Освоения учащимися курса «Введение в литературоведение»
В результате освоения программы учащиеся достигнут следующих результатов:
Личностные результаты :
ü воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
ü развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
ü освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование глубокого понимания историко-литературного процесса.
ü Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний.
Метапредметные результаты:
ü формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций;
|
|
ü осознание своеобразия и богатства литературы как искусства слова, формирование представления о роли художественной литературы в мировом историко-культурном процессе;
ü освоение теоретических понятий, способствующих более глубокому постижению конкретных художественных явлений;
ü воспитание культуры чтения, формирование потребности в чтении;
ü использование потенциала литературы для повышения собственной интеллектуальной и речевой культуры;
ü формирование навыков различных способов поиска, обработки, анализа и интерпретации информации;
ü развитие умения выполнять различные познавательные и практические задания;
ü формирование навыков работы в группе, поиска эффективных форм сотрудничества при выработке общего решения.
Предметные результаты:
ü понимание ключевых проблем изученных произведений литературы;
ü понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных ценностей;
ü приобщение к специальным литературоведческим исследованиям под руководством ученых-филологов, формирование научного типа мышления;
ü овладение научной терминологией, ключевыми литературоведческими понятиями;
|
|
ü формирование навыков анализа литературного произведения в единстве формы и содержания;
ü развитие умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
ü умение определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.
Содержание элективного курса
«ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»
Для 10 (11) классов
Филологического, социально-гуманитарного профилей
1 час в неделю – за год 35 часов
К-во ча сов | Содержание учебного материала | Требования к уровню учебных достижений обучающихся | |||
Раздел 1. Специфика художественной литературы – 7 часов | |||||
2 | Литературоведение как наука о художественной литературе. Предмет литературоведения. Цели и задачи курса. Литературоведение как общественная наука, изучающая словесное художественное творчество. Основные теоретические проблемы литературоведения. Возникновение и этапы исторического развития литературоведения. | Обучающийся
ü понимает цели и задачи курса; ü имеет представление о составных частях и этапах развития литературоведения; | |||
2 | Специфика литературы как вида искусства. Искусство как особая форма общественного сознания. Художественное творчество народов мира. Возникновение искусства. Литература как универсальное средство познания жизни. Предмет художественного познания. Характерное и образное в литературе и искусстве. Детали словесного художественного произведения. Стиль художественного произведения. Художественная литература как вид искусства. Слово – главное изобразительно-выразительное средство литературы. Художественная речь. |
ü понимает специфику литературы как вида искусства; ü имеет представление об искусстве как одной из форм познания мира; | |||
3 | Художественный образ Образность как специфический язык искусства, соответствующий его эстетической природе. Условность образа. Роль воображения писателя в создании образа. Образ и понятие. Структура художественного образа. Эффект мгновенного приращения поэтического смысла. Слово и образ. Роль контекста в возникновении образа. Типы художественных образов. Смысловой потенциал художественного образа. | ü понимает художественный образ как язык искусства;
ü имеет представление о структуре художественного образа; ü знает свойства художественного образа; | |||
Раздел 2. Литературное произведение как художественное целое – 17 часов | |||||
2 | Литературное произведение Литературное произведение как законченное в себе и в то же время бесконечно развернутое в мир художественное целое. Пространственная и временная отграниченность его от других объектов (внешнее произведение). Знаки завершенности произведения. Литературное произведение как эстетическая целостность и онтологическая ценность, открывающая претворенную в образах авторскую концепцию действительности. Содержание/форма (их взаимодействие). | ü воспринимает литературное произведение как целое; ü имеет представление о нераздельности, взаимопереходе и взаимовлиянии формы и содержания; | |||
3 | Понятие о литературных родах и жанрах Теория литературных родов в классической эстетике и в современной науке. Предмет и «способ подражания» как содержательное основание разграничения эпоса, лирикии драмы. Своеобразие родовой поэтики («меры, состава и связи элементов» — В. Кожинов), формирующейся в зоне определенного родового смысла. Характеристика ее составляющих: предпочитаемого объема произведений, пространственно-временных связей и композиционно-речевых форм. Взаимодействие литературных родов в процессе развития литературы. Изобразительный и выразительный принципы воссоздания жизни. Объект и субъект художественного познания. Общие принципы эпоса. Лирика и её виды. Синтез лирики и эпоса в драматургии. Лиро-эпика и лиро-драматургия. Понятие о литературном жанре. | ü имеет представление о литературных родах и жанрах; ü умеет определять родовую принадлежность литературного произведения; ü имеет представление о взаимовлиянии литературных родов; | |||
1 | Композицияпроизведения Композиционно-речевые формы: повествование, описание, диалог и монолог, рассуждение, «точка зрения». Изобразительные детали, функции пейзажа, бытовой обстановки, портрета и речевой характеристики персонажа в произведении. Роль сюжета в раскрытии идейного содержания. Типы сюжетов. Внесюжетные рассуждения, эпизоды и лирические отступления. | ü имеет представление о композиции произведения; ü понимает роль изобразительных деталей, внесюжетных эпизодов и лирических отступлений в раскрытии идейного замысла произведения; | |||
1 | Пафос и его разновидности Идейно-эмоциональная оценка явлений жизни. Пафос утверждения и пафос отрицания. Возвышенное, низменное, трагическое, комическое. Виды пафоса в художественной литературе. Исторический характер видов пафоса. | ü понимает роль идейно-эмоциональной оценки в раскрытии замысла произведения; ü имеет представление об основных категориях эстетики; | |||
2 | Сюжет художественного произведения Формирование понятия сюжет в отечественном литературоведении. История термина. Сюжет и мотив. «Бродячие» сюжеты, устойчивое и изменчивое сюжетных схем. Понятие о мотиве в литературе. Сюжет и фабула. Представление о времени и пространстве в литературе Сюжет как внешнее и внутреннее движение действия в произведении. Вымысел и жизненная основа сюжета. Сюжет — авторская концепция действительности. Объективно-субъективная и содержательно-формальная сущность сюжета. Коллизия и конфликт как побудительные стимулы к развитию действия. Традиционная схема сюжета — от завязки к развязке. Элементы сюжета. Реальное структурное разнообразие сюжетов. | ü понимает различия сюжета и фабулы; ü имеет представление о мотиве в литературе; ü умеет определять роль художественного времени и пространства в раскрытии идейного замысла произведения; | |||
4 | Поэтическая речь Понятие поэтической речикак средства эстетической коммуникации. Лингвистика и поэтика в их отношении к художественной речи. Учение А. Потебни об образном потенциале слова и механизме становления нового смысла. Двуплановость образа в художественном тексте (В. Виноградов). Образность и экспрессивность художественной речи. Составляющие поэтической речи. Ее словарь — лексические ресурсы языка. Внелитературные ряды. Образные средства языка: эпитеты и сравнения, метафора и ее основные виды. Поэтический синтаксис, его основные фигуры. Семантика фонетической образности. Текстовый смысл визуальной графики. Ритмико-мелодическая организация поэтической речи, явление полиритмии. Образ поэтической речи как проступившее в слове авторское миропонимание и авторефлексия. | ü умеет характеризовать образную речь; ü определяет составляющие поэтической речи; ü учитывает образные средства языка в анализе художественного произведения. | |||
4 | Стихосложение Стих как особая форма художественной речи. Понятие о ритме и стихотворной интонации. Ритм и метр (мера ритма). Основные системы стихосложения. Структурные особенности силлабического стиха. Ритмические определители силлабо-тонической и тонической систем. Основные стихотворные размеры. Вольные стихи. Типы клаузул. Рифма и ее виды. Белый стих. Понятие строфы и виды строф. Дольник (паузник) как особая метрическая форма стиха. Акцентный стих. | ü знает особенности стихотворной речи; ü имеет представление об основных системах стихосложения; ü умеет определять стихотворный размер, вид рифмовки и их роль в раскрытии идейного замысла произведения; | |||
Раздел 3. Историко-литературный процесс – 11 часов | |||||
3 | Историко-литературный процесс Сравнительно-типологическое изучение литературы. Факторы литературного развития, прямые и опосредованные: социально-историческое бытие, политические и философские воззрения общества, общее развитие культуры, специфика художественного сознания и др. Проблема периодизации литературного процесса и соотнесения его эпох, периодов, этапов с историческими границами, вехами. Возникновение и смена историко-литературных систем. Понятие литературного направления. Понятие художественного метода как совокупности творческих принципов пересоздания реальности. Гносеологическая, аксиологическая, моделирующая и семиотическая функции его. Понятие литературного течения. | ü понимает основные закономерности развития литературного процесса; ü знает периодизацию мирового литературного процесса; ü имеет представление об основных особенностях историко-культурных эпох; | |||
3 | Творческие методы и литературные направления Образный принцип отражения явлений жизни. Реализм как содержательно-типологическое свойство художественных произведений и как творческий метод. Дихотомический характер творческого метода. «…Типические характеры в типических обстоятельствах». Нормативный принцип художественного отражения. | ü понимает сущность творческого метода; ü понимает историческую обусловленность смены творческих методов; | |||
3 | Литературные жанры Ведущие жанры эпоса, лирики, драмы. Исторические тенденции развития жанров. Композиционные особенности жанровой формы. Мифологические, национально-исторические, нравоописательные и романические жанры эпоса. Жанры в лирике и драматургии. Понятие о жанре как способе структурно-содержательной организации произведения, исторически сложившемся, устойчивом типе моделирования «образа мира». Система жанрообразующих факторов. Жанровое содержание и жанровая форма. Установка на читательское восприятие в структуре жанра. Носители жанра: субъектная организация художественного произведения, пространственно-временная структура его, ассоциативный фон, интонационно-речевой тон. Общее и индивидуальное в жанре. Память жанра и его обновление. Жанр и род. Эпические, лирические и драматические жанры. | ü имеет представление о сущности жанра в литературе; ü имеет представление об основных эпических, лирических, драматических жанрах; ü умеет определить жанровую принадлежность литературного произведения; | |||
2 | Целостный анализ литературного произведения | ü умеет самостоятельно анализировать художественный текст в единстве формы и содержания; ü умеет пользоваться научным аппаратом при анализе произведения. | |||
Элективный курс «Введение в литературоведение» предполагает проведение теоретических и практических занятий:
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!