятие права фиктивной сущностью и не находя анало­га ей в объективном мире, утилитарист призывал к изучению пози­тивного законодательства: «...чтобы знать, что такое право вообще, ^ы должны знать, что такое закон, а если мы знаем, что такое закон,

3 Bentham J. The Limits of Jurisprudence Defined. N. Y., 1945. P. 88.

4 Bentham J. Truth versus Ashhurst; or Law as it is Contrasted With What It is Said to Be // The Works of Jeremy Bentham. Vol. V. Edinburgh; London, 1843. P. 233.

279


Раздел IV


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!