ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА
движение права в зависимость единственно от законодателя», это может создать препятствия для его непрерывного органического развития: право «внезапными обновлениями законодательства отрывается от общения с жизнью народа» и тем самым «прекращается гармония права с развитием народа». Во-вторых, в результате законодательной «импровизации юридических постановлений» может быть разрушено органическое строение права как системы, так как «отдельные юридические положения, образующие право народа, находятся между собой в органической связи, объясняющейся прежде всего возникновением их из народного духа, ибо единство этого источника распространяется на все, им произведенное». Однако от произвольных действий законодателя может произойти «несогласие, прерывающее гармонию отдельных частей права», поскольку в этом случае «дух народа подвержен разрушающим симптомам, как бы болезни» (Энциклопедия... С. 32-33, 43).
Представители исторической школы отводили законодателю роль чуткого наблюдателя за процессом органического развития права, лишь конденсирующего в законодательстве коллективный правовой опыт нации. Такое органическое, сообразное с духом народа, развитие «народного права» позволяет нации сохранять непрерывную правовую традицию. Истинным развитием права, по мнению Пухты, «может считаться такое, которое представляется наблюдателю целого непрерывным» (Энциклопедия... С. 43). Ученый писал в связи с этим: «Как сам народ с течением времени изменяется во всей своей жизни, так точно право как ветвь этой жизни, не неподвижно, а развивается с народом; оно принимает его характер на различных ступенях образования и удобно применяется к его изменяющимся потребностям. Эта перемена не такова, что народ перестает быть тем же самым; он остается таким же народом как в начале, так и в конце своего жизненного поприща, но между тем в то и другое время различен;
|
|
точно так же изменяется и право, не переставая все-таки быть правом этого народа, ибо не только юридические положения, заключающиеся одновременно в праве народа, являются членами одного организма, но это органическое качество право сохраняет и в своем дальнейшем развитии; даже преемственное отношение юридических положений является органическим. Все это можно выразить одним словом: право имеет историю» (Энциклопедия... С. 42).
Процесс правообразовапия представлялся Савиньи следующим образом. Право возникает в эпоху «молодости народов» в виде обычного
320
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА
Глава S
поава; оно порождено нравами и народными верованиями (Vom Beruf... S. 13-14). Характерной чертой древнего права являлся символизм. «В наши времена, — пишет ученый, — считается неоспоримой аксиомой объективация права посредством письменности и устной речи. Однако данный вид объективации права предполагает способность народа к абстрактному, понятийному мышлению, и потому в пору молодости народа невозможен. В противоположность этому мы обнаруживаем, что в начальный период истории народа возникновение и прекращение правовых отношений повсюду происходит посредством совершения символических действий. Чувственная наглядность этих действий означает, что право воплощается в определенный образ, и его сила и значение соответствуют значимости самих правовых отношений... Широкое использование таких формализованных действий характерно, например, для германских и древнеитальянских племен, только у этих последних сами формы были более определенными и урегулированными... Эти символические действия можно рассматривать в качестве собственной грамматики права в этот период, и, что особенно значимо, главное занятие древних римских юристов состояло в охранении и точном применении таковых действий» (Vom Beruf... S. 9-11).
|
|
Дальнейшее развитие культуры сопровождается образованием сословий, одним из которых является сословие юристов. С появлением особого юридического сословия «бытие права приобретает двойную жизнь: одну — в качестве особой части целостной жизни народа (чем оно и не перестает быть); вторую — в качестве особой науки в руках юристов». При этом благодаря «ученой обработке», право становится «более искусным и развитым». Таким образом, делает вывод Савиньи, право возникает во всяком случае «не через произвольное установление законодателя» (Vom Beruf... S. 12-14).
|
|
Органическая интерпретация общества предполагает конечность истории любого народа и созданного им права. «Старость» народа не всегда означает его физическое вымирание, она прежде всего выражается в утрате народом присущего ему в период расцвета своеобразия, обусловленного народным духом, что также находит свое выражение в утрате правом своей «народности», национальной самобытности: «В истории всех значительных народов, — пишет Савиньи, — находим переход от ограниченной, однако свежей и животворной, индивидуальности к неопределенной всеобщности. По этому пути идет и гражданское право, и в нем также может,
321
Раздел IV
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!