Критерии оценивания учебных достижений учащихся



Уровни знаний обучающихся Отметка Критерии оценивания учебных достижений учащихся
Недостаточный «1» Учащийся понимает учебный материал и может воспроизвести фрагмент из него в виде отдельного предложения.
Начальный «2» Учащийся понимает учебный материал и с помощью учителя дает ответ в форме высказывания.
Средний «3» Учащийся знает содержание литературного и кинопроизведения, которые рассматриваются, способен пересказать отрывок, с помощью учителя найти пример в тексте или в демонстрационном материале.
Достаточный «4» Учащийся знает содержание литературного и кинопроизведения, которые рассматриваются, способен воспроизвести значительную их часть, самостоятельно выделить главные эпизоды и найти общее и различное между литературным произведением и его экранизацией.
Высокий «5» Учащийся владеет материалом и навыками анализа, сопоставления литературного и кинопроизведения, систематизирует полученные знания, находит и исправляет допущенные им или другими учащимися ошибки, творчески решает различные учебные задачи.

Представленные критерии являются компиляцией критериев оценивания учебных достижений учащихся по предметам гуманитарного и эстетического циклов.

Учебно-тематический план

Название разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего Теория Практика
Раздел 1. История возникновения и развития кинематографа        
1.1. Литература и кино как виды искусства 6 3 3 Защита творческого проекта (презентации, коллажа, афиши), пресс-конференция, доклад.
1.1. Национальные особенности анимационного искусства 7 2 5 Защита творческого проекта (презентации, коллажа, афиши, портфолио произведения, рисованной раскадровки к анимационному фильму и титров к раскадровке), выразительное чтение фрагментов текста, составление отзыва.
1.2.    Резервное время 2 1 1  
Итого по разделу 15 6 9  
Раздел 2. Теория литературы и кино       Защита реферата исследовательского или компаративного характера, доклад, выступление, развернутый ответ на вопрос, дискуссия.
2.1. Литературный источник и его экранизация 8 2 6 Художественный анализ литературного текста, выразительное чтение отрывков текста, сопоставительный анализ литературного источника и фильма (их фрагментов), защита творческого проекта (портфолио произведения).
2.2. Художественные и кинематографические средства выразительности 10 3 7 Защита творческого проекта (фрагментов киносценария по произведению, презентации литературного героя), словесное рисование, выразительное чтение отрывков текста.
2.3. Кинематографическая разработка киносценария режиссером 8 2 6 Защита творческого проекта (фрагментов киносценария по произведению, режиссерских комментариев), составление отклика.
2.4. Резервное время 3 1 2  
Итого по разделу 29 8 21  
Раздел 3. Жанровое и стилевое многообразие литературы        
3.1. Анимация как вид искусства 6 2 4 Защита творческого проекта (презентации, коллажа, афиши, иллюстраций к произведению, портфолио произведения, сценарного плана мультфильма), составление отзыва, инсценирование.
3.2. Семейная литература в кинематографе 12 2 10 Защита реферата исследовательского или компаративного характера, доклад, выступление, развернутый ответ на вопрос, дискуссия, кинематографический диалог.
3.3. Научно-популярное кино и литература 7 2 5 Защита реферата исследовательского или компаративного характера, доклад, выступление, защита творческого проекта (презентации, сценарного плана научно-популярного фильма).
3.4. Драма как род литературы и вид киноискусства 7 1 6 Защита реферата исследовательского или компаративного характера, доклад, выступление, защита творческого проекта (афиши, коллажа, портфолио произведения), инсценирование произведения (фрагментов из произведения).
3.5. Художественная литература и художественное кино 17 4 13 Защита реферата исследовательского или компаративного характера, доклад, выступление, защита творческого проекта (афиши, коллажа, портфолио произведения).
3.6. Стилевое разнообразие литературы и кино ХХ – ХХІ веков 10 2 8 Защита реферата исследовательского или компаративного характера, доклад, выступление, защита творческого проекта (афиши, коллажа, портфолио произведения), диспут.
3.7. Резервное время 7 3 4  
Итого по разделу 66 16 50  
Раздел 4. Экология общечеловеческих ценностей в кино и литературе        
4.1. Любовь к родине как основополагающая тема в литературе и кино 7 1 6 Защита творческого проекта (презентации, коллажа, афиши, иллюстраций к произведению), презентация собственных творческих работ (стихотворений, рассказов, литературных зарисовок и т.д.).
4.2. Отражение общечеловеческих ценностей и этических проблем в литературе и кино 6 1 5 Защита реферата исследовательского или компаративного характера, доклад, выступление, диспут.
4.3. Образ человека и мира в литературе и кино конца ХХ – начала ХХІ веков 13 3 10 Защита реферата исследовательского или компаративного характера, доклад, выступление, диспут.
4.4. Резервное время 4 2 2  
Итого по разделу 30 7 23  
Всего 140 37 103  

Программа курса по выбору

«Кино и литература»

Класс

(35 часов – 1 раз в неделю, резервные – 4 часа)

Название раздела, темы Содержание учебного материала Количество часов Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)
1. Раздел 1. История возникновения и развития кинематографа Тема 1. Литература и кино как виды искусства Искусство как культурно-историческое явление. Кинематограф и литература как виды искусства. Их особенности. Рождение синематографа. Изображение пути его становления в фильме "Человек с бульвара Капуцинов" Роль кинематографа в духовной обновлении человека. Кинематограф как синтетический вид искусства. Пути использования изобразительно-выразительных средств литературы, живописи, музыки, театра, фотографии в кино. Развитие кинематографа в России. Социально-исторические и культурные предпосылки его возникновения. Культура родного края. Вклад А. Ханжонкова в развитие кинематографа. В. И. Немирович-Данченко и наш край. 6 Может пояснить, какую роль играет кино в общей структуре искусства, связь между кино и литературой как видами искусства, влияние кинематографа на духовное обновление личности и развитие ее эстетических вкусов. Называет изобразительно-выразительные средства, которые могут быть использованы в литературе, живописи, музыке, фотографии, кино. Характеризует искусство как культурно-историческое явление, называет особенности ключевых кинематографических школ. Называет признаки кинематографа как синтетического вида искусства. Выражает личное отношение к кинематографу как виду искусства. Самостоятельно приводит примеры кинопроизведений, снятых по литературным произведениям.
2. Раздел 3. Жанровое и стилевое многообразие литературы и кино. Тема. Анимация как вид киноискусства.   Анимация как вид кинематографического искусства. История возникновения анимации. Сочетание в анимационном кино изобразительно-выразительных средств живописи, музыки, фотографии. Шаги создания мультипликационных фильмов по литературным произведениям. Сценичность как один из ключевых принципов анимации. Описание внешности литературного персонажа как его характеристика. Мимика анимационного героя. Методы передачи внутреннего состояния литературного героя в анимации. Роль второстепенных действий в анимации как средство придания персонажу большей выразительности. Литературное и анимационное преувеличение 6 Характеризует анимацию как вид киноискусства. Называет ключевые этапы развития анимационного искусства, виды анимации, принципы анимационного искусства, технологии создания анимационных фильмов, средства создания литературного и анимационного образов. Может пояснить, что такое анимация и как связаны между собой литературные и анимационные средства образности. Умеет доказать генетическую связь между кино, литературой и анимацией. Прослеживает основные шаги создания мультипликационного фильма на основе литературного произведения. Дает определение следующих понятий: анимация, технологии создания анимации (классическая, стоп-кадровая, спрайтовая, 3D анимация, морфинг).
3. Раздел 1. История возникновения и развития кинематографа Тема. Национальные особенности анимационного искусства Мультфильмы, созданные по русскими народными сказкам. Сатирическая народная сказка в анимации. Мультфильмы, созданные по мотивам былин. «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Современное прочтение былин. Произведения А.С. Пушкина и А.П. Чехова в анимации. Мультфильм Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов» как пример мультипликации Уолта Диснея. Французская народная сказка  «Белоснежка» и мультипликационный фильм. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Отражение в мультипликации национальных особенностей народных сказок. «Сказки тысячи и одной ночи», «Волшебная лампа Алладина» и мультипликационный фильм студии Уолта Диснея «Алладин». Мультипликационный фильм по мотивам произведения. Анимационные школы. Кукольная и рисованная мультипликация. Сказка «Алиса в стране чудес» в мультипликации. Мультфильмы «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» режиссера Е. Пружанского и мультфильм «Алиса в стране чудес» студии Уолта Диснея. Национальные особенности мультипликации. Культура родного края. Сказки Гаршина в мультипликации. 7 Характеризует влияние национальной культуры на развитие анимационного искусства. Выражает свое мнение о просмотренных мультипликационных фильмах. Приводит примеры анимационных фильмов, созданных по литературным произведениям. Может определить особенности создания анимационной действительности. Создает фрагменты сценария к анимационному фильму по литературному произведению, рисованную раскадровку к анимационному фильму и титры к раскадровке. Выразительно читает отрывки из прозаических текстов, предназначенных для озвучивания мультипликационных фильмов, буктрейлеры.
4. Раздел 3. Жанровоеи стилевое многообразие литературы и кино. Тема. Семейная литература в кинематографе Кино как вид искусства. Жанровое многообразие кинематографа. Семейный фильм как жанр игрового кино. Детская литература и семейное кино. Особенности семейных фильмов. Детские короткометражные фильмы. «Ералаш». Сказка как вид семейного кино. Народно-поэтическая основа фильмов-сказок А. Роу. Отображение народных нравственных установок в фильмах-сказках. Культура родного края. Любовь к природе родного края как неотъемлемая часть любви к малой родине. А. П. Чехов и наш край. Способы передачи красоты Донецкой степи в произведении А. П. Чехова «Степь» и в одноименном х/ф С. Бондарчука. Мир животных и мир людей в произведении Г. Троепольского «Белый Бим черное ухо» и в одноименном фильме С. Ростоцкого. Особенности передачи внутреннего мира животных в книге и кино. Семья и ее ценность для человека в произведениях русских писателей и кинематографистов. Проблема основ человеческого бытия в произведении Диккенса «Рождественская песня в прозе». Милосердие, отзывчивость как главные черты настоящего человека. Детская приключенческая литература в кино. Мужество, отвага, стойкость в сложных жизненных испытаниях – главные черты героя-исследователя в произведении Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Культура родного края. Воплощение актером Олегом Штефанко образа капитана Джона Манглса в фильме «В поисках капитана Гранта». Благородство, мужество, готовность всегда прийти на помощь как ключевые черты образа.   Безграничная фантазия в кинофильме по мотивам произведения А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Фантастика в литературе и кино. Образ будущего в научной фантастике. Семейная комедия. Средства создания комического в произведениях О'Генри. Юмористические произведения О'Генри и фильмы режиссера Л. Гайдая «Деловые люди». 12 Может пояснить особенности семейного кино как жанра игрового, особенности детских короткометражных фильмов. Характеризует семейный фильм как жанр игрового кино, определяет генетическую связь между детской литературой и семейным кино. Может пояснить жанровые особенности детской литературы и семейного кино, пути отражения внутреннего мира литературных героев в семейном кино; особенности киносказки, детского приключенческого кино, фантастики, семейной комедии, семейно-бытового фильма и фильма о животных. Называет режиссеров, кинематографистов, работавших и работающих в жанре семейного кино. Умеет аргументировано выразить свое отношение к просмотренному фильму или прочитанному произведению, сопоставить литературное произведение и его экранизацию, определяя особенности первого и второго. Самостоятельно приводит примеры детской литературы и родственных семейных фильмов.

 

Программа курса по выбору

«Кино и литература»

Класс

(35 часов – 1 раз в неделю, резервные – 4 часа)

Название раздела, темы Содержание учебного материала Количество часов Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)
1. Раздел 2. Теория литературы и кино. Художественные кинематографические средства выразительности Литература и кино. Внутренняя связь этих видов искусства. Художественный и кинематографический образы. Художественный образ как форма художественного мышления. Пластический кинематографический образ. Словесные и изобразительные характеристики литературного и кинообраза. Характер и образ в литературе и на экране. Актерская специфика передачи литературного образа. Речевая характеристика героя. Особенности ее передачи на страницах произведения и киноэкране. Актерское языковое мастерство. Место пейзажа и интерьера в художественном и кинопроизведении. Пейзаж и интерьер как литературный и кинообраз. Роль музыкально-звукового оформления в характеристике героя фильма. Культура родного края. Музыка С. Прокофьева в кино. Средства образно-композиционной условности. Условность сюжета кинопроизведения как средство передачи аллегоричности литературного произведения. Монтажный принцип как характерный признак художественного мышления. Особенности отражения литературного образа в кинематографе. 10 Может пояснить, что такое пластический кинематографический образ, и определить роль речевой характеристики в создании образа героя, роль музыкально-звукового оформления в передаче эмоционального настроения киногероя. Характеризует художественный образ как форму художественного мышления автора литературного произведения и режиссера кинопроизведения, особенности отражения литературного образа в кино. Называет элементы словесной и изобразительной характеристики литературного героя и пластического кинематографического образа, средства образно-композиционной условности в литературе и кино. Может доказать, что характерным признаком художественного мышления является принцип монтажа. Может определить способы передачи художественных средств выразительности в кино, особенности актерской передачи литературного образа. Выражает свое отношение к тому, насколько удачно переданы в кино литературные образы, свое отношение к использованию в кино музыкально-звукового оформления как элемента характеристики героя, аргументировано выражает свое впечатление от актерского языкового мастерства. Самостоятельно создает устный портрет литературного и киногероя, используя различные средства образности и выразительности. Выразительно читает отрывки из текстов. Участвует в инсценировании отрывков из текстов, передавая особенности литературного образа через язык, мимику, движение.
2. Раздел 3. Жанровое и стилевое многообразие литературы и кино. Тема. Научно-популярное кино и литература Научно-популярная литература и кино. Полемичность как особенность научно-популярных фильмов. Своеобразие драматургии научно-популярных фильмов. Роль образности в научно-популярных фильмах. Связь произведений автобиографического характера и научно-популярных фильмов о жизни и творчестве писателя. Дикторский текст в кинопроизведении и его роль в понимании идейного содержания произведения. Особенности передачи образа героя кинофильма через дикторское восприятие. Роль художественных средств в утверждении морально-этической позиции автора в научно-популярном кино. Средства передачи авторского восприятия героев и событий в научно-популярной литературе и кинематографических произведениях. Культура родного края. Архип Куинджи. Живопись и кино. Особенности передачи живописного образа в научно-популярном кино. 7 Дает определение следующих понятий: научно-популярная литература и кино. Характеризует своеобразие драматургии научно-популярных фильмов. Может определить роль художественных средств в научно-популярном кино, пути передачи авторского восприятия героев и событий. Создает фрагменты киносценария к научно-популярному фильму по биографии писателя, примеры дикторского текста к научно-популярному фильму, созданному по биографии писателя.
3. Раздел 3. Жанровоеи стилевое многообразие литературы и кино. Тема. Драма Как род литературы и вид киноискусства. Драма. Ее истоки. Особенности киноспектакля. Связь кинодрамы с театральной драматургией и прозаической литературой. Драма как литературный и кинематографический жанр. Исследование образа героя в драме. Драматический конфликт. Особенности его отражения в литературном произведении и в кино. Комедия. Лучшие традиции отечественной и зарубежной классической литературы как основа развития кинокомедии. Главный герой комедийного литературного произведения, средства его передачи в кино. Средства воспроизведения комического в литературном и кинопроизведениях. Культура родного края. Н.Л. Дупак. Судьба актера и директора театра на Таганке. 7 Дает определение того, что такое драма как род литературы, определяет подходы к экранизации драмы. Называет признаки драмы как рода литературы и жанра игрового кино, признаки драмы и комедии как жанров литературы и кино. Характеризует драму, трагедию и комедию как литературные и кинематографические жанры. Может определить особенности киноспектакля как жанра игрового кино, связь кинодрамы с театральной драматургией и литературой, драматический конфликт и особенности его отражения в кинопроизведении, средства воспроизведения комического в литературе и кино. Выразительно читает отрывки из литературного произведения. Принимает участие в инсценировании отрывков из текстов, передавая особенности литературного образа через язык, мимику, движение. Самостоятельно приводит примеры литературных произведений указанных жанров, которые были экранизированы. Умеет аргументировано выразить свое отношение к увиденному фильму, спектаклю или прочитанному произведению, сопоставить литературное произведение и его экранизацию, определяя особенности первого и второго.
4. Раздел 4. Экология общечеловеческих ценностей в кино и литературе. Тема. Любовь к родине как основополагающая тема в литературе и кино. Культура родного края.Родная земля как объект изображения в литературе и кино. Гордость за историческое прошлое и способы ее отражения в литературе и кино. Образ героя-защитника родной земли в литературе и кино Культура родного края. Музыка С. Прокофьева к фильму С. Эйзенштейна «Александр Невский». Музыка как средство передачи пафоса литературного произведения. Культура родного края. Изображение в литературе и кино тяжелого шахтерского труда, воспевание его значимости (работа над фрагментами произведений: В. В. Вересаева «Под землей», «Шахтеры-мужики», фильма «Шахтеры», реж. С. Юткевича; романа А.О. Авдеенко «Я люблю» и одноименного фильма реж. Л. Лукова) 7 Знает произведения (литературные, кинопроизведения), посвященные жителям края, их труду, умеет  использовать собственные впечатления и наблюдения, факты литературного краеведения при анализе произведений о Донбассе и его людях, а в случае необходимости привлекать материалы научно-популярных изданий, средств массовой информации, смежных с литературой искусств. Владеет элементарными навыками сбора информации о фольклоре Донбасса. Соотносит элементы краеведения с единичным фактом краеведческого характера («прием вкрапления»). Умеет аргументировано выразить свое отношение к увиденному фильму или прочитанному произведению. Умеет создавать сообщение, реферат, буклет, плакат, презентацию, проект, буктрейлер и др.

Программа курса по выбору

«Кино и литература»

Класс

(35 часов – 1 раз в неделю, резервные – 4 часа)

Название раздела, темы Содержание учебного материала Количество часов Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)
1. Раздел 2. Теория литератур и кино. Тема. Литературный источник и его экранизация.   Художественное кино как ведущий вид киноискусства. Художественная литература и кино. Экранизация литературного произведения. История экранизации. Различные виды экранизации. Режиссерский и авторский замыслы. Роль автора в кинопроизведении. Особенности литературного и режиссерского сценариев. Киносценарий как литературное произведение. Проблематика, сюжет, фабула литературного сценария и литературного произведения. Стилевые и жанровые особенности киносценария и литературного произведения. Экранизация литературного произведения и фильм по мотивам произведения. Режиссерская и авторская роль в кинофильмах по мотивам произведений. Художественная литература как источник киноискусства. Культура родного края.Режиссер Ю. Кара и его фильмы. 8 Может определить особенности художественного кино как ведущего вида киноискусства, особенности литературного и режиссерского сценариев, связь между стилевыми и жанровыми особенностями киносценария и литературного произведения. Объясняет разницу между фильмом, созданным по произведению и по мотивам произведения, что такое фабула, сюжет. Характеризует киносценарий как литературное произведение, определяя его структурные компоненты (завязку, развитие действия, кульминацию, развязку). Умеет определить разницу между литературным произведением и литературным сценарием. Обладает основными навыками создания литературного сценария по литературному произведению. Самостоятельно воспроизводит сюжетную линию по данному началу или ключевыми фактам. Дает определение таких понятий: сюжет, фабула, проблематика и интрига произведения.
2. Раздел 3. Жанровое и стилевое многообразие литературы и кино. Тема. Художественная литература и художественное кино Разнообразие художественной литературы в кино. Жанры художественного кино и литературы. Исторический роман и исторический фильм. Их жанровые особенности. Подходы к изображению исторической фигуры в историческом романе и кино. Особенности отражения событий в исторической литературной хронике и историческом кино. Средства передачи авторской позиции в литературном и кинопроизведении. Культура родного края. Роль музыки С. Прокофьева в отображении образа И. Грозного в фильме Эйзенштейна «Иван Грозный». Историческое произведение и фильм. Средства отображения отношения народа к историческим личностям и событиям. Средства передачи положительного и отрицательного восприятия изображаемого. Влияние народной поэтики на исторические фильмы. Народные традиции, легенды и историческое кино. Военный фильм как вид исторического кино. Особенности отражения судьбы обычного человека во время Великой Отечественной войны в литературе и кино. Культура родного края. Произведения В. С. Гроссмана в кино. Остросюжетный художественный фильм. Детектив как литературный жанр и жанр игрового кино. Реалистичность и актуальность как главные признаки детектива. Жанровое разнообразие художественной литературы и кино. 17 Дает определение таких понятий: художественная литература, художественное кино, исторический и детективный роман. Называет жанры художественного кино и литературы, жанровые признаки исторической и детективной литературы и кино. Характеризует военный фильм как жанр исторического кино. Может определить особенности исторического романа и исторического кино, а также способы отображения событий в исторической хронике и в художественном фильме. Доказывает, что народная поэтическая традиция имеет большое влияние на развитие исторической литературы и кино. Может определить особенности литературного и кинодетектива. Самостоятельно приводит примеры исторических и детективных литературных и кинопроизведений. Создает рефераты, отзывы и рецензии, рекламные ролики, буктрейлеры.
3. Раздел 4. Экология общечеловеческих ценностей в литературе и кинематографе. Тема. Отражение общечеловеческих ценностей и этических проблем в литературе и кино Роль литературы и кино в передаче другим поколениям общечеловеческих ценностей. Семейные ценности в литературе и кино. «Война и мир». Любовь, взаимопонимание как основы семейной жизни. Правдивость, взаимоуважение и доброта в отношениях между людьми как закон человеческой жизни. Трагичность взаимного непонимания в семейной жизни. «Анна Каренина». Чувство справедливости как жизненный критерий. «Отцы и дети». Извечный конфликт или неразрывная связь? 6 Может пояснить роль литературы и кино в передаче другим поколениям нравственных установок. Характеризует образы главных героев. Может доказать, что проблематика романов «Анна Каренина», «Война и мир», «Отцы и дети» имеет общечеловеческое значение. Выражает личное отношение к проблемам, которые поднимаются в произведениях, аргументируя свою точку зрения. Приводит примеры из других произведений и собственного опыта. Самостоятельно приводит примеры литературных и кинематографических произведений, в которых отражена проблема важности для человека общечеловеческих ценностей, взаимопонимания и уважения.

Программа курса по выбору

«Кино и литература»

Класс

(35 часов – 1 раз в неделю, резервные – 4 часа)


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!