Информационное обеспечение программы



Литература, использованная при подготовке программы:

1. Айзерман Л. С. На уроке литературы и в кинозале. – М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1987.

2. Беленький И. В. Лекции по всеобщей истории кино. – М.: Гуманитарный институт, 2004.

3. Берштейн А. Я. Образы кино на уроках литературы // Вечерняя средняя школа. – 1989. – №2.

4. Волкова В. Г. Герои детских книг в классе и на экране// Литература в школе – 1982. – №2.

5. Добротворский С. Кино на ощупь. СПб: Сеанс, 2005.

6. Зоркая Н. М. История советского кино. СПб: Алетейя., 2005.

7. Кащенко Е. С. История западного кинематографа: классические и современные периоды. СПб: [б. и.]., 2009.

8. Пашнин Ф. М. Кинофрагменты на уроках литературы// Литература в школе – 1981. – №23.

9. Теплиц Е. История киноискусства: в 4-х томах, М.: Прогресс, 1968.

10. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М., 2004.

11. Энциклопедический словарь юного зрителя – М.: Педагогика, 1988.

    

В помощь учителю:

1. Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. М.: Аргус, 1994.

2. Кабо А. Кино в нравственно-этическом воспитании. М.: Просвещение, 1978.

3. Лихачев Д.С. Раздумья. М.: Детская литература 1991.

4. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование? Курган, 1999.

5. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М.: Аргус, 1992.

6. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог, 2004.

7. Фиофанов А. А. Взросление в зеркале синема: Методическое пособие – Ижевск, 2007.

В помощь ученику:

1. Бондаренко Е. А. Путешествие в мир кино. М. Аргус, 2004.

2. Вайсфельд И. и др. Встреча с десятой музой: Беседы о киноискусстве. Для учеников ст. классов. М.: Просвещение, 1981.

3. Ефимов Э. М. Школьникам о телевидении: Кн. для учащихся ст. классов, М: Просвещение, 1986.

4. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта, 2000.

 

Электронные ресурсы:

1. http://russkiy-literatura.ru/

2. http://www.culture.ru/

3. http://www.russianculture.ru/

4. https://ru.wikipedia.org/

5. http://weburg.net/

Приложение 1

Литературный и киноматериал, предлагаемый для занятий

Класс Раздел, тема Литературный и киноматериал
8 Раздел 1. История возникновения и развития кинематографа Тема 1. Литература и кино как виды искусства. Фильм «Малыш», реж. Ч.Чаплин; Фильм «Ад», реж. Ф.Бертолини (по произведению Данте «Божественная комедия»); фильм «Броненосец Потемкин» реж. С. Эйзенштейн; Фильм «Джигитовка казаков 1-го Оренбургского казачьего полка» реж. А. Федецкий; х/ф «Пеппи Длинный чулок», реж. М. Микаелян (по произведению А. Линдгрен), фильм «Радуга», реж. М. Донской (по сценарию В. Василевской); х/ф «Оборона Севастополя» (1911г.), реж. Василий Гончаров, Александр Х а нжонков; «Песня про купца Калашникова» (1909 г.), реж. Василий Гончаров, фильм снят на студии А. Х а нжонкова; «Дядюшкин сон» (радиопостановка по роману Ф. М. Достоевского.1938г.), реж. Немирович-Данченко; «Анна Каренина» (радиопостановка по роману Л. Н. Толстого. 1939г.), реж. Немирович-Данченко *
8 Раздел 3. Жанровое и стилевое многообразие литературы и кино. Тема. Анимация как вид киноискусства.   М/ф «Стрекоза и муравей», реж. В. Старевич (по басням И.Крылова); м/ф «Пластилиновая ворона», реж. О.Татарский (по произведениям Э.Успенского); д/ф «Мир анимации или анимация мира», реж. Е.Назаров; м /ф «Волшебное кольцо», реж. Л.Носырев (по произведению Б.Шергина) м/ф «Летучий корабль» (по мотивам русских народных сказок), реж. Г.Бардин; д/ф из серии «Линии жизни» «Гарри Бардин», программа А.Нестерова; м/ф «Ну, погоди!», реж. В.Котеночкин; м/ф «Жил-был пес», реж. Э.Назаров (по мотивам украинских народных сказок); м/с «Маша и медведь», реж. О. Кузовков.
8 Раздел 1. История возникновения и развития кинематографа Тема. Национальные особенности анимационного искусства. М/ф «Карлик Нос», реж. И.Максимов (по произведению В.Гауффа); м/ф «Белоснежка и семь гномов», реж. Д.Хенд (по мотивам сказки братьев Гримм); м/ф "Алладин», реж. Дж.Маскер, Р.Клементс; м / ф «Гофманиада», реж. С.Соколов; м/ф «Гора самоцветов», студия «Пилот» под рук. О.Татарского (сказки народов России); м/ф «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», реж. И.Максимов; м/ф «Алеша Попович и Тугарин Змей», реж. К.Бронзит; м/ ф «Илья Муромец и Соловей-разбойник», реж. В.Топчий; м/ф «Садко богатый», реж. В.Курчевский; м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке», реж. М.Цехановский; м/ф «Сказка о мертвой царевне и семь богатырях», реж. И.Иванов-Вано; м/ф «Сказка о царе Салтане», реж. И.Иванов-Вано; м/ф «Сказка о золотом петушке», реж. О.Снежко-Блоцкая; м/ф «Ванька Жуков», реж. Л.Зарубин; м/ф «Каштанка», реж. Н.Орлов; м/ф «Человек в футляре», реж. Л.Зарубин; м/ф «Алиса в стране чудес», реж. Е.Пружанський; м/ф «Алиса в стране чудес», реж. У.Дисней; м/ф «Лягушка-путешественница» (по одноименному произведению Гаршина), реж. А. Трусов, В. Котеночкин.
8 Раздел 3. Жанровое и стилевое многообразие литературы и кино. Тема. Семейная литература в кинематографе. К/ф «Сорок чертей и одна зеленая муха» (киножурнал «Ералаш») (по рассказу Д.Моска); к /ф «Почему мы так говорим?» (киножурнал «Ералаш») (по рассказу Л.Измайлова); Сказки А.Роу: «Василиса Прекрасная», «Новые приключения кота в сапогах», «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Марья -искусница», «Варвара-краса, длинная коса», «Огонь, вода и медные трубы »; Фильм-сказка «Там, на неведомых дорожках», реж.               М. Юзовский (по сказке Э.Успенского «Вниз по волшебной реке»); х/ф «Белый Бим черное ухо», реж. С.Ростоцкий (по повести Г.Троепольского) х/ф «Планета», реж. И.Белостоцкий (по произведению В.Крапивина «Такая планета»); х/ф «В поисках капитана Гранта», реж. С.Говорухин (по произведению Ж.Верна); м/ф «Приключения капитана Врунгеля», реж. Д.Черкасский; х/ф «Новые приключения капитана Врунгеля», реж. Васильев (по произведению А.Некрасова); х/ф «Детство Темы», реж. А.Стрижевска (по произведению М.Гарина-Михайловского) х/ф «Сверчок за очагом», реж. Л.Нечаев (по произведению Ч. Диккенса «Рождественские истории»); х/ф «Чучело», реж. Р.Быков (по произведению В.Железникова) х/ф «Человек-амфибия», реж. А.Атанесян (по произведению А.Беляева); х/ф «Человек-амфибия», реж. Г.Казанский (по произведению А.Беляева); м\ф «Чертенок с пушистым хвостом», реж.А.Резников (по мотивам произведений О'Генри); х/ф «Деловые люди», реж. Л.Гайдай (по мотивам произведений О'Генри); х/ф «Степь», реж. С. Бондарчук (по произведению              А. П. Чехова «Степь»)
9 Раздел 2. Теория литературы и кино. Художественные и кинематографические средства выразительности. х/ф «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», реж. В.Тарасов (по произведению В. Скотта); х/ф «Отверженные», реж. Ж.Дайан (по произведению В. Гюго); м/ф «Козетта», реж. А.Буров (по произведению В. Гюго); х/ф «Шинель», реж. В.Фокин (по произведению Н. В. Гоголя); фильм-опера «Евгений Онегин», реж. Р.Тихомиров; х/ф «Онегин», реж. М.Файнс (по произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин»); спектакль «Свадьба Фигаро », реж. М.Захаров (по произведению П. Бомарше); х/ф «Трое в лодке, не считая собаки», реж. Н.Бирман (по произведению Дж.К.Джерома); фильм-балет «Ромео и Джульетта», сценарий и постановка Л.Арнштак (по одноименному произведению Шекспира).
9 Раздел 3. Жанровое и стилевое многообразие литературы и кино. Тема. Научно-популярное кино и литература.  «Живой Пушкин» (цикл передач Л.Парфенова) д / ф «Александр Пушкин. Гении и злодеи уходящей эпохи», реж. В.Харченко-Куликовский, Ю.Маврина и др.; д/ф «Двух гениев полет. Н. Гоголь и Ф. Достоевский », реж. И.Золотусский; д/ф «Николай Гоголь. Гении и злодеи уходящей эпохи», реж. В.Харченко-Куликовский, Ю.Маврина и др .; д/ф «Птица-Гоголь», реж. Л.Парфенов; д/ф «Кудесник света Архип Куинджи», реж. Г. Иванова.
9 Раздел 3. Жанровое и стилевое многообразие литературы и кино. Тема. Драматические жанры в кино и литературе. Спектакль «Ромео и Джульетта», реж. А.Эфроса (по произведению Шекспира); «Гамлет», реж. Г.Козинцев (по произведению Шекспира); «Король Лир», реж. Г.Козинцев (по произведению Шекспира); спектакль «Мещанин во дворянстве», реж. В.Шлезингер (по произведению Мольера); спектакль «Мнимый больной», реж. С.Женовач (по произведению Мольера)
9 Раздел 4. Экология общечеловеческих ценностей в кино и литературе. Тема. Любовь к родине как основополагающая тема в литературе и кино. М/ф «Сказание про Игорев поход»,реж.        С. Эйзенштейн; х/ф «Шахтеры», реж.           С. Юткевич; х/ф «Я люблю», реж. Л. Луков.
10 Раздел 2. Теория литературы и кино. Тема. Литературный источник и его экранизация.   Х/ф «Бесприданница», реж. Я.Протазанов (по произведению А. Островского); х/ф «Жестокий романс», реж. Э.Рязанов (по произведению А.Островского «Бесприданница»); х/ф «Кое-что из губернской жизни», реж. Б.Галантер (по мотивам рассказов Чехова «Юбилей», «Свадьба»); «Гобсек», реж. К. Еггерт (по произведению Бальзака); «Синяя птица», реж. Дж.Кьюкор (по произведению                  М. Метерлинка); «Завтра была война», реж. Ю. Кара (по одноименной повести Б. Васильева).
10 Раздел 3. Жанровое и стилевое многообразие литературы и кино. Тема. Художественная литература и художественное кино. Х/ф «Фараон», реж. Е.Кавалерович; «Кукла», реж. В.Хас (по произведениям Б.Пруса); х/ф «Огнем и мечом», реж.Е.Гофман (по произведению Г. Сенкевича); х/ф «Тарас Бульба», реж. В.Бортко (по произведению Гоголя); х/ф «Каменная душа», реж. С.Клименко (по повести Г.Хоткевича); х/ф «А зори здесь тихие», реж. С.Ростоцкий (по произведению Б.Васильева); х/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»», реж. И.Масленников (по произведениям А.Конан Дойла) х/ф «Приключения Шерлока Холмса», реж. А.Гринт; х/ф «Зеленый фургон», реж. А.Павловский (по произведению О.Козачинского); х/ф «Десять негритят», реж. С.Говорухин (по произведению А.Кристи); х/ф "Азазель", реж. О.Адабашьян (по произведению Б.Акунина); х/ф «Статский советник», реж. П.Янковский (по произведению Б.Акунина); х/ф «Турецкий гамбит», реж. Д.Файзиев (по произведению Б.Акунина); х/ф «Иван Грозный», реж.     С. Эйзенштейн; х/ф «Жизнь и судьба», реж. С. Урсуляк (по одноименному произведению Гроссмана).
10 Раздел 4. Экология общечеловеческих ценностей в литературе и кинематографе. Тема. Отражение общечеловеческих ценностей и этических проблем в литературе и кино. х/ф «Война и мир», реж. С.Бондарчук (по произведению Л.Толстого); х/ф «Анна Каренина», реж. О.Зархи (по произведению Л.Толстого); х/ф «Отцы и дети», реж. В. Никифоров  (по произведению Тургенева)
11 Раздел 2. Теория литературы и кино. Тема. Кинематографическая разработка литературного сценария режиссером. Х/ф «Вам и не снилось», реж. И. Фрэз (по произведению Г.Щербаковой); х/ф «Олеся», реж Б.Ивченко (по произведению Куприна); х/ф «Гранатовый браслет», реж. А.Роом. (по произведению Куприна); х / ф «Кукольный дом», реж. П.Гарленд. (по произведению Ибсена); х / ф «Моя прекрасная леди», реж. Дж. Кьюкор (по произведению Б. Шоу «Пигмалион»).
11 Раздел 4. Экология общечеловеческих ценностей в литературе и кинематографе. Тема. Образ человека и мира в литературе и кино конца ХХ – начала ХХІ вв. Х / ф «Портрет Дориана Грея», реж. В.Турбин (по произведению О. Уайльда); м / ф «Пуговица» реж. В. Тарасов; м/ф «Судьба», реж. С. Дали,           В. Дисней; х/ф «Перевоплощение», реж. В. Фокин (по произведению Ф. Кафки); м/ф «Очень старый человек с огромными крыльями», реж. В. Тарасов (по произведению Ф. Маркеса  «Старик с крыльями»); х/ф «Мастер и Маргарита», реж. В.Бортко (по произведению М. Булгакова); х/ф «Дороги Анны Фирлинг», реж. С. Колосов (по произведению Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети»); х/ф «Внезапный выброс», реж. Б. Ивченко (по одноименному роману В.Мухина); х/ф «Донецкие шахтеры», реж. Л. Луков; «Зеркало для героя», реж. В. Хотиненко (по мотивам одноименной повести С. Рыбаса).
11 Раздел 3. Жанровое и стилевое многообразие литературы и кино. Тема. Стилевое разнообразие литературы и кино ХХ-ХХI вв.   М/ф «Старик и море», реж. А.Петров; х/ф «Чума», реж. Л.Пуэнсо (по произведению         А.Камю); представление театра Петра Фоменко «Носорог», реж. И. Поповский (по произведению Э. Ионеско); х/ф «Визит дамы», реж. М. Козаков (по произведению Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы); м/ф «Ключ», реж. О. Педан; м/ф «Про Федота - стрельца, удалого молодца», реж. Л.Стеблянко; м/ф «Вперед, время», реж.           В.Тарасов; м/ф «Баня», реж. С. Юткевич и А. Каранович.

* Курсивом выделен тот материал, который может быть использован на уроках литературы родного края и гражданственности Донбасса.

 


 

Программа факультативного курса

Жизнь пьесы

9 класс

(1 час в неделю, 33 часа в год)

Составитель

Болгаров Михаил Владимирович, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципальной образовательной организации «Общеобразовательная школа № 22 города Енакиево», учитель русского языка и литературы, специалист высшей квалификационной категории, учитель-методист.

Аннотация

Программа факультативного курса «Жизнь пьесы» предназначена для обучающихся 9 класса общеобразовательных организаций, рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю) и связана со стремлением расширить и углубить знания девятиклассников по литературе, дать им дополнительный материал для анализа литературного произведения, повысить интерес к предмету, сочетая занятия с театральными аспектами жизни произведения, с предметами гуманитарного и  эстетического циклов.

Для повышения эффективности факультатива программой предусмотрено сочетание разных форм работы.

В процессе реализации образовательной и воспитательной задач учащиеся расширяют свой литературно-художественный кругозор, углубляют знания по ли­тературе, совершенствуют навыки самостоятельной работы, восприятия, анализа, обобщения и оценки не только художественного произведения, но и его театраль­ных воплощений. Ученики обогатят свой эмоциональный мир, разовьют память, воображение, художественный вкус, культуру устной и письменной речи, литера­турно – творческие способности.

Для учителей русского языка и литературы общеобразовательных организаций.

Содержание

п/п Название раздела программы
1. Пояснительная записка.
2. Учебно-тематический план курса.
3. Программа факультатива.
4. Приложение 1. Основные требования к знаниям девятиклассников в процессе работы (планируемые результаты).
5. Приложение 2. Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по факультативному курсу
6. Приложение 3. Список использованной и рекомендованной литературы.
7. Приложение 4. Список справочных ресурсов Интернета (для самообразования).

Пояснительная записка

 

Введение факультативного курса связано со стремлением расширить и углубить знания девятиклассников по литературе, дать им дополнительный материал, повысить интерес к предмету, сочетая занятия с театральными аспектами жизни произведения, с предметами гуманитарного и  эстетического циклов. Поэтому для повышения эффективности факультатива программой предусмотрено сочетание разных форм работы. Так, теоретические сведения подкрепляются практическими, экспериментальными, иллюстративными, творческими, информативными, консультативными, логическими, поисковыми, игровыми, семинарскими и зачётными заданиями, решением задач на сопоставление, которые помогают прочувствовать «жизнь» литературного произведения на сцене, устным словесным рисованием и др. В основу программы положен историко-литературный (хронологический) принцип построения материала (с учётом взаимодействия литературы и театрального искусства). Однако в некоторых случаях допускается смещение во времени, так как программа учитывает и моменты тематических, проблемных перекличек через годы, столетия, ведь произведения литературы и искусства связаны идеями, которые не знают ограничений во времени. Именно поэтому на первый план выдвигается то, что, по мнению М. Горького, называется человековедением: рассмотрение судеб людей (как писателей, героев литературных произведений, так и тех, кто «даёт» жизнь пьесе на сцене). Программа предлагает принцип вариативности, то есть выбор учителем и учениками наиболее интересных произведений, театральных постановок, методов и форм изучения определённой темы. Но даже в условиях выбора ученики получат конкретное представление о литературном процессе и его влиянии на развитие театра определённого периода, о нравственных исканиях не только писателя, но и тех, кто создаёт спектакль, о месте этих видов искусства в духовной жизни общества. Этому может содействовать творческое, заинтересованное сотрудничество школы и местного театра (пусть даже самодеятельного). Цель такой работы – дальнейшее развитие самостоятельности школьников в эстетических и нравственных оценках, в умении создавать «элементы» спектакля, быть «в роли» драматурга, художника, библиотекаря, дизайнера, костюмера, актёра, режиссёра, критика и т.д., то есть нужно развивать «дар творчества». Учитываются и межпредметные связи. Факультативные занятия нужно строить с привлечением слайдов с изображением театров мира (в особенности – Европы) (архитектура), с использованием инсценирования эпизодов (сценическое искусство), с составлением небольших сообщений (рубрика «История-литературе»), с проведением литературных конкурсов, заочных экскурсий (литература, география), со слушанием музыкальных произведений к спектаклю (музыкальное искусство), созданием декораций, иллюстраций (изобразительное искусство, трудовое обучение). Заинтересовав учеников таким образом, мы найдём решение поставленной задачи расширения эстетических горизонтов личности. Перед формулировкой выводов учителю необходимо задать девятиклассникам два вопроса сквозного характера (после каждой темы (подтемы)): «Каковы истоки того или иного театра? Что нового он (театр) внёс в историю культуры?»

Формулируя выводы, ученик должен подчеркнуть те условия, которые вызвали появление театра, указать на взаимосвязь литературы и театрального искусства, их взаимообогащение и влияние на развитие человека.

В процессе реализации образовательной и воспитательной задач участники факультатива расширяют свой литературно-художественный кругозор, углубляют знания по литературе, совершенствуют навыки самостоятельной работы, восприятия, анализа, обобщения и оценки не только художественного произведения, но и его театральных воплощений. Ученики обогатят свой эмоциональный мир, разовьют память, воображение, художественный вкус, культуру устной и письменной речи, литературно - творческие способности.

Программа «Жизнь пьесы» ориентирует и учителя, и ученика на широкую творческую инициативу и самостоятельность, что является приоритетной за­дачей современной школы (Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», Государственный стандарт основного общего образования). При подготовке к факультативным занятиям следует пользоваться списком литературы, который поможет как учителю, так и ученику.

Курс «Жизнь пьесы» рассчитан на 33 часа в год (1 час в неделю) и вполне реализуем.

 

Учебно-тематический план факультативного курса

Название раздела и темы Кол-во часов Основные формы работы и контроля
Тема 1. Введение. 1.1. Проблема традиций и новаторства в искусстве. 1.2. Тяга человека к театральному искусству. Истоки театра. Взаимодействие театра и литературы. 1 Практикум Компаративный анализ Самостоятельная работа
Тема 2. Античный театр. Древняя Греция. 2.1. Происхождение древнегреческой драмы и театра. 2.2. Организация представлений. 2.3. Актёры. Хор. Зрители. 2.4. Новая аттическая комедия (Менандр «Брюзга»). 2.5. Мимы, пантомимы, флиаки. 2.6.Традиции античного театра в современном театре. 2 Самообразование Практикум Творческие задания Заочная экскурсия Краткий анализ литературных произведений, изучаемых в теме занятия.
Тема 3. Античный театр. Древний Рим. 3.1. Истоки римского театра. Народная драма. 3.2. Появление литературной драмы (Плавт «Привидение», Публий Теренций Афр «Самоистязатель»). 3.3. Создание нового стиля (Сенека «Тиэст»). 3.4. Паллиата и тогата. Литературная ателлана. Мим. 3.5. Пантомима. Пирриха. 3.6. Зрелища цирка и амфитеатра. 2 Самообразование Практикум Групповые и индивидуальные задания Заочная экскурсия Краткий анализ литературных произведений, изучаемых в теме занятия.
Тема 4. Театр средних веков. 4.1. Историческая обстановка в Европе в эпоху средних веков и её влияние на становление театра. 4.2. Гистригоны. 4.3. Литургическая и полулитургическая драма («Рождение Христа»). 4.4. Светская драма (Адам де ла Аль «Игра в беседке»). 4.5. Миракль («чудо»). 4.6. Мистерия (Миколай из Вильковецка «История о славном воскресении Господнем»). 4.7. Моралите. 4.8. Фарс. 4.9. Действия цензуры и «отцов города» при появлении нового в средневековом театре. 2 Самообразование Практикум Ораторское искусство Краткий анализ литературных произведений, изучаемых в теме занятия.
Тема 5. Театр эпохи Возрождения. Часть 1 . Италия. 5.1.1. Пролог – основная часть, предшествующая любой комедии эпохи Ренессанса. 5.1.2. Лудовико Ариосто – родоначальник драматургии Ренессанса («Сундук»). Радость жизни в «учёной комедии» (Н. Макиавелли «Мандрагора»), сатира человеческой жизни (Пьетро Аретино). 5.1.3. Трагедия. 5.1.4. Пастораль. 5.1.5. Commedia dell' arte – «комедия мастерства». 5.1.6. Театр «мастеров сцены» и актёры-импровизаторы. 5.1.7. Особенности сцены театра. Часть 2. Испания. 5.2.1. Лоа – пролог к испанскому спектаклю эпохи. 5.2.2. Деление на хорнады, особенности каждой из них. 5.2.3. Главное содержание испанской драмы. Сервантес и Лопе де Вега. 5.2.4. Три легендарные постановки пьесы «Фуэнте Овехуна». 5.2.5. Действующие лица и их роль в постановке пьес на сцене. Часть 3. Англия. 5.3.1. Трагедия Марло «Тамерлан Великий» - начало великой эпохи. 5.3.2. «Университетские умы» – создатели нового театра. 5.3.3. Сцена. Актёры. 5.3.4. Литературные и сценические открытия В. Шекспира. 5.3.5. Постановки пьес В. Шекспира театрами мира. 6 Самообразование Практикум Творческие задания Поисковая работа Сравнительный анализ Инсценировка Зачёт Ответы на вопросы Пересказ от лица персонажа Заочная экскурсия Краткий анализ литературных произведений, изучаемых в теме занятия.  
Тема 6.Театр французского классицизма 6.1. Эстетика классицизма и её влияние на создание пьес. Театр и актёры. 6.2. «Ораторы труппы» (Флоридор, Мольер). 6.3. Трагедии Корнеля и Расиновский этап в развитии литературы и театра. 6.4. Новая драма (Корнель «Гораций», Расин «Александр Великий»). 6.5. Гений Мольера. 6.6. Влияние Мольера на развитие мировой драматургии и театра. 6.7. Постановки пьес Мольера ведущими театрами мира. 3 Практикум Исторический портрет Рецензия Обсуждение реферата Составление тезисов Ответы на вопросы Зачёт
Тема 7. Театр эпохи Просвещения. 7.1.1. Просветить человеческие головы - девиз философов и писателей 18 века. 7.1.2. Появление «Пролога», или «Беседы». 7.1.3. Филдинг, Голдсмит, Фаркер, Шеридан – создатели сатирической комедии. Часть 1. Англия. 7.2.1. Сценическое искусство английского Просвещения. 7.2.2. Заслуга Гаррика в постановке пьес Шекспира. Часть 2. Франция. 7.2.3. Роль «Комеди Франсез» в популяризации драматических произведений эпохи. 7.2.4. Ярмарочные театры. 7.2.5. Расиновская и Мольеровская школы. 7.2.6. Вольтеровский театр. 7.2.7. Дени Дидро – любитель и знаток театра. 7.2.8. Создание «серьёзной комедии». 7.2.9. Пьер Бомарше. 7.2.10. Постановка комедии «Женитьба Фигаро» ведущими театрами мира. Современное звучание пьесы. Часть 3. Италия. 7.3.1. Украшение театра и сцены. Развитие театра. 7.3.2. Великий «живописец природы» 18 века (К. Гольдони). 7.3.3. Влияние Гольдони на современный театр. Часть 4. Германия. 7.4.1. Сценическое искусство Германии: Лессинг, Шиллер. 7.4.2. Драматургия молодого Гёте. 5 Самообразование Практикум Заочная экскурсия Решение проблемных задач Зачёт Краткий анализ литературных произведений, изучаемых в теме занятия.
Тема 8. Зарождение, становление и развитие российского театра. Часть 1. Становление театра России. 8.1.1. Народный театр. Судьба различных фольклорных жанров. Зарождение жанра народной драмы. Постановка драм. 8.1.2. Театр Петрушки. Скоморохи. 8.1.3. Русский «Петрушка» и украинский «Вертеп». 8.1.4. Использование традиций народного театра мастерами художественного слова (А.С. Пушкин, А.Н. Островский). Часть 2. Сценическое искусство России. 8.2.1. Литературная и общественно-политическая ситуация в России 60-80 годов 18 века. 8.2.2. Состояние русской комедии до написания «Недоросля»: а) Ф. Прокопович; б) сатиры А. Кантемира и их близость к комедиям; в) создание русской комедии нового типа (А.П. Сумароков); г) «переложение иностранных образцов на русские нравы» (В.И. Лукин «Мот, любовью исправленный»); д) «русский для представления комедий и трагедий театр» (театр Ф.Г. Волкова); е) рождение оригинальной и национальной драматургии (Д. И. Фонвизин «Бригадир»); ж) создание «Недоросля». Комедия Фонвизина и западноевропейские параллели. 8.2.3. Пьеса «Недоросль» и современные её постановки. 7 6 Самообразование Практикум Творческие задания Исследование Компаративный анализ Лексический анализ Устное словесное рисование Решение проблемных задач Зачёт Краткий анализ литературных произведений, изучаемых в теме занятия.
Тема 9. Семинар. 9.1. Семинарское занятие по проблеме «Фонвизин – Крылов – Грибоедов – Пушкин – Гоголь». 9.2. Практическая часть семинара. 2 Семинар: теоретическая и практическая части
Тема 10. «Театральные подмостки» (итоговые замечания). 10.1. Уроки развития театра: от античности до нынешнего времени. 10.2. Современный театр и его влияние на состояние человеческих отношений. 10.3. Выдающиеся спектакли прошлого и настоящего на сценах разных стран мира. 10.4. Великие актёры прошлого и современности и их роль в развитии театрального искусства. 10.5. Лучшие композиторы – авторы музыкальных либретто к спектаклям. 10.6. Непревзойдённые художники – создатели декораций, костюмов. 10.7. Театральная карта стран бывшего СССР. 10.8. Государственный и провинциальный театры – составная часть театрального пространства страны (на примере театров Донбасса). 10.9. Взаимосвязь художественной литературы и театра. 10.10. Секрет успеха спектакля у зрителя. 4 Самообразование Практикум Творческие задания Заочное знакомство

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!