Взаимосвязь права и государства
Для Еллинека бесспорно, что право представляет совокупность правил человеческого поведения (с. 331). Однако это верно применительно и к моральным, религиозным, и др. нормам. Отличие правовых норм от всех иных социальных норм, по мнению Еллинека, заключается в следующем: «Они суть нормы внешнего поведения людей в их отношениях друг к другу. Это — нормы, исходящие от внешнего авторитета. Нормы, обязательность которых гарантируется внешними средствами». Причем правом в собственном смысле может считаться только право действующее, т. е. такое, которое «обладает способностью влиять в качестве мотива и определять волю» (с. 332). Вместе с тем государство не в состоянии произвольно творить право.
Еллинек определяет право как минимум нравственности. «Право — это не что иное, как этический минимум, — писал он. — Объективно это условия сохранения общества, поскольку они зависят от человеческой воли, т. е. Existenzminimum этических норм;
субъективно — минимум нравственной жизнедеятельности и нравственного настроения, требующихся от членов общества».34 Из этого следует, что право — часть нравственности в том смысле, что право с помощью предписывающих, запрещающих и охраняющих норм обеспечивает минимально необходимые условия для существования данного общества. В зависимости от условий места, времени и др. «набор» этих норм меняется, и чем сложнее общество, тем их больше.
|
|
34 Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. М., 1910. С. 48.
354
ГЕОРГ ЕЛЛИНЕК
Коль скоро право рассматривается как часть нравственности, то различать их как соответственно нормы внешние и внутренние, необоснованно. Право становится эффективно действующим, когда его субъекты внутренне убеждены в его необходимости. Чувство „рава.— вот что важно для обеспеченности правового порядка. Принуждение же необходимо только в случае правовой патологии. Эффективнее всякого государственного принуждения социальные гарантии разного рода: нравы, правила приличия, литература, пресса, т. е. общественное мнение в самом широком смысле этого слова. Поэтому «правовые нормы суть не столько принудительные, сколько гарантированные нормы» (с. 335).
Образование права — объективный процесс. В основе нормы лежат фактические отношения. В результате их длительного осуществления они воспринимаются в качестве нормы. «Правом первоначально считается у всякого народа то, что фактически осуществляется. Длящееся осуществление соответствует норме, и с тем вместе сама норма уже является авторитетным велением общества, т. е. правовой нормой» (с. 337).
Хотя научное значение естественно-правовой философии Елли-неком решительно отрицается, в процессе правообразования критика действующего права в форме теорий естественного права играет созидательную роль. В конечном счете может произойти (и часто происходит) позитивация естественного права. «Два психологических элемента обусловливают, таким образом, — пишет Еллинек, — превращение государственного порядка в правопорядок. Первый, превращающий фактически осуществляемое в нормативное, есть элемент консервативный, второй, порождающий представление о праве, стоящем над положительным правом, представляет собой рационалистический, эволюционный, прогрессивный, направленный на изменение существующего порядка элемент правообразования» (с. 351).
|
|
Разумеется, последнюю точку ставит государство: оно создает или допускает право, и здесь возможны ошибки. Имеются ли критерии, позволяющие оценить правотворческую деятельность государства? Конечно. Во-первых, так как право является частью нравственности, то оно не должно ей противоречить. В противном случае данная норма не является правовой в собственном смысле этого слова. Во-вторых, в праве существуют некоторые постоянные элементы, кото-Рые «прямо или безмолвно признаются таковыми в соответствии со всем культурным состоянием народа и служат вместе с тем правовым ^итерием для оценки и тех волевых актов государства, которые
355
Раздел IV
Мы поможем в написании ваших работ! |