Рекомендуемые источники и исследования



Боден Ж. Метод легкого познания истории. М., 2000. Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой правовой

мысли. В 5 т. Т. 2. М., 1999. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного

и гражданского (любое издание). Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются

естественное право и право народов, а также принципы публичного

права. М., 1956;М., 1994. Кант И. Метафизика нравов (любое издание). ЛоккДмс. Два трактата о государственном правлении // Соч. В 3 т. Т. 3.

М.,1988.

Макиавелли Н. Государь (любое издание).

Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия (любое изда­ние).

Монтескье Ш. Л. О духе законов (любое издание). Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре, или принципы политического

права (любое издание). Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея.

М.,2000.

273


Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

АзаркинН. М. Монтескье. М 1988

^Z^^r11- ОСНОВОПОЛОЖН11К -УДар-енного сузе.

Баскин Ю. Я. Гуго Гроций // Правоведение. 1983 № 5 БаскинЮ.Я. Кант. М., 1984.               " '

Бурлацкий ф_ М. Загадка и урок Никколо Макиавелли. М 1977 Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо М 1980

^%Si9^' л' основные течения американской мысли. В 3 т. М.,

Соловьев Э.Ю. Политическая философия Томаса Гоббса // ФилосоАия ранних буржуазных революций. М 1983       ^илософия

СпТпТ'6 ^ ^ Г2"1 nPaBOПOPЯ^ в учении Джона Локка // Там же

пpaв:вЙ.fo992ммaнyил кант: ^^"^"ительность морали и Юсим М. А. Этика Макиавелли. М., 1990.


Раздел IV

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

XIX ВЕКА

ВВЕДЕНИЕ

В XIX в. в Западной Европе завершается процесс становления гражданского общества. Происходит дифференциация и усложне­ние системы социальных интересов и, как следствие, обостряются социальные конфликты. Свои варианты их разрешения предложили Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс.

Идеи естественного права, господствовавшие весь XVIII в., утрачивают свою популярность. Не в последнюю очередь это связа­но с усилением роли государства и бурным развитием законодатель­ства. XIX век — век статутного права, век конституций и кодифика­ций. Правоведение становится, наконец, самостоятельной наукой. Специализация наук, в том числе и юридических, проходила на ос­нове философии позитивизма, возникновению которого способ­ствовали успехи естествознания. Основные постулаты позитивизма были сформулированы французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857). Он отрицал познавательную ценность морализирующей просветительской философии XVIII в. По его мнению, положитель­ное, или позитивное, знание накапливается в рамках конкретных эмпирических наук, а задача философии заключается в обобщении полученных данных. Таким образом, происходит разрыв со старой метафизической философией, доказывавшей ценность неких общих принципов и стремившейся познать сущность явлений. Согласно Конту наука не должна вторгаться в сферу сущности явлений и при­чинно-следственных связей. Он призывал отказаться от конструи­рования социальных утопий, поисков идеала и заняться изучением реально существующих фактов.

Рождение философского позитивизма способствовало развитию Позитивизма юридического. Европейские ученые-юристы получили свой особый объект исследования — огромный и все увеличива­ющийся массив законодательства. Они решительно отрицают научную

275


Раздел IV


ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ xixbfk-a


 


ценность философии естественного права и создают позитивную юридическую науку, т. е. науку о действующем праве, понимаемом как система установленных государством законодательных норм. Английские правоведы И. Бентам и Дж. Остин непосредственно связали создание и действие права с деятельностью государства.

Несмотря на значительные достижения, юридическая наука постепенно превращалась в науку формальную, догматическую. Опасность формализации юриспруденции предвидела уже истори­ческая школа права и пыталась этому противостоять. Однако тор­жество ее было недолгим. Удар по ней был нанесен со стороны со­циологического варианта юридического позитивизма. Социологи критиковали как историческую школу права, так и этатистский пози­тивизм, и предлагали более широкий взгляд на право как социальное явление. К числу наиболее заметных европейских социологов права XIX в. принадлежат немецкие юристы Р. Иеринг и Г. Еллинек.

ГЛАВА 1. ИЕРЕМИЯ БЕНТАМ*

Иеремия Бентам (1748-1832) родился в Лондоне. По образо­ванию Бентам — профессиональный юрист, однако практической юриспруденции он предпочел теоретические изыскания в данной области. С начала 70-х гг. XVIII в. молодой юрист полностью посвя­тил себя изучению и реформированию права.

Творческое наследие мыслителя весьма многообразно. Им были созданы работы по теории права, конституционному, гражданскому, уголовному и международному праву, уголовному процессу, пено-логии. К основным произведениям Бентама относятся «Коммента­рий комментариев» (1775, работа содержит анализ и резкую кри­тику работы В. Блэкстона «Комментарии к законам Англии»), «Фрагмент о государственном правлении» (1776), «Введение в основания нравственности и законодательства» (1780), «О зако­нах вообще» (1782), «Паноптикон» (1785-1787), «Анархические софизмы» (1795). Многие произведения мыслителя были опубли­кованы значительно позже его смерти.

* Данная глава написана кандидатом юрид. наук, доцентом Кубанского го­сударственного университета А. Н. Остроух. © А. Н. Остроух, 2006

276


ИЕРЕМИЯ БЕНТАМ


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!