ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX века




волей-неволей мы узнаем, что такое право вообще».только исследо­вание отдельных законов даст нам представление о понятии права.

Бентам также рассматривает право с точки зрения аксиологии. Ученый однозначно воспринимает право как ценность, как то, что способствует прогрессу общества и позволяет обеспечить счастье индивида. «Право — это друг каждого человека: именно праву, бла­годаря Господу, он обязан всем тем, что ему дорого. От права он получает все то, чем наслаждается, получает какую бы то ни было защиту своего спокойствия, своей личности, своей чести. Праву бога­тый обязан своим благосостоянием, бедный — своим пропитанием;

всякий свободный человек — своей свободой».6

В 1776 г., пытаясь обосновать мысль о том, что право как идея по своей природе не может быть несправедливым, философ писал:

«Право не враг человеку. Право не соперник ему. Спросите шумную неуправляемую толпу — никто никогда не обвиняет в своих несчастьях само право, всегда имеется какой-то нехороший толкователь права, который нарушал его и злоупотреблял им».7 В целом право по своей сущности может приносить обществу только пользу. Только тогда, когда идея права извращается на практике в чьих-либо интересах, может возникнуть его негативное восприятие людьми.

Проблема негативного восприятия права населением, несоот­ветствия формы права его содержанию и, как следствие этого, невы­полнение правом общественно полезных целей, всегда волновала философа. Исследованию и решению данной проблемы посвящена такая его работа, как «Истина против Эшхерста, или Право как оно есть в противопоставлении с его общепринятым пониманием», на­писанная в 1792 г. и опубликованная в 1823 г. В этом произведении, созданном в жанре памфлета, мыслитель критически оценивает совре­менную ему английскую правовую систему, отмечает основные ее недостатки и предлагает пути их устранения.

В своем памфлете Бентам гневно критикует сложившуюся в Англии систему отправления правосудия, показывает недостатки судебного прецедента как источника права, разоблачает корыстолюбие юристов, осуждает запутанность и противоречивость английского права, множественность его источников.

5 Bentham J. Comment on the Commentaries. P. 7.

6 Цит. по: Baumgardt D. В. Bentham and the Ethics Today. N. Y., 1966. P. 78.

7 Bentham J. Fragment on Governement. Cambridg, 1955. P. 12.

280


ИЕРЕМИЯ БЕНТАМ


 


1


Особенно резко мыслитель отзывается о прецедентном праве, которое создается «...без короля, парламента и народа». Прецедент-ное право несовершенно также еще и потому, что у большинства людей нет возможности узнать хотя бы малую часть его норм. Не­возможность знания норм прецедентного права проистекает из са­мой его сущности. Мыслитель называет его «собачьим правом», срав­нивая создание судебных прецедентов с дрессировкой собаки. «Когда ваша собака делает что-либо, от чего вы хотите ее отучить, вы ждете, пока она это сделает, а затем бьете ее за это. Таким способом вы созда­ете законы для своей собаки, — и таким же способом судьи создают право для нас. Они не скажут человеку заранее, чего он не должен делать, они не позволят, чтоб ему об этом было сказано, они лгут, пока он не сделает чего-либо, что, по их словам, он не должен был делать, а затем повесят его за это». Философ предлагает последо­вать французскому опыту и установить приоритет парламента в сфере правотворчества. «Спаси, Господи, парламент. Нет — собачьему праву! Да здравствует парламент», — провозглашает Бентам.8

Вместе с тем, несмотря на всю ту критику, которой мыслитель подвергает правовую систему Англии, он отнюдь не призывает к не­соблюдению правовых норм, не соответствующих требованиям спра­ведливости и человеколюбия. Для того чтобы в целом не подрывал­ся авторитет права, родоначальник утилитаризма отказывает населению в праве не подчиняться несправедливым законам. «Как бы ни было плохо право, как бы ни было оно плохо сделано, это всегда узы, связывающие общество. Если бы оно было даже в десять раз хуже, чем это возможно, такое право все равно было бы лучше, чем полное его отсутствие. Мы должны подчиняться ему, иначе все, что нам дорого, обратится в прах».9 Следовательно, мыслитель рассмат­ривает право как одну из главных ценностей человеческого общест­ва, как основу его благоденствия.

Анализ воззрений Бентама на сущность и понятие права по­зволяет определить тип правопонимания, характерный для ученого. Воззрения мыслителя на сущность права в целом пребывают в рам-itax юридического позитивизма. Однако правопонимание ученого не так однозначно, чтобы сводить его к нерассуждающему легити­мизму, т. е. к признанию правом любого положения, получившего одобрение законодателя, к установлению приоритета формы права


281


8 Bentham J. Truth versus Ashhurst... P. 235.

9 Ibid. P. 236.


Раздел IV


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!