Программа факультативного курса



№ п/п

Теоретическая часть

Практическая часть

КЧ Самообразовательная деятельность

Тема 1. Введение (1 час).

1.

Проблема традиций и новаторства в искусстве (на примере литературы). Тяга человека к театральному искусству. Истоки театра. Взаимосвязь театра и литературы.

Практикум. «Эксперимент» («Эврика»): найдите элементы традиционного и новаторского (комедии О. Голдсмита «Ночь ошибок» (1773 год) и Д. Фонвизина «Недоросль»).

«Играем и сравниваем»: инсценируйте отрывки (д.1, явл. 4 («Недоросль»); д. 1, картина 2 («Ночь ошибок»)).

Сделайте выводы по теме.

1 Словарная работа: составьте толковый словарик основных понятий темы. Заполните карточку «Особенности театра» (по изучаемой теме). Определите связь театра и литературы. Расскажите об эстетической функции театра. Объясните знаменитые слова Шекспира: «Весь мир – театр». Подготовьте викторину по теме занятия и проведите её в классе («Деловая игра».

Тема 2. Античный театр. Древняя Греция (2 часа).

2.

Происхождение древнегреческой драмы и театра. Организация театральных представлений (с краткой характеристикой произведений античных авторов: Эсхил «Персы», Софокл «Антигона», Еврипид «Медея», Аристофан «Облака», «Лягушки»).

«История - литературе»: подготовьте сообщение на тему «Нравственная сущность афинской демократии», используя следующий источник:

Фукидид. История. - Кн. 1. Гл. 21, 22, Кн. 2. - Гл. 34, 35, 36, 37, 38, 40, 41, 42, 43, 44,45,46 // Античная литература. Древняя Греция. Антология / Сост. Н. А. Федоров, В.И. Мирошенкова. - М., Высш. шк., 1998.

1 Словарная работа: составьте толковый словарик основных понятий темы. Перечислите особенности античной литературы. Заочная экскурсия. Подготовьте сообщение (проект). Практикум: составьте рекомендации «Для господ актёров» (учитывайте требования эпохи). «Исследование»: «Традиции античного театра (мим, пантомима) в современном театре, на эстраде, в кино». «Презентация». Эпоха античности.

3.

Актёры. Хор. Зрители. Новая аттическая комедия (Менандр «Брюзга»). Мимы, пантомимы, флиаки. Традиции античного театра (мим, пантомима) в современном театре, на эстраде.

«Шутим»: конкурс «Я показываю мим ...»

Сделайте краткий анализ литературных произведений, изучаемых в теме.

Составьте памятку зрителя античного театра.

1 Заполните карточку «Особенности театра». Подготовьте характеристику персонажей изучаемых произведений (место в произведении, положение героя, внешность, поступки, внутренний мир, цели, речь, отношение автора).

Тема 3. Античный театр. Древний Рим (2 часа)

4.

Появление литературной драмы (с краткой характеристикой произведений римских авторов: «паллиаты» (комедии плаща) Тита Макция Плавта («Привидение»); «Полуменандр» Публий Теренций Афр («Самоистязатель»). Создание «нового стиля» (1 век до нашей эры) (Сенека «Тиэст»).

История – литературе»: подготовьте сообщение на тему «Люди в изображении Гая Юлия Цезаря» по следующему источнику:

Галльская война - Кн. 1, 6, 7 // Античная литература. Рим. Антология / Сост. Н. А. Федоров, В.И. Мирошенкова - М.: Высш. шк., 1998, - с. 232 – 245.

1 Словарная работа: составьте толковый словарик основных понятий темы. Выпишите несколько крылатых выражений Сенеки и поясните их. «Практика»: сравните жизнь римского общества, изображённую у Сенеки и у Цезаря. Заполните карточку «Особенности театра» (по изучаемой теме). Опишите Древний Рим, включив восприятие Ф.И. Тютчева.

5.

 Паллиата и тогата. Литературная ателлана. Мим. Литературный мим. Пантомима. Пирриха. Зрелища цирка и амфитеатра.

 Сообщение: сравните литературный мим древнеримского, древнегреческого и современного периода (групповое задание).

1 Словарная работа: составьте толковый словарик основных понятий темы. Заочная экскурсия по цирку древних эпох. «Поиграем»: представляем пантомиму.

Тема 4. Театр средних веков (2 часа)

6

7

Историческая обстановка в Европе в эпоху средних веков и её влияние на становление театрального искусства. Гистригоны. Литургическая и полулитургическая драма («Рождение Христа», «Воскресение Христа»). Светская драма (Адам де ла Аль «Игра в беседке»). Миракль («чудо»). Мистерия (Миколай из Вильковецка «История о славном воскресении Господнем»). Моралите (аллегорическая драма). Фарс.  

«Практикум»: составление фарса на самостоятельно подобранную тему.

Подготовьте выступление (речь): «Действия цензуры и «отцов города» при появлении нового в средневековом театре».

Сделайте краткий анализ литературных произведений, изучаемых в теме.

Составьте тезисы к сочинению на указанную тему. Например: «Историческая обстановка в Европе в эпоху средних веков и её влияние на становление театрального искусства».

2 Словарная работа: составьте толковый словарик основных понятий темы. Заполните карточку «Особенности театра» (по изучаемой теме). Определите «профессии» гистригонов: буффоны, жонглёры, труверы. Загадка. Представьте «самого известного из труверов». Проведите исследование «Судьба светского французского народного театра 13 века». Определите особенности фарса («начинка»). Определите связь между мистерией и фарсом. Найдите в изучаемых текстах аллегорию.

Тема 5. Театр эпохи Возрождения (6 часов)

8

9

5.1. Италия. Пролог – основная часть, предшествующая любой комедии эпохи Ренессанса. Лудовико Ариосто – родоначальник драматургии Ренессанса («Сундук» – обзор). Радость жизни в «учёной комедии» (Н. Макиавелли «Мандрагора»), сатира человеческой жизни (Пьетро Аретино). Трагедия. Пастораль. Commedia dellʼarte (Комедия дель арте) – «комедия мастерства». Использование масок народно-комедийных типов («дзанни») и сатирических масок импровизированных спектаклей. Театр «мастеров сцены» и актёры-импровизаторы. Особенности сцены театра.

«Практикум»: произнесите пролог из любого произведения (например, из комедии Карло

 Гольдони «Слуга двух господ»). Напишите рецензию на известный музыкальный фильм «Труффальдино из Бергамо».

«Практикум для чтецов»: выразительное чтение в лицах «самой мрачной комедии» (Д. Бруно «Подсвечник»).

«Практикум для художников»: изобразите (словесно, при помощи красок) такие маски: Бригелла, Арлекин, Смеральдина.

«Поиск»: установите взаимосвязь итальянского и российского Арлекина. Покажите сходство и различие (наглядно).

2 Словарная работа: составьте толковый словарик основных понятий темы. «Ситуация»: «Молодой комедиант поднимается на сцену импровизированного театра, чтобы произнести «Prologo ...» (Пролог напишите самостоятельно). Разыграйте ситуацию. Проанализируйте рассуждения комедианта. Заполните карточку «Особенности театра» (по изучаемой теме). Составьте перечень того, чему учились у античных писателей. Решите проблемную задачу: почему «учёные комедии» так и не пробились в широкие народные массы. Докажите, что комедия дель арте – театр масок. Напишите театральную импровизацию на основе выбранного произведения. «Словесно нарисуйте» карнавальные маски.

10

11

5.2. Испания. Лоа – пролог к испанскому спектаклю эпохи Возрождения.  «Стремительный вихрь событий» в испанском театре. Деление на хорнады, особенности каждой из них. «Борьба за честь, за свободу и достоинство человека» – главное содержание испанской драмы. Драматургия М. де Сервантеса и Лопе де Вега. Три легендарные постановки пьесы «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») ведущими театрами мира: A) 7 марта 1876 года. Малый театр (участие  М. Ермоловой); Б) 1 мая 1919 года. Киев (постановка К. Марджанова); B) 28 июня 1933 года. Валенсия (постановка Гарсиа Лорки). Обрисовка действующих лиц в произведениях Лопе де Вега и её роль в постановке пьес на сцене.

«Практикум»: сравните итальянский и испанский театры. Сходства и различия прокомментируйте.

«Консультация»: традиции и новации в новой постановке по отношению к старой (предыдущей).

Ответьте на вопросы и выполните задания:

- Какое историческое событие было положено в основу сюжета пьесы Лопе де Вега?

- Почему «жанр» пьесы можно назвать «спектаклем, разыгранным в воображении автора»?

- Перескажите от лица героини «сельский эпизод» (Лауренсия).

- Сыграйте роль (часть роли) Лауренсии.

Составьте план, тезисы и конспект на указанную тему. Например: «Стремительный вихрь событий» в испанском театре».

Подберите цитаты, включите их в собственное высказывание по данной теме.

2 Словарная работа: составьте толковый словарик основных понятий темы. Поиск. Определите, что такое «патио». Проблемная задача. Укажите формы и стиль лоа. Попробуйте написать лоа, который восхваляет театр, актёров, литературное произведение. «Задание для будущих филологов»: составить хвалу испанскому театру. Заочная экскурсия «Испанская деревня». Оформите выписки по теме. Составьте лекцию для одноклассников по теме занятия. Напишите эссе о театре эпохи Средневековья. Заполните карточку «Особенности театра» (по изучаемой теме). «Представьте» себя зрителем испанского спектакля 16 – 17 веков и опишите события, которые захватывали зрителя. Создайте афишу одной из легендарных постановок пьесы «Овечий источник». Разыграйте фрагмент и напишите рецензию. Оцените разные технические решения декорационного оформления одного спектакля. Литературный портрет: Лопе де Вега.

12

13

5.3.Англия. Трагедия Марло «Тамерлан Великий» – начало великой эпохи. Роль пролога в развитии действия и расстановке действующих лиц произведения.  «Университетские умы» – создатели нового театра: - философская трагедия (Т. Кид «Испанская трагедия»); - буффонадная комедия (Роберт Грин «Вексфильдский полевой сторож»). Театр. Сцены. Актёры. Литературные и сценические открытия В. Шекспира. Постановки пьес Шекспира театрами мира.

Индивидуальное задание. Ответьте мотивированно на вопрос: «Почему Марло называют «титаном Возрождения?»

«История - литературе»: докажите, что верен тезис: «Время было сложным...» (оформите сообщение).

«Практикум для актёров»: ставим силами инициативной группы (или литкружка) отрывок из трагедии «Король Лир» (Лир о дочерях).

Задание для будущих филологов».

Установите традиции и новации в этом произведении

В. Шекспира.

2 Словарная работа: составьте толковый словарик основных понятий темы. Обсуждение реферата (проекта) на тему «Свежий ветер в паруса Шекспира». Подготовка к зачёту. Уроки Шекспира (для писателей и театральных деятелей мира). Напишите очерк о театре. Выразительное чтение Пролога трагедии Марло. «Словесно нарисуйте» того, о ком автор пишет: «… рисовал образ титанической раскрепощённой воли и мощного свободного духа». Свою точку зрения докажите. Заполните карточку «Особенности театра» (по изучаемой теме). Составьте тезисы научно-популярной статьи.

Тема 6. Театр французского классицизма (3 часа)

14

15

16

Строго логическая эстетика классицизма и её влияние на создание пьес. Театр и актёры.  «Ораторы труппы» того времени: лучший трагический актёр Флоридор и лучший комический актёр Мольер. Трагедия Корнеля и Расиновский этап в развитии литературы и театра. Создание ими нового типа драмы (Корнель «Гораций», Расин «Александр Великий»). Гений Мольера в полном расцвете. Краткая характеристика шедевров (сатирического вольнолюбивого «Дон Жуана», социального «Мизантропа», комедии-балета («Жорж Данден», «Мещанин во дворянстве»), фарсового спектакля («Проделки Скапена», «Мнимый больной). Влияние Мольера на развитие мировой драматургии и театра. Постановки пьес Мольера ведущими театрами мира.  

Восстановите логическую цепочку – характеристику двух лучших актёров:

- публика порой «восхищалась его остроумными речами больше, чем самой пьесой». Так говорили о (...);

- золотой «набор слов» был наблюдаем в речах одного из лучших актёров. А это о (...);

- его гений жив, воинствен и многогранен. Эта фраза касается (...).

3ачёт. Ситуация «Актёр»: определите отрывок из комедии Мольера, распределите все обязанности и роли (как в театре), поставьте на сцене.

Библиотекарям и художникам: подготовьте при помощи учителя выставку книг о театральных воплощениях пьес Мольера и вернисаж иллюстраций к его шедеврам.

«Дизайнерам» попытаться создать макет декораций к спектаклю «Тартюф» (в постановке МХАТ)

Оформите комментарий:

«Ни в трагедиях Корнеля и Расина, ни в «высоких» комедиях Мольера прологов нет».

3 Словарная работа: составьте толковый словарик основных понятий темы. Обсуждение реферата на тему «Мольер и русский театр». Напишите рецензию на работу товарища. «Практикум»: докажите, что театральная традиция эпохи французского классицизма не подчинялась «повелениям законодательной теории».  Сообщение. «Интерпретации комедии Мольера «Тартюф» на русской сцене». Найдите решение проблемной ситуации.               - «Сыграть о человеке, через человека и во имя человека» (Барро). Определите главное слово в этой фразе. Как вы думаете, почему именно это слово вы выделили? Игровая ситуация «Литературный критик»: напишите рецензию на статью, принесите её редактору... Контролируем полученные знания: составьте отчёт о процессе работы в группах по подготовке спектакля. История – литературе: создайте исторический портрет деятеля эпохи классицизма, которому посвятили свои произведения Корнель и Расин. Обыграйте ситуацию. Заполните карточку «Особенности театра» (по изучаемой теме).

Тема 7. Театр эпохи Просвещения (5 часов)

17 18 19 20 21

«Просветить человеческие головы» – девиз философов и писателей 18 века.

Появление (точнее – возобновление) «Пролога», или «Беседы».

 Филдинг, Голдсмит, Фаркер, Шеридан - создатели сатирической комедии.                 Англия.

Сценическое искусство английского Просвещения. Заслуга Гаррика в постановке пьес Шекспира.

Франция.

Ведущая роль «Комеди  Франсез» в популяризация драматических

произведений эпохи.

Ярмарочные театры.

Продолжение традиций Расина и Мольера в театре Просвещения. Расиновская и Мольеровская школы.

Вольтеровский театр – общенародная политическая трибуна (краткая характеристика трагедии «Магомет, или Фанатизм»).

 Дени Дидро – страстный любитель и знаток театра.

 Создание нового драматического жанра. Предмет «серьёзной комедии».

Развитие жанра «серьёзной комедии» в творчестве Пьера Бомарше.

Постановка комедии «Женитьба Фигаро» ведущими театрами мира. Современное звучание пьесы.

Сценическое искусство Италии

Украшение театра и сцены. Развитие театра.

Великий «живописец природы» 18 века

 (К. Гольдони). Знание жизни в пьесах автора. Творческое воплощение мыслей Гольдони режиссёрами мира.

Влияние

К. Гольдони на современный мировой театр.

Германия.

Сценическое искусство Германии: Лессинг, Шиллер. Драматургия молодого Гёте.

«Практикум для чтецов»: пафосно прочитать отрывок об отношении к веку (Шеридан «Школа злословия»). «Слушаем мастеров»: чтение мастерами художественного слова произведений классиков (Качалов, Грибов, Топорков и др.) Решение проблемной задачи. - Что, по-вашему, включено в понятие «серьёзная комедия»? Проведите краткий анализ изучаемых в теме произведений. Составьте «путеводитель» по теме занятия. Составьте задания для тестового опроса. Составьте социально-психологический портрет литературного персонажа. Расскажите о персонажах изучаемых произведений (по плану): - место героя в произведении; - общественное и семейное положение; - внешность, указать неповторимые черты; - поступки, особенности поведения; - внутренний мир героя; - главные жизненные цели и интересы; - речь; - отношение автора к своему герою; - ваше отношение к герою. Составьте план сочинения на тему «Великий «живописец природы» 18 века (К. Гольдони). Подготовьте краткую информацию о произведении и его авторе, если известно, что «стрела была направлена в самое сердце правителей». Сформулируйте жизненные принципы молодого Гёте и его героев. 5 Словарная работа: составьте толковый словарик основных понятий темы. Подготовка выразительного чтения отрывка литературного произведения. Заочная экскурсия. «Лучшие сцены Лондона» (или другого города). Решение проблемной задачи : «Предметом «серьёзной комедии» должны быть добродетель и обязанности человека»? «Слушаем» оперу «Севильский цирюльник», выделяем традиционное и новаторское. Знакомство с отрывком из книги Г. Бояджиева о постановке пьесы «Трактирщица» театром Моссовета (Москва, 1940) // Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров: Кн. Для уч-ся. – М: Просвещение, 1988. – с. 181-190. Подготовка к зачёту. Заполните карточку «Особенности театра» (по изучаемой теме). Докажите справедливость фразы: «Назначение комедии состоит в том, чтоб исправлять человеческие пороки». Расскажите о постановке 28 апреля 1927 года пьес Бомарше К.С.Станиславским. Создайте портрет персонажа комедии Бомарше: Станиславский назвал её «Фигаро в юбке». Перечислите известных актёров-исполнителей ролей в постановках пьес Бомарше. Создайте фотогалерею. «Загадка». Узнайте, о ком речь. Создайте исторический портрет этого человека: «… он превосходно знал людей и нравы своей страны и был не только великим человеком, но и добрым собеседником». Проведите заочную экскурсию по Венеции: кафе на площади святого Марка. Задача. Опишите, как работал Шиллер над «Разбойниками». Чем интересны перечисленные факты? Итог. Создайте исторические и литературные портреты.

Тема 8. Зарождение, становление и развитие российского театра

(6 часов)

22 23 24 25  

Россия. Создание театра.

Народный театр. Судьба различных фольклорных жанров.

Разыграйте начало любого фольклорного произведения («Лодка», «Шайка разбойников»). Проанализируйте пьесу «Лодка» и установите связь с русской народной песней «Вниз по матушке по Волге». 4 Словарная работа: составьте толковый словарик основных понятий темы. «Задание для будущих филологов». Определите общие мотивы и ситуации народных драм, баллад о Робин Гуде, драмы Шиллера и романа Пушкина «Дубровский».
26 27

 Зарождение жанра народной драмы. Постановка народных драм.

Театр Петрушки. Скоморохи.

Русский «Петрушка» и украинский «Вертеп».

Использование традиций народного театра мастерами художественного слова (А.С. Пушкин, А.Н. Островский).

Фольклорный театр и современность.

Сценическое искусство России.

Литературная и общественно-политическая ситуация в России 60-80-х годов 18 века.

Состояние русской комедии до написания комедии «Недоросль»:

А) выдающийся государственный и культурный деятель эпохи, оратор и
публицист, драматург и поэт, теоретик литературы – Ф. Прокопович;

Б) Сатиры

А. Кантемира и их близость к комедиям;

B) Создание русской комедии нового типа (А.П. Сумароков «Опекун», «Лихоимец», «Ядовитый»);

Г) «Переложение иностранных образцов на русские нравы». Вклад

В.И. Лукина («Мот, любовью исправленный») в развитие комедии;

«Русский для представления комедий и трагедий театр (театр

Ф.Г. Волкова).

Рождение национальной и оригинальной драматургии

(Д. Фонвизин «Бригадир»).

Создание «Недоросля». Комедия Фонвизина («Недоросль») и западноевропейские параллели.

Пьеса Фонвизина «Недоросль» и современные её постановки.

 

«3адание для исследователей»: составить схему, в которой необходимо отразить разные взгляды на возникновение имени главного героя (Петрушка). «Задание для художников»: нарисуйте (или создайте) Петрушку. Задание. Отыщите сходные и отличительные черты двух народных театров. «Практикум»: определите роль народного театра в духовной жизни народа (по пьесам: «Комедия о царе Максимилиане», «Царь Ирод», «Барин», «Лодка» и др.) Разделите персонажей трагикомедии «Владимир» на «высоких» и «низких», реальных и фантастических. «Семинар»: «Почему А. Кантемира называют первым и далёким предтечей Н.В. Гоголя и «натуральной школы»?» «3адание критикам»: подберите материал на тему «Оценка образов комедии в современной науке» и прокомментируйте эти мнения, поддержав одно из них. Выскажите свою точку зрения. Подберите примеры, иллюстрирующие принцип языкового несоответствия («Бригадир»). Подготовьте презентацию учебной темы («На пути к «Недорослю»). Составьте перечень «О чём мечтали люди эпохи Просвещения?» Напишите свои пояснения. Сравните комедии Голдсмита («Ночь ошибок») и Фонвизина («Недоросль») и составьте таблицу: «Смешное и слёзное в комедии». (Подтвердите примерами каждую мысль). Устное словесное рисование: составьте портрет человека, сказавшего: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть!..» Подберите мнения исследователей творчества Д.И. Фонвизина и определите своё мнение по данной проблеме.  Прочитайте воспоминания современников Фонвизина о первой постановке пьесы на сцене и сравните с последующими интерпретациями. Итоговый вопрос. - Что дало основание Пушкину назвать Фонвизина «другом свободы»? Сделайте краткий анализ литературных произведений, изучаемых в теме занятия. Раскройте суть «проблемы воспитания». Приведите примеры крылатых выражений из произведений Д. И. Фонвизина. Объясните цель их употребления и актуальность звучания. Итог. «Фонвизин – «друг свободы»? 2 «Чтение - сопоставление»: отрывок из повести В.П. Катаева «Белеет парус одинокий», где описывается театральное действие. Сопоставьте это описание с уже вам известным из темы «Фольклорный театр». «Конкурс на лучшую работу»: проанализировав указанные произведения, найдите традиции фольклорного театра в них. «3адание для знатоков»: «Что бы это значило?» (Жеривол, Пиар, Курояд). «Задание для лексикологов»: объясните фразу «Смешить без разума – дар подлыя души» («Эпистола о стихотворстве»). Зачёт. «Вклад Фонвизина в развитие русской комедии». Литературу подберите самостоятельно. Составьте памятку «Несколько слов о приёмах, которые помогают воспринимать драматургические тексты» (используйте дополнительную литературу). «Задание актёрам»: опробуйте все приёмы, указанные в памятке. Найдите крылатые выражения в пьесе и напишите сочинение-миниатюру, взяв одно из них в качестве темы. «Подумайте»: «Простакова стоит на границе комедии и (...)» (В. Одоевский). Вставьте пропущенное слово и докажите или опровергните данную мысль. Выберите понравившиеся эпизоды комедии и разыграйте их. Почему именно эти?  «Образ». Как сыграть? (Скотинин, Правдин, Стародум ...). Объясните смысл таких фамилий. Заполните карточку «Особенности театра» (по изучаемой теме). Повторите, что такое портрет. Подготовьте материалы к его составлению (на примере одного из персонажей). Составьте заметки по теме занятия. Подготовьтесь к дискуссии по теме, сформулированной после оценки спектакля (по выбору). Составьте манифест «О воспитании» (на основе изученного на занятиях). «Поиск». Отличается ли литературный портрет и сценический портрет? Проведите исследование. Подготовьте выразительное чтение по ролям сцены одной из пьес. Сравните ваше чтение с чтением этой же сцены актёром. Запишите наблюдения. Составьте рекомендации одноклассникам по данному вопросу. Дайте исторический комментарий: «эпоха просвещённого абсолютизма», «просвещённого государя». Укажите фамилии «просветителей». Задание для лексикологов»: определите значение слова «недоросль». Мотивированный ответ на вопрос. Какое значение получило это слово после комедии? Проанализируйте «говорящие» фамилии. Игровая ситуация. Сочините продолжение пьесы «Недоросль», введя новых персонажей с «говорящими фамилиями». Прокомментируйте: «Скоты, владеющие людьми, – вот та болезненная проблема, которая с большой смелостью была поставлена автором».

Тема 9. Семинар (2 часа)

28 29  

Семинарское занятие по проблеме «Фонвизин - Крылов – Грибоедов – Пушкин – Гоголь».

 

План семинара 1. Продолжение традиций Д. Фонвизина русскими литераторами «золотого» века. 2. Создание реалистической комедии в русской литературе        (А.С. Грибоедов). 3. Появление реалистической трагедии                 (А. Пушкин «Борис Годунов»). 4. Н.В. Гоголь о театре. «Я решился собрать всё дурное, какое только я знал, и за одним разом над ним посмеялся ...»         (Н. Гоголь «Ревизор»). 5. Театральные постановки пьес Д.И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. 6. Вклад А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя в развитие и становление русского национального театра. 7. Знаменитые актёрские работы при постановке пьес Д. Фонвизина, А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя. 2 Словарная работа: составьте толковый словарик основных понятий темы. Подготовка к практической части семинара: - Чтение по ролям отрывка (репетиционное чтение). - Сжатый пересказ  событий с их оценкой. - Разыгрывание отдельных сцен; режиссёрская трактовка сцены; «рисунок» внешности и характера действующих лиц. - Отношение автора к своему герою. - Отношение читателя и зрителя к произведению и его воплощению на сцене. - Создание декораций (в масштабе). - Создание проекта, видеофильма (рекламного ролика) по произведению (его части). - Распределение и исполнение ролей. Оценка исполнения (критический этюд). - Подбор материала о современниках (19 в.): как они оценили появление пьес и сценических воплощений. - Речевой этикет героев указанных в теме авторов. - Актуальность звучания в наши дни. Напишите заметку на сайт, оцените результаты семинара. Прочитайте в классе.

Тема 10. «Театральные подмостки» (итоговые замечания) (4 часа).

30 31 32 33  

Уроки развития театра: от античности до сегодняшнего дня.

Современный театр и его влияние на состояние человеческих отношений.

Выдающиеся спектакли прошлого и настоящего на сценах разных стран.

Великие актёры прошлого и современности и их роль в развитии театрального искусства.

Лучшие композиторы, авторы музыкальных либретто к спектаклям.

Непревзойдённые художники – создатели декораций, костюмов (для более колоритного восприятия).

Театральная карта стран бывшего СССР.

Государственный и провинциальный театры – составная часть театрального пространства страны (на примере театров Донбасса).

Взаимосвязь художественной литературы и театра.

Секрет успеха спектакля у зрителя.

Заочное знакомство: «Парад любимых артистов» (вернисаж).  Слушаем: Бородин, Чайковский, Прокофьев и др. Составление театральной карты Донецкого края. Творческое задание: опишите театр будущего, построив, если захочется, макет его. Задайте вопросы театральному режиссёру. Подготовьте и защитите проект на указанную тему. Например: «Государственный и провинциальный театры – составная часть театрального пространства страны (на примере театров Донбасса)». Определите условия появления театральной постановки на основе литературного произведения. Поразмышляйте. «Основные направления современного театра». Итог. «Современный театр авангарден?» 4 Словарная работа: составьте толковый словарик основных понятий темы. 3ачёт. Напишите творческую работу на одну из предложенных в теме 10 проблем.   Посещение театра. Заполните карточку «Особенности театра» (по изучаемой теме). Исследование. «Секрет успеха спектакля у зрителя». Составьте рассказ о театральных постановках Донбасса. Подготовьте презентацию «Театральная карта стран бывшего СССР», составьте свои пояснения к ней. Проведите исследование. «Роль современного театра в развитии общества». Выступите в классе, обсудите изложенные в высказывании мысли со сверстниками. Напишите оду театру. Заочная экскурсия. Проведите экскурсию по театру Донбасса (на выбор). Заполните страницу в одной из соцсетей, посвятив её любой театральной постановке. Попробуйте написать любую часть пьесы (например, финал).
             

Приложение 1


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!