THE ROLE OF CREATIVITY IN AESTHETIC EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION
Medvedeva T.Yu., Fomina D.M.
Nizhny Novgorod
state pedagogical University of Kozma Minin,
Nizhny Novgorod
Annotation. The article presents an analysis of theoretical approaches to the problem of aesthetic education of children by means of music. The article discusses the importance of vocal performance in the musical and aesthetic development of preschool children, in the education of aesthetic values in preschool music education.
Keywords: aesthetic education, musical education, creative activity, vocal performance.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения чрезвычайно актуально в современных условиях. Возможности приема и передачи информации сегодня дают возможность воспринимать произведения искусства в любое время и в неограниченных количествах. Формированием системы эстетического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной науке занимались выдающиеся ученые-педагоги В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Ф. Каптерев. Именно они способствовали развитию теории и практики эстетического образования по направлениям мзыкального и художественного творчества, определили теоретические подходы к построению музыкального воспитания.
Музыкальное образования как направление этетического воспитания подрастающего поколения имеет особое значение, так как является основой художественно-эстетического развития личности.
В числе родоначальников систематического изучения музыкального воспитания детей был В. М. Бехтерев. Свои труды он посвятил исследованиям психического развития дошкольников и отмечал, что именно период «первого детства» является самым благоприятным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы. Поэтому ведущим направлением в музыкальном воспитании является развитие музыкального слуха, который наиболее пластично развивается в пении и слушании музыки. Кроме того, Бехтерев В.М. выдвинул два основных принципа музыкально-эстетического воспитания детей: учет реакции со стороны ребенка и соблюдение строгой соразмерности в музыкальных впечатлениях [1].
|
|
В концепции психологии искусства Л. С. Выготского определена функция искусства как феномена «уравновешивания» человека с социумом в моменты кризиса и сложностей жизни. Он говорил, что творческая личность проявляется уже в детстве и предлагал создать систему эстетического воспитания детей, которая должна исходить из того, что каждый ребенок наделен определенной степенью одаренности, имеет творческие возможности, а воспитание должно сохранить и развить их [1].
Эстетическая теория П.П. Блонского определяет основы творческой деятельности личности в ее активности при создании эстетических ценностей. Для раскрытия творческого музыкального потенциала необходимо слушание музыки, свободное пение с возможностью импровизации. Главное в музыкально-эстетическом воспитании детей, по мнению П.П. Блонского, это развитие чувства музыкальности, творческой инициативы.
|
|
Большую роль в разработке теоретических положений музыкально-эстетической теории сыграл П. Ф. Каптерев. Он дал определение эстетическому воспитанию и эстетическому образованию. Их основным содержанием является развитие эстетического чувства, которое формируется на основе тесной взаимосвязи эстетического, нравственного, умственного воспитания с раннего детства.
Особое место в эстетическом развитии ребенка занимает творческая деятельность. Именно в творческой деятельности ребенок может реализовать свой личностный потенциал, проявить эстетические чувства, формировать общую личностную культуру.
Вокальное исполнительство, как особый вид творческой деятельности, позволяет ребенку выразить свое отношение к музыке, что имеет важное значение в музыкально-эстетическом воспитании и развитии ребенка. Голосом, как музыкальным инструментом, ребенок может пользоваться, начиная с самого раннего возраста. Обучение выразительному исполнению вокальных произведений формирует все компоненты музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, в процессе вокальной деятельности, реализуются эстетические потребности ребенка, которые не ограничены временными или материальными ресурсами (ребенок может петь в любое время, без аккомпанемента и т.п.).
|
|
Музыка играет важную роль в воспитание детей. Оно является одним из главных помощников в развитии речи, слуха, моторики, чувства прекрасного. Но в наше время нельзя оставить без внимания проблему ценностного отношения к труду ребёнка, как основы успеха в любом виде деятельности.
Современные условия общества предъявляет к руководителям детских вокально-хоровых коллективов высокие требования. Приоритетными задачами музыкально-эстетического воспитания на сегодняшний день являются не только знание содержания учебного предмета и методику его преподавания, но и владение тонкостями общения с детьми, умение формировать не только духовно-нравственные ценности и приобщать подрастающее поколение к исконной культуре своего народа, но и развивать волевые качества, определять ценностное отношение к результатам своей деятельности как трудовой. В связи с этим важно понимание и осмысление педагогического потенциала обучения вокально-хоровому исполнительству в воспитании ценностных ориентиров подрастающего поколения. Устанавливая связь с объектами окружающего мира через художественные образы песен ребенок осмысливает, ощущает свои действия, устанавливает осознанные ценностные отношения. Именно ценностное отношение, несмотря на свою сложность, динамичность, противоречивость, является центральной категорией воспитания, наполняет и формирует нравственное совершенство поколения будущего.
|
|
Главная задача, которая стоит перед педагогом-музыкантом в процессе организации музыкального воспитания детей – это формирование и развитие у них устойчивого интереса к музыке, чтобы сформировать ценность взаимодействия с прекрасным.
Список литературы:
1.Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 c. ISBN 5-7695-1671-2
2.Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека всемирной психологии).
3. Медведева Т.Ю. Современные тенденции обновления содержания дополнительного образования в условиях применения информационных технологий//Интеграция информационных технологий в систему дополнительного образования в области технического творчества: сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Н.Новгород, 2016. С. 25-28.
4. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Исполнительский анализ с применением информационных технологий как инструмент развития профессионального мышления педагога-музыканта//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. C. 193-200.
5. Медведева Т.Ю. Возможности сетевого взаимодействия в реализации творческих мероприятий в рамках подготовки будущих педагогов-музыкантов системы дополнительного образования В сборнике: Культура, образование и искусство: партнерство семьи и дополнительного образования в формировании профессиональных ценностей сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 194-196.
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цапаева Л.В.,
МБДОУ «Детский сад №3 «Улыбка»,
г. Бор, Нижегородская обл.
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о сущности понятия «профессиональная деятельность», показаны специфические особенности педагогических умений и педагогической деятельности в целом. Сделан акцент на неоднозначности мотивов выбора педагогической профессии.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, педагогическая профессия, мотив, педагогические умения, теоретическая подготовка.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!