Особенности организации факультатива



Методы и приемы обучения

Программа факультатива предусматривает проведение теоретических и практических занятий, используя интерактивные элементы: игры «Кубики историй», «Коллективная история», «Салат из сказок», тренинги для памяти, кластеры, метод «Фишбоун», коллаж истории, диафильмы историй, кроссворд.

В процессе выполнения программы предлагается использование занятий различных форм:

- урок-реклама,

- урок- коллаж,

- урок-игра,

- урок - конкурс.

Разнообразие форм занятий и практических заданий основывается на принципах личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода в обучении с учётом возрастных особенностей.

Предполагаемые результаты

К концу изучения факультативного курса школьники

· владеют техникой «Сторителлинга»,

· знают значения новых терминов,

· имеют представление об этике составления историй,

· умеют коллективно и индивидуально составлять истории разных жанров, стилей,

· умеют рассказывать истории, используя жесты, мимику, изменяя тон голоса, помогая себе подручными средствами,

· следят за правильностью своей речи,

· иллюстрируют свои истории,

· активизируют индивидуальные способности,

· умеют импровизировать, сочетать различные элементы творчества,

· создают копилку (сборник) творческих работ учащихся,

· выполняют самооценку своих работ, умеют аргументированно оценить работу одноклассника.

Инструментарий для оценивания результатов

1. Ответы на вопросы по технологии.

2. Составление кроссворда по жанрам и стилям текстов.

3. Рисование, подбор иллюстраций к историям.

4. Составление коллективных историй.

5. Составление индивидуальных историй разных жанров, оформление их в сборник.

6. Презентация самостоятельно придуманной истории.

«Сторителлинг», как метод обучения, заключается в том, чтобы делиться с учащимися рассказами об успехах и неудачах. История успеха мотивирует, достижения героев побуждают к действию.

Программа предусматривает постоянную творческую деятельность.

Красиво, действенно, увлекательно говорить – это хорошо, но надо понимать, не каждая рассказанная или прочитанная история – сторителлинг!

Лозунг занятий:

«Сторителлинг – это искусство вдохновлять!

Вы научитесь убеждать с помощью историй!

Станете интересным собеседником!

Наполните свою речь эмоциями!

Освоите новый инструмент общения!

Будете покорять слушателей интересными историями!

В одной истории больше мудрости, чем во всей философии (Филипп Пуллман)».

 

Учебно-тематический план

 

Наименование разделов и тем Всего часов Теория Прак тика Формы контроля
Введение. Сторителлинг – это… 1     Ответы на вопросы по технологии
Раздел І. «Этика рассказчика, эмоции в речи» 6      
1.1. Этика – залог сторителлинга. Общение людей. Правила взаимодействия. 1 1   Составление диалогов
1.2. Как стать хорошим рассказчиком? 1   1

 

Составление коллектив-

ных историй

1.3. Игра «Кубики историй». 1   1
1.4. Эмоциональная подача истории. Интонации, жесты, мимика. 2 1 1
1.5. Память – выручалочка, или Как быстро вспомнить нужную историю в любой ситуации. 1   1
Раздел ІІ. «Структура истории» 14      
2.1. Приёмы построения идеальной истории. Ключевые слова для сюжета. 1 1   Составление цепочки ключевых слов для сюжета.
2.2. Жанры историй. Событие и вывод – основа любого рассказа. 1 1   Составление кроссворда по жанрам.
2.3. История классического сюжета – путешествие героя. 2 1 1

 

Составление индивидуальных историй, рисование или подбор иллюстраций к историям.

2.4. Сюжет «Преодоление монстра (чудовища)». 2 1 1
2.5. Сюжет «Из грязи – в князи / Синдром Золушки / История успеха». 2 1 1
2.6. Сюжет «Эффект бабочки» / «День Сурка». 2 1 1
2.7. Сюжет «Квест» / Детектив. 2 1 1
2.8. Юмористическая история. 2 1 1
Раздел ІІІ. «Практика сторителлинга» 12      
3.1. История как аргумент. История «Я – герой». 1   1

Составление и оформление сборника индивидуальных историй разных жанров

3.2 История о друзьях. 1   1
3.3 История о своих интересах. Реклама как жанр историй. 1   1
3.4. Истории-притчи. 2 1 1
3.5. Сказкотворчество. Игра «Салат из сказок». 2 1 1
3.6. Истории-приквелы. 1 1  
3.7. История «Литературный герой в современном мире» 1   1
3.8. История по пословице. 1   1
3.9. Истории-монофоны. 1   1
3.10. Конкурс историй. 1   1 Презентация лучшей истории.
Всего 33      

Программа факультатива

Содержание учебного материала Требования к уровню учебных достижений учащихся

ВВЕДЕНИЕ. Сторителлинг – это… (1 час)

Ознакомление с методом сторител-линга, мотивация к изучению. Значение коммуникативных навыков для человека. Ученик: · знает значение термина сторителлинг; · различает типы сторителлинга; · имеет общее представление об использовании сторителлинга.

Раздел І. ЭТИКА РАССКАЗЧИКА, ЭМОЦИИ В РЕЧИ (6 часов )

Этика – залог сторителлинга Общение людей. Правила взаимодействия. (1 час) Как стать хорошим рассказчиком? (1 час) Игра «Кубики историй». (1 час) Эмоциональная подача истории. Интонации, жесты, мимика. (2 часа) Память – выручалочка, или Как быстро вспомнить нужную историю в любой ситуации. (1 час)   Типы, виды, формы занятий: - лекция учителя с элементами беседы; - составление тезисных записей лекционного материала; - выполнение практических заданий; - составление примеров для начала историй; - игры; - тренинги памяти. Ученик: · знает основные значения терминов  этика,общение, тон голоса, память, жесты, мимика; · имеет представление об этике составления историй; · ориентируется в ситуации общения; ведёт спонтанный диалог; · умеет владеть тоном голоса, изменением интонации; · умеет разумно использовать жесты, мимику во время рассказывания историй; · понимает необходимость интонационного оформления устной речи в зависимости от смысла высказывания; · понимает необходимость следить за культурой и правильностью своей речи; · владеет приёмами улучшения памяти; · умеет активно участвовать в коллективном составлении историй во время игры «Кубики историй» по заданным иллюстрациям.

Раздел ІІ. СТРУКТУРА ИСТОРИИ (14 часов)

Приёмы построения идеальной истории. Ключевые слова для сюжета. (1 час)  Жанры и сюжеты историй. Событие и вывод - основа любого рассказа.  (1 час) История классического сюжета – путешествие героя. (2 часа)   Сюжет «Преодоление монстра (чудовища)» (2 часа)   Сюжет «Из грязи – в князи / Синдром Золушки / История успеха» (2 часа)   Сюжет «Эффект бабочки» / «День Сурка» (2 часа)  Сюжет «Квест» / Детектив ( 2 часа) Юмористическая история (2 часа)   Типы, виды, формы занятий: - лабораторная работа с элементами лекции учителя; - выполнение творческих практических заданий; - составление сюжетных линий разных историй; - игра «Коллективная история»; - метод «Фишбоун»; - кластеры; - коллаж истории; - диафильмы историй. Ученик: · знает основные структурные элементы построения истории; · умеет составлять коллективные и собственные истории; · знает особенности историй разных жанров и сюжетов; · умеет составлять истории, используя данные ключевые слова (в одном…, однажды…, и вот…, и вдруг…, тогда…, потом…, в конце концов…); · умеет строить сюжетную цепочку историй; · иллюстрирует свои истории; · умеет рассказывать истории, используя жесты, мимику, изменяя тон голоса, помогая себе подручными средствами; · выполняют самооценку своих работ, умеют аргументированно оценить работу одноклассника.  

Раздел ІІІ. ПРАКТИКА СТОРИТЕЛЛИНГА (12 часов)

История как аргумент.  История «Я – герой». (1 час) История о друзьях. (1 час) История о своих интересах. Реклама как жанр историй. (1 час)   Истории-притчи. (2 часа) Сказкотворчество. Игра «Салат из сказок». (2 часа) Истории-приквелы. (1 час) История «Литературный герой в современном мире» (1 час) История по пословице (1 час) Истории-монофоны. (1 час) Конкурс историй. (1 час)   Типы, виды, формы занятий: - выполнение творческих практических заданий; - игры; - работа в группах; - метод «Фишбоун»; - кластеры; - коллаж истории; - диафильмы историй; - конкурсы. Ученик: · знает основные значения терминов реклама, притча, приквел, пословица, монофон; · знает основные стуктурные элементы жанра рекламы, составляет рекламу своему хобби; · умеет составлять разные по жанру истории; · умеет строить сюжетную цепочку историй; · иллюстрирует свои истории; · умеет рассказывать истории, используя жесты, мимику, изменяя тон голоса, помогая себе подручными средствами; · следит за культурой и этикой речи в своих историях; · умеет выступать перед публикой; · создаёт копилку (сборник) творческих работ; · выполняют самооценку своих работ, умеют аргументированно оценить работу одноклассника.

Литература

Аннет Симмонс. Сторителлинг. Как использовать силу историй. – Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013.

Пол Смит. Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй. – Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016.

Пропп Владимир Яковлевич. Морфология волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. — Издательство “Лабиринт”, М., 2001.

Виды историй сторителлинга – тhttps://storytellingru.livejournal.com/tag/техники%20  

Сергей Гузенков. Сторителлинг. Пособие для начинающих, 2016 – https://www.libfox.ru/653343-sergey-guzenkov-storitelling-posobie-dlya-nachinayushchih.html

Сторителлинг: правила, техники, примеры и полезные книги – тhttps://rezart.agency/blog/storytelling-how-to-guide/


8-9

Классы


Программа курса по выбору

 «Кино и литература»

для 8-11 профильных эстетических и гуманитарных классов общеобразовательных учебных заведений (школ, лицеев, гимназий)

(136(140) часов)

Составители:

Исакиева Людмила Викторовна, директор Муниципального общеобразовательного учреждения города Горловки «Лицей № 14 «Лидер», учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории, учитель-методист

Кузнецова Лариса Борисовна, заместитель директор по УВР Муниципального общеобразовательного учреждения города Горловки «Лицей № 14 «Лидер», учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории, учитель-методист

Аннотация

Программа курса по выбору «Кино и литература» предназначена для 8-11 профильных эстетических и гуманитарных классов общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий). Она направлена на развитие зрительской и аудиовизуальной культуры обучающихся, на расширение базовых знаний по русскому языку, литературе, всемирной культуре и другим предметам эстетического цикла, на формирование навыков анализа и интерпретации литературных текстов, а также способствует формированию у обучающихся системы базовых духовно – нравственных ценностей.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………..
Программа курса по выбору «Кино и литература». 8 класс…...
9 класс………………………………………………………………..
10 класс……………………………………………………………….
11 класс……………………………………………………………….
Информационное обеспечение программы………………………...
Приложение 1. Литературный и киноматериал, предлагаемый для занятий …

Пояснительная записка

Необходимость формирования аудиовизуальной грамотности в рамках учебно-воспитательного процесса общеобразовательной организации обусловлена тем, какое место занимает сегодня кино и телевидение в социально-психологическом развитии современного человека. Время существенно изменило горизонты общения личности с искусством, которое является важнейшим фактором воспитательного процесса. Как отмечается в Государственном образовательном стандарте среднего общего образования, одной из задач художественного образования вообще, аудиовизуального в частности, является «достижение учащимися такого уровня художественной культуры, который предоставит им возможность самостоятельно воспринимать, понимать и интерпретировать произведения искусства различных эпох, направлений, авторов с целью обогащения собственного духовного мира».

Кинематограф стал сегодня одним из основных средств познания человеком действительности не только в художественных, но и в научных формах: специфические средства кино помогают ученым проникать в тайны физического, химического, биологического мира и моделировать их. Лучшие произведения мирового художественного кино запечатлели важнейшие проблемы, обнажили трагические противоречия человеческой души.

Феномен видео, получивший сегодня широкое распространение, делает кинематографическую грамотность обязательным компонентом структуры личности современного человека. В то же время многочисленные исследования искусствоведов, социологов, педагогов и психологов говорят о том, что познавательные и воспитательные возможности киноискусства используются в педагогике недостаточно эффективно.

Программа курса по выбору «Кино и литература» предназначена для 8-11 профильных эстетических и гуманитарных классов общеобразовательных учебных заведений (школ, лицеев, гимназий). Она направлена на развитие зрительской и аудиовизуальной культуры учащихся, на расширение базовых знаний по русскому языку, литературе, всемирной культуре и другим предметам эстетического цикла, на формирование навыков анализа и интерпретации литературных текстов, а также способствует формированию у учащихся системы базовых духовно – нравственных ценностей.

Введение данного курса в учебный процесс должно способствовать развитию массового кинообразования учащихся.

В основу преподавания данного курса положены принципы системно-деятельностного, метапредметного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.

Цель курса по выбору. В процессе восприятия, интерпретации и оценки произведений киноискусства и литературы сформировать у учащихся систему эстетических ценностей, зрительскую, аудиовизуальную культуру, способность к художественно-творческой реализации, потребность в духовном самосовершенствовании как основу мировоззрения.

Основные задачи:

Развивать:

Ø аудиовизуальную культуру; умение использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

Ø навыки экранного восприятия фильмов различных жанров и разнообразной тематики;

Ø умение сопоставлять литературные произведения с кино и телеэкранизациями, театральными постановками с учетом особенностей каждого вида искусства;

Ø навыки грамотно выражать и обосновывать в устной и письменной форме свое отношение к художественным произведениям и кино;

Ø представление учащихся о вкладе жителей нашего края в развитие киноискусства и литературы;

Ø восприятие и оценку предметов и явлений с позиций основных нравственно-эстетических ценностей.

Способствовать:

Ø привлечению к систематическому чтению, осмыслению и прогнозированию прочитанного и увиденного;

Ø развитию духовного мира каждого учащегося, его ценностных ориентаций;

Ø формированию сознания и деятельности учащихся в духе высоких, непрерывно творчески развивающихся нравственных и эстетических идеалов.

Воспитывать:

Ø квалифицированного читателя, слушателя, зрителя.

Ø уважение к культурному наследию нашего края и всемирному культурному наследию, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбрать индивидуальную модель социокультурного развития, организовать личный досуг.

Создавать условия для творчества и самовыражения учащихся.

    Курс рассчитан на 136 (140) часов, 34 (35) часов (1 час в неделю) с 8 по 11 класс.

    Программа построена по трем основным линиям: аксиологической, литературоведческой и культурологической, что отразилось как в подборе материала, так и в его структурировании по этапам обучения.

Кинематографический образ синтетический; в его создании участвуют различные средства выразительности, с которыми учащиеся знакомятся при изучении произведений, относящихся к другим видам искусства. Однако специфика кинообраза не может быть сведена только к синтетичности: синтез – это лишь путь создания новых форм отражения мира. Кинематографический художественный образ начинается там, где заканчиваются возможности выразительных средств других видов искусств. Поэтому ключевым принципом преподавания курса является индуктивный – рассмотрение основных компонентов кинематографического образа – изображения, слова, актерского мастерства, звуковой среды – в широком эстетическом контексте тех искусств, которые составляют основу киносинтеза, то есть живописи, литературы, театра и музыки. При рассмотрении этих компонентов кинематографического образа в теоретической содержательной линии раскрывается генетическая связь указанных видов искусств.

Две другие, аксиологическая и культурологическая («История возникновения и развития киноискусства», «Экология общечеловеческих ценностей в литературе и кинематографе»), направлены на развитие представления о кинематографическом образе как этическом и эстетическом явлении, постоянно развивающемся и влияющем на формирование мировоззренческих представлений людей.

Организация учебного материала осуществляется по блочному принципу, что позволяет строить свою работу в рамках курса по выбору в соответствии с возникающими потребностями и интересами.

С целью реализации целей и задач организация работы в рамках темы и каждого занятия может строиться в такой последовательности:

Ø рассмотрение теоретических вопросов;

Ø чтение литературного произведения и его анализ;

Ø просмотр и анализ фильма;

Ø сопоставление прочитанного и увиденного;

Ø выполнение заданий, направленных на определение уровня понимания литературного и кинопроизведений, а также творческую интерпретацию полученной информации.

Фильмы, представленные в разделе «Литературный и киноматериал» (приложение 1), дают возможность на практике рассмотреть понятие «классика жанра», а также позволяют сопоставить различные экранизации одних и тех же литературных произведений с целью определения особенностей авторского, режиссерского и зрительского взглядов на героев и события. Фильм при этом становится объектом, через анализ которого обучающийся может постичь социальный опыт прошедших поколений, создать на основе рассмотренного свою модель поведения в конкретных ситуациях.

Распределение литературного и киноматериала по годам обучения соотносится с темами, которые рассматриваются на уроках литературы. Это дает возможность учащимся углубить восприятие изучаемых произведений.

Для того чтобы развивать представления учащихся о многонациональной культуре нашего края, в каждом классе предусмотрены занятия под рубрикой «Культура нашего края» (в программе она выделена курсивом). Художественное наследие, произведения искусства, относящиеся к различным жанрам, в том числе и кино, отражает нормы, ценности, идеалы, традиции, утвердившиеся в данном обществе. Поэтому его изучение может выступать эффективным средством формирования нравственно-эстетической культуры, поскольку она включает в себя систему базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в художественных образах того или иного народа, отражающих его мировоззрение.

При проведении занятий особое внимание следует уделять практическим заданиям, носящим коммуникативный характер (пресс-конференция, интервью, диспут, круглый стол, кинематографический диалог), что позволит расширить восприятие литературного и кинематографического произведений, будет способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Важным моментом подготовки к продуктивной коммуникации является ознакомление учащихся с теоретическими вопросами и историческими справками, ознакомление с критическими статьями и рецензиями на указанные произведения. Это дает возможность более глубоко воспринять фильм и произведение художественной литературы.

В структуру курса по выбору заложены разнообразные формы индивидуальной и групповой деятельности, направленные на развитие творческих способностей учащихся: написание аннотаций, рецензий, сценариев, проблемных статей, создание афиш, коллажей, портфолио кинематографических произведений, инсценирование литературных произведений.

На занятиях доминирующей формой обучения и контроля является диалог, который происходит на всех этапах учебной деятельности и к которому учащихся привлекает учитель, побуждая размышлять, анализировать, сопоставлять, делать выводы и оценивать.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!