ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА



над его содержанием. Понимая, что право не является исключительно воплощением воли законодателя, Бентам, тем не менее, выводит ис­следование метафизической (идеальной) природы права за пределы юриспруденции и включает в предметную сферу последней только позитивное право (законодательство).

С позиций юридического позитивизма мыслитель критикует и теорию естественного права. Для него это — «фикция», «фантом», «грандиозное ничто».'"Философ также яростно нападает на теорию естественных неотчуждаемых прав человека — самый распростра­ненный вариант естественно-правовой доктрины в Новое время.

Детально эта критика развита применительно к Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в работе «Анархические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, изданной во время Французской революции». Особенностью анализа английским мыс­лителем указанного исторического документа является то, что он исследует и критикует Декларацию не как политическое произведение, не как революционную программу, а как юридический документ, как памятник и источник права, а все претензии, предъявляемые к тексту Декларации, — это претензии к юридическому документу.

Центральной идеей бентамовской критики является мысль о том, что не существует естественных и неотчуждаемых прав, т. е. прав, предшествующих появлению государственной власти и позитивных законов, — прав, на которые она не может покушаться. Используя игру слов, Бентам называет такие права одновременно «ante-legal» и «anti-legal», т. е. дозаконными и противозаконными. Он выступа­ет против любого варианта теории естественных прав. «И когда оно (субъективное право. — А. О.) приходит в этот мир, нет большего соблазна для поэтов, ораторов, для всех торговцев моральной и ин­теллектуальной отравой, чем дать ребенку подложное отцовство, подкинув его под дверь природы, выступив тем самым против его настоящего родителя. Зачатый дыханием этих кудесников, появляется на свет ублюдок из выводка чудовищ, ужасных горгон и химер»," — так резко нападает мыслитель на теорию естественного права.

В целом критические замечания направлены не столько на со­держание Декларации, сколько на ее язык. Критикуется абстрактность и противоречивость ее формулировок, употребление многозначных

10 Bentham J. Comment on the Commentaries. P. 20.

" BenthamJ. Critical Examination of the Declaration of Rights// Bentham's Political Thougt. L, 1973. P. 285.

282


Глма!


ИЕРЕМИЯ БЕНТАМ


 


 


терминов, пышных фраз. На основании высказанных замечаний Бентам предлагает законодателю при регулировании прав человека руковод­ствоваться не теорией естественных неотчуждаемых прав, а прин­ципом полезности. Нужно закреплять в законе те права, которые были бы полезны обществу, и отказаться от прав, вредных и бесполезных для него. Описание в законе субъективных прав должно быть деталь­ным, но вместе с тем предельно определенным и ясным. Права чело­века должны изначально быть урегулированы серией отдельных нормативных актов, создающих гарантии для их реализации, и лишь в последующем основные принципы этих актов должны быть сведены в конституционный закон, подобный Декларации прав человека.

Учение об отдельных отраслях права

Содержание взглядов Бентама на гражданское право опреде­ляется его приверженностью экономическому либерализму. Фи­лософ выступает за самостоятельное определение участниками граж­данско-правовых отношений своих прав и обязанностей по договору и невмешательство государства в сделки граждан. «Да будет общим правилом, что свобода в договорах должна быть неограничена»,'2— провозглашает Бентам.

Мыслитель также отстаивает такие прогрессивные принципы гражданского права, как равная правоспособность всех участни­ков имущественного оборота, формально-юридическое равенство субъектов гражданского права, свобода договора и брачного союза, обязательная сила договора, добросовестность субъектов граждан­ско-правовых отношений.

Основным институтом гражданского права Бентам считал част­ную собственность. Он обосновал социальную значимость права собственности, рассматривал собственность не только как юридиче­ский, но и как социальный институт, являющийся основой граждан­ского общества. Однако мыслитель отрицает возможность призна­ния собственности в качестве естественного права. Собственность — порождение закона, вне правовой формы этот институт не существует. «Собственность и закон вместе родятся, вместе и умирают. Пока не

12 Бентам И. Основные начала гражданского кодекса // Избр. соч. И. Бентама. T.I. СПб., 1867. С. 400.

283


Раздел IV


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!