ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ Х1ХВЕК-А



в конце концов, утратиться осознание народной своеобразности; так происходит, когда стареющий народ задумывается над тем, сколь многие особенности его права уже сгладились». При этом, по мне­нию ученого, он легко приходит к «заблуждению», принимая свое право за «право, установленное естественным разумом в пользу всех людей» (Vom Beruf... S. 116). Таким образом, появление естествен­но-правовой философии, обосновавшей социокультурную всеобщ­ность естественного права, рассматривается Савиньи как свидетель­ство стареющей культуры.

Мысли своего учителя на процесс правообразования развивает Пухта в учении о специальных источниках права. Как и Савиньи, он полагал, что первоначально право возникает как обычное право, которое мыслится ученым в единстве двух его аспектов: социопси-хического как «общее правовое убеждение» в необходимости дейст­вовать определенным образом и деятельностного как повторяющиеся действия, обусловленные этим общим правовым сознанием народа. О существовании обычного права, по его мнению, можно говорить тогда, когда «члены народа действуют согласно своему юридическому убеждению, признают его посредством соблюдения». При этом «со­блюдение есть только последний момент, в котором проявляется и воплощается возникшее право, живущее в убеждении членов народа» (Энциклопедия... С. 28).

С возникновением государства появляется законное, или про-мульгированное, право. В представлении Пухты, государство так­же является произведением народного духа, который «соединяет членов народа в желании подчиниться верховной власти как органу права». Народ и государство, подчеркивает ученый, связаны между собой теснейшим образом: «Национальная связь есть основание, на котором воздвигается политический союз; она —душа и жизнь, про­никающая государственный организм». В этом отношении Пухта также развивает взгляды Савиньи, в представлении которого госу­дарство есть также «форма духовной общности народа» (System... S. 21). Верховная власть, благодаря существованию которой народ становится гражданским обществом, государством, рассматривает­ся Пухтой как орган выполнения «воли членов правового сообще­ства», направленной на осуществление права. Хотя, по мнению Пух­ты, «от заблуждения считать государство источником права не свободна большая часть политиков», однако, убежден ученый, «право создается не государством, напротив, последнее предполагает уже

322


ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

поавовое сознание»; в охранении права состоит главная задача госу-папства (Энциклопедия... С. 24-27). Сообразно с такой задачей «пред­полагается, что законодатель действительно выражает общее убеж­дение народа, под влиянием которого он должен находиться, — все павно принимает ли он в свой закон уже установившееся юридическое воззрение или согласно истинному духу народа содействует образо­ванию его» (Энциклопедия... С. 30).

В последующем развитии, «во времена прогресса народа, когда право теряет вместе с прежней своей простотой способность быть доступным в известной полноте познанию всех членов народа», появ­ляется «право науки», или «право юристов», — право, «живущее преимущественно в сознании юристов, которые считаются его носи­телями», и выражающееся в их деятельности. Задача науки, полагал Пухта, состоит в том, чтобы «познать юридические положения в их систематической связи, как друг друга обусловливающие и друг от друга происходящие, дабы можно было проследить генеалогию от­дельных юридических положений до их принципа». Цель научных занятий — привести в сознание «юридические положения, сокры­тые в духе национального права, не проявлявшиеся ни в непосред­ственных убеждениях членов народа и их действиях, ни в изречениях законодателя, которые, следовательно, становятся ясными как про­дукт научной дедукции» (Энциклопедия... С. 34).

Как и Савиньи, Пухта полагает, что исторически право развива­ется «от первоначальной простоты к большему разнообразию», после чего «индивидуально-своеобразный дух народа постепенно подвер­гается влиянию более общих идей» и «первоначальные национальные особенности мало-помалу смягчаются более общими элементами, действующими на правовое сознание» (Энциклопедия... С. 43).

Таким образом, разработанная исторической школой концеп­ция органического развития народа и его политико-правовых инсти­тутов служила конкретным целям консервативной политики: с ее помощью обосновывалась неэффективность институциональных преобразований и заимствований, в результате которых утрачивается возможность традиционного развития «народного права». Кроме того, органическая концепция общества как народного организма демонстри­ровала неприемлемость его регулирования универсальными естествен­но-правовыми нормами, но утверждала необходимость сохранения сторически сложившегося права, отмеченного печатью национального воеобразия. Теоретическое обоснование понятия «народного права» ыло в том числе направлено на то, чтобы локализовать значение

323


Раздел IV _______________ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА

Французской революции, т. е. предупредить унифицирующее дейст­вие рационалистического естественного права и препятствовать таким образом, реальному осуществлению механистической соци­альной концепции, рассматривающей общество как совокупность автономных и равных индивидуумов, связанных друг с другом ра­ционально познанными выгодами общения.

Таким образом, историческая школа права противопоставила пред­ставлению о неизменности естественного права — понятие органиче­ского развития права, обусловленного внутренним законом народного организма — «народным духом»; социокультурной общезначимости, универсальности естественного права — историческое своеобразие и органическое единство традиционного «народного права»; произволь­ному законодательному вмешательству — непрерывность правовой традиции народа; рационализму как методу познания права — истори­ческое объяснение индивидуальности народа и созданных народным духом своеобразных правовых институтов.

Историческая школа права оказала значительное влияние на развитие не только юридической науки в XIX в., побудив ее, в част­ности, заниматься исследованием памятников права, но и филоло­гии, философии культуры, истории и др., стимулировав поиски на­родности, народного духа в предметах их изучения.

ГЛАВА 4. ДЖОН ОСТИН

Джон Остин (1790-1859)— друг и последователь И. Бентама занимался практической юридической деятельностью в качестве адвоката, члена комиссии по реформе уголовного права и комиссара по делам Мальты. В течение нескольких лет с перерывами он читал лекции по праву в Лондонском университетском колледже, которые не имели большого успеха. Однако шесть из них под названием «Опре­деление предмета юриспруденции» были изданы в 1832г. Впо­следствии Остин был признан одним из отцов-основателей юриди­ческого позитивизма. Опираясь на идеи Бентама, он стремился ограничить предмет юриспруденции от предметов других смежных наук и проанализировать право как совершенно самостоятельное явление, т. е. изучать право таким, какое оно есть, а не таким, какое оно должно быть, —это кредо юридического позитивизма по сей день.

324


ДЖОН ОСТИН

Понятие права

Слово «право» употребляется в различных значениях, полагает Остин. В самом широком смысле право представляет собой сово­купность норм, которые регулируют поведение людей. Однако это очень широкое понимание права, оно объемлет разные по своему происхождению, сущности и направленности нормы. Поэтому прежде всего следует отделить нормы, которые называются правом в над­лежащем значении. В надлежащем смысле право представляет со­бой «правила, установленные одним разумным существом для дру­гого разумного существа».27 Под это определение подпадают только Божественные и человеческие законы.

Законы, установленные Богом, часто называют законами природы, или естественным правом, что, по мнению Остина, вводит в заблуж­дение. Он предпочитает говорить о «божественном праве» и, разу­меется, не включает его в предмет юриспруденции.

Законы, установленные людьми, подразделяются на два вида. Первый — это те законы, которые устанавливаются людьми, обла­дающими политической властью, т. е. сувереном. Совокупность за­конов первого вида Остин называет позитивным правом. Другой вид законов устанавливается людьми, не обладающими политической властью над другими, и они называются им позитивной моралью. Эти законы очень разнообразны: правила, устанавливаемые в клубах, модой, честью. Сюда же Остин относит международное и конститу­ционное право, так как оно не содержат санкций и поддерживается исключительно общественным мнением.

Право и мораль в данном случае объединяет лишь то, что они рассматриваются такими, какие они есть, а не такими, какими они должны быть. Поэтому позитивная мораль, так же как и божественное право, исключается из предмета юриспруденции. Предметом юрис-чруденции является право в строгом смысле этого слова, т. е. право позитивное, нормы которого принципиально отличаются от всех Других социальных норм. Кроме того, что своим источником они имеют волю суверена, они облекаются в особую форму и обладают ОДецифическим действием.

27 Austin J. The Province of Jurisprudens Determined, Being the First Part of a Series Lectures on Jurisprudence, or the Philosophy of Positive Law. L., 1861. P. 3. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.

325


Раздел IV


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!