Пустота не имеет ни краев, ни границ.



У сознания тоже нет ни краев, ни границ.

Пустота неисчислима, сознание неизмеримо.

Иметь сознание — значит иметь края и границы.

Быть свободным от сознания — значит быть без краев и границ.

Тот же тезис мы встречаем в древнейшем чаньском тексте — “Надписи о вере в сердце”, где есть такие строки:

Не следуй условиям существования.

Не думай, что пребываешь в пустоте.

Пестуй цельность в своем тигле,

Все прекратится само собою...

У знаменитого чаньского патриарха Хуэйнэна (VII в.) недуа- листичность подлинного сознания трактуется в категориях еди- новременного “не-входа” и “не-выхода” по отношению к тому или иному состоянию: “И во входе, и в выходе держишься в стороне от обеих сторон. Когда выходишь навстречу вещам, держишься в стороне от вещей. Когда входишь вовнутрь для постижения пус- тоты, держишься в стороне от пустоты”.

Проповедуя идею недуалистичности истины, чаньские учите- ля часто прибегали к методу последовательного отрицания пар оппозиций, относящихся к субъектно-объектному делению мира. Так, известный чаньский мастер Линьцзи изложил сущность сво- ей “техники” просветления в следующих словах:

Иногда я убираю окружающий мир и оставляю человека.

Иногда я убираю человека и оставляю окружающий мир.

Иногда я убираю и человека, и окружающий мир.

Иногда я оставляю и человека, и окружающий мир.

В другой чаньской школе, носившей название Цаодун, была принята схема “Пяти положений” (у вэй), обозначающая все возможные соотношения абсолютного и относительного, или Господина и Слуги. Эти Пять положений выглядели следующим образом:

1.Истинное во мраке (абсолют пребывает в мире явленного). Господин смотрит на Слугу.

2.Мрак в истинном (явленное пребывает в абсолюте). Слуга обращен к Господину.

Судя по документам, найденным в Дуньхуане, ранние чань- ские учителя охотно ссылались на махаянистское понятие пер- вого “удобного средства спасения” (санскр. упайя), которое означало, что в сознании, воистину упокоенном и свободном от думания, сама собой проявится природа Будды. Признавали чаньские наставники и второе средство спасения, согласно уче- нию Махаяны: “достижение мудрости” (праджни), которая выше всех разграничений и понятий. Третье “удобное средство спасе- ния”, фигурирующее в раннечаньских текстах, — это “непости- жимое освобождение” сознания, которое свершается предельно легко и естественно. Четвертое средство спасения — “раскрытие подлинной природы всех дхарм”. Оно становится возможным вследствие того, что “сознание, не проявляющее себя, есть сосре- доточенность”. Наконец, пятое средство состоит в понимании того, что “различий не существует”. В этом состоянии нет препят- ствий, создаваемых размышлениями и прочей деятельностью сознания.

Судя по тем же текстам, раннечаньский метод медитации сво- дился к так называемому чистому созерцанию сердца, который означал “сосредоточенность” (дин) и “оберегание” (шоу) созна- ния. Оба эти термина, заметим, не имели узнаваемых прототипов в санскритской литературе, зато с древности имели широкое хо- ждение в даосской традиции. Подобно даосам, чаньские учителя более всего предостерегали от попыток “использовать сознание для того, чтобы удерживать сознание”. В школе Чань придавалось первостепенное значение сидячей медитации, но цель этого сиде- ния заключалась не в устранении чувственного восприятия, кото- рое вводит подвижника в состояние некоего транса и забвения, и не в достижении некоего химерического покоя, приверженность которому, вообще говоря, считалась в чань-буддизме самым тяж- ким пороком. “Чистое созерцание” Чань предполагало, скорее, необычайно чуткое осознавание всех восприятий, что на самом деле и освобождает сознание от привязанности к физическому миру. Если обыкновенный человек вслушивается только в слы- шимое, то бодхисатва вслушивается — и, следовательно, бдит, бодрствует — даже в моменты полной тишины. Его бытие есть слушание без звуков, созерцание без образов. Просветленное соз- нание не проводит различия между единым и не-единым, явлен- ным и сокрытым, и потому “нигде не пребывает” (у чжу) — тезис, заставляющий вспомнить даосскую формулу, гласящую, что мудрый “в самом себе не имеет где пребывать”. Фокус просвет- ленного сознания одновременно нигде и везде: так сознание ос-

ственно предшествовали опыту пробуждения. Так случилось уже с преемником Бодхидхармы, Хуэйкэ, в исступлении отрубившим себе руку, чтобы доказать свою преданность Чань.

“Молю вас, учитель, успокоить мое сознание”, — крикнул тогда Хуэйкэ Бодхидхарме.

“Принеси мне свое сознание, и я успокою его”, — ответил су- ровый учитель.

“Но каждый раз, когда я начинаю искать свое сознание, оно пропадает!” — воскликнул Хуэйкэ.

“Вот видишь, я уже успокоил твое сознание!” — резюмировал Бодхидхарма.

Предание гласит, что в этот момент Хуэйкэ и пережил пробу- ждение.

Позднейшие чаньские летописцы сошлись на том, что их школу отличают четыре принципа:


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!