ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX вгь-а




 


с формальной точки зрения представляются непререкаемыми. Поэтому закон или вступивший в законную силу и не подлежащий пересмотру судебный приговор может быть квалифицирован как неправый, а не только как несправедливый» (с. 356).

Кроме того, государство существует ради достижения вполне конкретных целей. Внутренняя духовная жизнь человека находится вне пределов его досягаемости. «Сфера влияния государства сущест­венно ограничивается, таким образом, областью достижимого исклю­чительно путем совместной, и стало быть, проявляющейся вовне человеческой деятельности. В сферу его влияния входят только общест­венные солидарные акты человеческой жизни» (с. 256-257). Именно эти акты подлежат «планомерной внешней организации», государ­ство их охраняет, упорядочивает и поддерживает. В круг «солидарных интересов» входит и развитие индивидуальности. «Развитие целого всегда обусловлено развитием его членов» (с. 259).

В связи с этим Еллинек формулирует концепцию субъективных публичных прав, или притязаний, индивида к государству. Он разде­ляет их на три группы. Первая касается индивидуальной свободы, ко­торая означает свободу от вмешательства государства. Речь идет о сво­боде совести, печати, неприкосновенности жилища, соблюдении почтовой тайны, свободе собраний и т. д. Вторая — это притязания индивида на положительные действия государства в его интересах. Го­сударство, таким образом, обеспечивает правовую защиту личности. Третью группу образуют права на участие в управлении государством, т. е. право избирать и быть избранным, (с. 406-412). «Высшим же прин­ципом всей деятельности государства является споспешествование про­грессивному развитию всего народа и его членов» (с. 268). Государство защищает народ и территорию от вторжения извне, занимается право-творчеством и охраной правопорядка, обеспечивает безопасность, соз­дает условия для культурного развития личности и всего общества и т. п.

Государство связано и собственным правом. В примитивных обществах и во времена государственных переворотов власть носит фактический характер. В развитом государстве и при нормальных ус­ловиях она носит правовой характер. «Так как длящееся влияние она может оказывать не путем отдельных велений, только в соответствии с прочно установленными правилами, так как для обеспечения ее осу­ществления она нуждается в прочных учреждениях, то в основу ее деятельности положены постоянные, прочные, независящие от отдель­ных лиц волевые отношения. Но такие волевые отношения, регулиру^ емые правилами, суть правоотношения. Понятие государственной

356


^р„шчми^————————————————————————————————————————————————————————

пасти уже заключает в себе, таким образом, понятие правового по-пядка» (с. 419). Поэтому государство не может отказаться от права,

лишив себя основы для существования и исполнения возлагае­мых на него задач. Оно в состоянии придать правопорядку тот или иной характер и ограничено своим собственным законом. В под­тверждение этой мысли Еллинек цитирует Иеринга: «Право в полном значении слова есть, таким образом, двусторонняя обязующая сила закона, самоподч!;ненис государственной власти закону, исходящему от нее самой» (с. 461). Поэтому суверенитет государства отнюдь не означает безграничности его власти, а только «то свойство государ­ственной власти, в силу которого она обладает исключительной спо­собностью к правовому самоопределению и самообязыванию» (с. 463).

Итак, Иеринг и Еллинек, придерживаясь социологического взгляда на право, исходили при этом из тех же методологических посылок, что и этатисты. Они изучали право как реально существу­ющее явление, — таким, какое оно есть. При этом они отнюдь не отрицали роли государства в формировании права. Они выступали против чрезмерной догматизации правоведения и подчеркивали со­циальные истоки права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В XIX в. Гегелем к Марксом была сделана последняя попытка создания всеохватывающих философских систем. Разумеется, они не смогли найти ответы на все те вопросы, которые они поставили перед собой, но показали возможности и пределы человеческого разума. Надо сказать, что их теории, даже допущенные ими ошибки, по сей день оказывают влияние на ход мировой истории, имеют сто­ронников и соответственно сохраняют свою актуальность.

Кроме того, в XIX в. правоведение, наконец, окончательно обо­собляется от философии и превращается в самостоятельную науку. Геории естественного права объявляются ненаучными. И именно в время складываются ставшие потом весьма влиятельными на­правления — правовой этатизм, историческая школа права и социоло­га права. Однако в XX в. дальнейшее развитие этих направлений, •^ак и школы естественного права, происходило уже на принципи­ально иных методологических основах.

357


Раздел IV


ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX BEIfA


 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!