THEORETICAL BASIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF LEXICAL SKILLS
Shlykova Julia Victirovna
Abstract:this article discusses theoretical basis of formation of lexical skills, where the main term is analyzed and identified. Moreover, it reviewed the content of training lexical skills. The stages of work on lexical skills were identified, and the types of lexical skills were analyzed. The article will be useful for future and present teachers of English who want to make their lessons methodologically correct and structured.
Keywords:lexis, lexical skills, formation, development, use of words, derivation.
Обучение иностранному языку начинается с обучения лексике. Лексика является самым важным компонентом в изучении иностранного языка. Давид Уилкинс писал: «… В то время как без грамматики может быть выражено очень мало, без лексики вообще не может быть выражено» [7, c. 111-112]. Д. Льюис пошел еще дальше, сказав, что лексика является ядром или сердцем языка [6, c. 98]. Лексика – это элемент, связывающий четыре умения говорить, слушать, читать и писать вместе.
Проблема формирования лексических навыков является одной из самых важных проблем в обучении иностранного языка. Лексические навыки представляют лексическую сторону речи, являются компонентами речевых умений, образуют фундамент для обеспечения использования языка как средства обучения [5, с. 120]. Лексический навык обеспечивает оперирование лексическими единицами и комплексами лексических единиц (словами, словосочетаниями, фразами) в речи или в ходе чтения и аудирования текстов на иностранном языке. Лексическая единица, в свою очередь, определяется как «единица языка, обладающая самостоятельным лексическим значением и способная выполнять функции единицы речи» [4, с. 50].
|
|
В методической литературе лексический навык определяется как «автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие, и ассоциирование со значением в рецептивной речи» [1, с. 133].
По мнению И.Л. Бим, вся работа над иноязычными словами в школе должна обеспечить: 1. Создание мобильного словарного запаса; 2. Предотвращение забывания этого слова; 3. Использование лексической единицы как в письменной, так и в устной речи [2].
Необходимо заметить, под содержанием обучения лексической стороне речи является все то, с помощьючего происходит развитие лексического навыка. В содержание входят три компонента: 1. Лингвистический. 2. Психологический. 3. Дидактико-методический.
В лингвистический компонент входит: 1) лексический минимум; 2) трудности в усвоении разных типов и видов слов; 3) тематика; 4) лексика с культурным компонентом; 5) лексические знания. Рассмотрим каждый элемент поподробнее.
Под лексическим минимумом понимается словарь. В свою очередь его можно условно разделить на активный (или продуктивный, т.е. те лексические единицы, с которыми уже знакомы дети, знают их и используют как в письменной, так и в устной речи), пассивный (или рецептивный, т.е. такие лексические единицы уже знакомые детям, их узнают во всех видах речевой деятельности, но не используют в своей речи) и потенциальный словарь (т.е. такой словарь, который дети еще не знают, но могут догадаться о значении лексической единицы из контекста, т.е. используя принцип «языковой догадки»). Наукой установлен активный минимум по иностранному языку. Он составляет в 2,5-3 раза меньше пассивного и входит как ядро.
|
|
Чтобы обучение лексической стороне речи было эффективно, предполагается снятие некоторых трудностей, которые могут возникнуть при изучении слова. Н.В. Николаевым предложил следующие типы слов: 1. Интернациональные слова и заимствование слова с совпадающим значением в обоих языках (football – футбол, café – кафе, text – текст, coffee – кофе); 2. Сложные слова, состоящие из двух простых слов уже известных учащимся (homework, boyfriend, schoolbag); 3. Слова, объемкоторых не противоречит семантическому объему слов на родном языке (apple, begin); 4. Специфичные по своему содержанию слова для изучаемого языка (lady, BigBen); 5. Слова иностранного языка, имеющие общий корень со словами родного языка, но отличающиеся по содержанию (magazine – журнал, artist - художник); 6. Сложные слова, компоненты слов уже известны детям, но не сходны по смыслу с семантически близкими словами родного языка, так как идиоматичны (blackbird, tolooklike); 7. Лексические единицы с объемом шире объема значений соответствующих слов родного языка (tocome, togo); 8. Лексические единицы с объемом уже объема соответствующих слов в родном языке (little, small) [3].
|
|
В обучении лексической стороны речи важное место занимает тематика, представленная сферами общения. Выделяется 4 сферы общения: семейно-бытовая, учебно-профессиональная, общественно-политическая и социально культурная. Также необходимо обратить внимание на безэквивалентную и фоновую лексику, которая представлена устойчивыми фразами, клише.
Второй компонент обучения лексической стороне речи – психологический. Данный компонент включает в себя: 1. Учет интересов учащихся и сознание мотивации. 2. Наличие специальных способностей, например фонематический слух. 3. Формирование 2-х видов лексических навыков – экспрессивных и рецептивных. 4. Взаимодействие лексических навыков с другими.
В третий компонент, дидактико-методический входят: 1. Формирование навыков самостоятельной работы над лексическими навыками. 2. Формирование навыков по работе со словарями. 3. Формирование навыков по работе с лексическими таблицами, схемами.
|
|
В работе над лексическими навыками можно выделить 2 этапа: 1-й этап - создание основ разных видов речевой деятельности; 2-й этап - совершенствование лексических основ. А С.Ф. Шатилов выделяет: а) ориентировочно-подготовительный этап (введение, семантизация нового слова и его первичное воспроизведение); б) стереотипизирующе-ситуативный этап (ситуативная тренировка и создание прочных лексических речевых связей в однотипных речевых ситуациях); в) варьирующе-ситуативный этап (создание динамичных лексических речевых связей).
Лексические навыки могут быть разделены на рецептивные (в аудировании и чтении) и продуктивные (в говорении и письме). Продуктивными лексическими навыками называются навыки интуитивно правильного словоупотребления в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями и целями коммуникации. Рецептивные лексические навыки – навыки узнавания и понимания при восприятии на слух и чтении лексических явлений. Таким образом, в структуру лексического речевого навыка входят два основных компонента: словоупотребление и словообразование.
Формирование лексических навыков продуктивного характера можно назвать творческим этапом, так как именно на этом этапе учащихся формируется способность к лексическому и речевому творчеству. В лексическую креативность входят:
- сознательное использование парадигматических и синтагматических связей слов;
- создание новых лексических единиц;
- определение значений в структуре многозначного слова;
- умение выражать одну и ту же мысль разными лексическими средствами.
В рецептивных видах лексических навыков творчество связано с восприятием слов в текстах, приводящее к установлению смысла лексической единицы и смысла прочитанного или прослушанного текста.
Таким образом, лексические навыки являются прочными и устойчивыми, еслиработа над ними ведется во взаимосвязи и в системе. На прочность и устойчивость лексических навыков влияют не только характер взаимодействия навыков между собой, но и характер взаимодействия лексических навыков с другими (фонетическими и грамматическими).
Литература:
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Бим, И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. 1996. – № 1. – С. 48-52.
3. Николаев, Н. В. Типология лексического материала, подлежащего усвоению в восьмилетней школе [Текст] : Автореферат дис. … канд. пед. наук. – М.: [б. и.], 1963. – 20 с.
4. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 1988. – 244 с.
5. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе [Текст] / С.Ф.Шатилов. – М.: Высшая школа, 1986. – 212 с.
6. Lewis, M. Implementing the lexical approach: Putting theory into practice / M. Lewis. – Hove, England: English Language Teaching Publications, 1997. – 223 p
7. Wilkins, D. Linguistics in language teaching / D. Wilkins. – London: Arnold, 1972. 253 p.
НЕКОТОРЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
Яковлева О.Ю., Мельгунов П.А.
ФГБОУ ВО «НГПУ им.К.Минина»
Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы формирования у подростков культуры средствами музыки массовых жанров. Представлены гипотеза, цель, задачи исследования, методологические основания. Даны определения понятий. Названы методы и приёмы реализации целей. Сделаны выводы по результатам исследования.
Ключевые слова. Массовая культура, культура подростков, стимулирование музыкальной деятельности. SOME INNOVATIVE APPROACHES TO THE STUDY OF MUSICAL MASS CULTURE AS A FACTOR OF THE FORMATION OF ADOLESCENT CULTURE Yakovleva O. Yu., Melgunov P.A. FSBEI HE "NGPU im.K.Minina " Annotation. This article discusses the formation of culture in teenagers by means of music of popular genres. The hypothesis, purpose, research objectives, methodological grounds are presented. Definitions of concepts are given. Named methods and techniques implementation of goals. The conclusions of the study. Keywords. Mass culture, the culture of adolescents, stimulation of musical activity.Художественно-эстетическое воспитание, как одна из форм духовного развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания и формирования мировоззрения. Конечной целью данного воспитания является гармонически развитая личность с активной жизненной позицией и творческой направленностью. Неотъемлемая часть эстетического воспитания – музыкальное как определяющий фактор формирования музыкальной культуры личности. Проблемы формирования музыкальной культуры представлены в научных трудах Ю.Б. Алиева (формирование музыкальной культуры школьников-подростков), Н.В. Гузий (формирование музыкально-эстетической культуры в условиях внешкольного начального музыкального образования), Л.Г. Коваль (взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства), А.Н. Сохора (соотношение музыкальной культуры общества и личности). Однако в музыкальной педагогике недостаточно отражена проблема формирования культуры у подростков средствами музыки массовых жанров, пользующихся особой популярностью в подростковой среде. Именно в подростковом возрасте происходит становление определённых ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в том числе музыкальные вкусы и предпочтения. Музыкальный воспитательно-образовательный процесс в педагогике трактуется как организованное усвоение основных элементов социального опыта, превращённых в различные формы музыкальной культуры. Музыка массовых жанров - один из важнейших факторов формирования культуры подростков. Под музыкой массовых жанров понимается музыка, пользующаяся широкой популярностью, характеризующаяся относительной лёгкостью восприятия, доходчивостью и доступностью. К ним относятся: эстрада, танцевальные разновидности поп-музыки, традиционная рок-музыка, авторская песня. К сожалению, приходится констатировать - для подростков более привлекательными являются музыкальные образцы сугубо развлекательного направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, в то время как классическая, народная, современная академическая музыка, джаз, рок-музыка, имеющие определённую смысловую нагрузку, остаются для подростков без внимания. Очевидна направленность индустрии коммерческого искусства на выработку однообразия реакций потребителя, формирования у него своеобразной зацикленности на узком круге музыкальных интонаций. Концентрированное, психотропное воздействие такой музыки на молодое поколение существенно. Возникает психология стадности, конформизма. По словам Д.Б.Кабалевского «формируется своеобразный тип эстетически извращённого человека, не способного к активному восприятию настоящего, не воспринимающего ни больших мыслей, ни глубоких чувств».
Также недостаточно проработаны программы для школ по данному вопросу. Возникло противоречие между влиянием музыки по школьной программе и музыкой, предлагаемой средствами массовой коммуникации. В связи с этим мы предположили: эффективное формирование у подростков музыкальной культуры средствами музыки массовых жанров может быть достигнуто через разработку поэтапной системы обучения, предполагающей создание у подростков установки на восприятие музыки массовых жанров, формирование у учащихся эмоционально-оценочного отношения к музыкальным ценностям и организацию музыкально-просветительской деятельности на уроках музыки.
В соответствии с гипотезой обозначилось решение следующих задач:
-анализ психолого-педагогической, музыковедческой литературы по вопросам музыкальной культуры, развития и функционирования массовой музыкальной культуры;
-изучение уровня музыкальной культуры подростков;
-разработка и апробация специализированного курса «Музыка XXI в: джаз, рок».
Для стимулирования музыкальной деятельности учащихся в процессе освоения современной массовой музыкальной культуры одним из необходимых условий становится грамотное руководство педагогом данным процессом. Таким образом, в решении названной проблемы обозначились 2 понятия: музыкальная деятельность и методы педагогического стимулирования.
Музыкальная деятельность – форма психической активности человека, направленная на познание и преобразование музыкальной культуры общества и человека. Музыкальная деятельность учащихся представлена следующими разновидностями: слушание, исполнение (вокальное, инструментальное) и творчество.
Педагогическое стимулирование связано с применением специальных методов, побуждающих к мысли, чувству, действию. Стимулирование тесно связано с проблемой мотивации и познавательной активности обучающегося. Знакомство с различными образцами популярной музыки на уроках позволяет учителю устанавливать тесную связь с окружающей жизнью, быстро реагировать на изменения, происходящие в музыкальной культуре. Задача педагога – научить подростков ориентироваться в постоянно нарастающем потоке массовых музыкальных жанров, стилей и направлений, дать им умения и навыки отличать зёрна от плевел.
Основной целью разработанного курса «Музыка XXI в: джаз, рок» явилось формирование у учащихся высокого эстетического вкуса в области массовой музыкальной культуры. Реализация цели предполагало решение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Образовательные задачи:
-усвоение опорных знаний, основных понятий и терминов, элементарных представлений в области джаза и рок-музыки;
-расширение художественно-эстетического опыта, овладение элементарными художественными навыками и умениями в практической деятельности;
-умение самостоятельно определять наиболее распространённые жанры, стили и направления джаза и рок-музыки, отличать подлинно художественные образцы от низкопробных подделок, рассчитанных исключительно на внешний успех.
Воспитательные задачи:
-формирование у учащихся эстетического отношения к действительности и эмоционально-оценочного отношения к искусству;
-воспитание элементарных мировоззренческих представлений и ценностных ориентаций, понимания учащимися связей массового музыкального искусства с культурной средой, с жизнью человека, со средствами массовой коммуникации;
-формирование способности воспринимать, интерпретировать и оценивать образцы массовой музыкальной культуры, выражать личностное отношение к ним, аргументируя свои мысли и суждения;
-воспитание вкусов, идеалов, потребностей в художественно-творческой самореализации и духовно-нравственном самосовершенствовании.
Развивающие задачи:
-обогащение эмоционально-чувственной сферы, развитие художественных и общих способностей;
-стимулирование художественно-образного мышления.
Среди основных активных методов в процессе обучения применялись следующие:
1) Метод сравнения и сопоставления, включающий такие приёмы, как:
сравнительный анализ произведений академической и массовой музыки;
сопоставление образцов классической, народной и современной академической музыки в оригинальном исполнении и обработках;
сопоставление произведений одного композитора, работающего в разных жанрах, с точки зрения эмоционального воздействия.
2) Метод структурно-функционального (художественно-педагогического) анализа.
3) Метод диспута и дискуссии:
прослушивание на занятиях в аудиозаписи конкретных произведений в жанрах джаза и рок-музыки с последующим их анализом вначале по отдельным параметрам, затем – с развёрнутой, аргументированной эстетико-оценочной характеристикой;
организация обсуждений на семинарских занятиях материалов о деятельности и творчестве джазовых исполнителей и рок-групп, опубликованных в периодической печати;
написание учащимися рефератов о массовой музыке по свободно избранным ими темам с последующим коллективным обсуждением лучших из них.
Итоговые результаты проведённого исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, продемонстрировав эффективность разработанного курса. «Музыка XXI в: джаз, рок», способствовавшего формированию способности воспринимать, интерпретировать, оценивать образцы массовой музыкальной культуры, выражая личностное отношение к ним, аргументируя свои мысли и суждения, продемонстрировав положительную динамику формирования у подростков высокой культуры, в том числе и музыкальной.
Список литературы:
1. Абдуллин Э.Б., НиколаеваЕ.В. Теория музыкального образования:Учебник для студентов вузов.-М.:Академия,2004.-336с.
2. Надолинская Т.В.Джазовая музыка в современной школе: взгляд в XXI век.-Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения РАО «Институт художественного образования» http :// www . art - education . ru / AE - magazine/,№ 4,2010.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОЗИЦИИ ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ
Соболева А.О., Яковлева С.И.,
ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина»
Аннотация: В данной статье автор рассматривает современную проблему принципов правильной организации выставочной среды для животных. В статье раскрывается значимость организации выставки определенного типа и профессиональный подход к проблеме исследования.
Ключевые слова: дизайн, выставка, навигация, пиктограммы, информационный стенд, пространство, цвет.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 385; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!