Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 225 страница



 

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. С. 94.

Бебель А. Женщина и социализм. С. 574; Энгельс Ф. Происхождение семьи, ча­стной собственности и государства. С. 138.


 

362


нение медицинской литературы о контрацептивных средствах», и считал, что все люди имеют на это право1.

 

Коллонтай в эти годы практически не уделяла внимания про­ блеме абортов и контрацепции. Как и другие социалисты, она за­ ботилась о рождении ребенка и об облегчении родов. Исходя из сделанного Эллен Кэй акцента на материнстве (при наличии или отсутствии мужа), Коллонтай в «Социальных основах...» рас­ сматривала данную проблему как основную, как составляющую суть жизни женщины. С другой стороны, Коллонтай настойчиво стремилась к тому, чтобы сделать материнство возможным и не­ обременительным для женщины любого класса, вне зависимости от того замужем она или нет, обращая основное внимание на не­ обходимость выплаты пособий работавшим матерям. Незадолго до войны она написала брошюру «Работница-мать», которая впо­ следствии стала основой для ее более фундаментального иссле­ дования «Общество и материнство» (1915). Со своей обычной язвительностью Коллонтай описала легкую участь буржуазной женщины, готовящейся стать матерью, которую все холят и леле­ ют. Ей она противопоставила изможденную работницу с высо­ хшей грудью, больную и загруженную работой, которая сразу же после родов вынуждена возвращаться на фабрику, без малейшей надежды на то, что она сможет обеспечить новорожденному ре­ бенку хорошее кормление или надлежащую заботу. Требования Коллонтай представляли собой проект будущей программы Со­ ветской России по охране материнства: шестнадцатинедельный оплачиваемый отпуск, общедоступные роддома, создание надле­ жащих условий работы, перерывы для кормления ребенка2.

 

За исключением работ Прудона и представителей его школы, социалистические утопии XIX в. (даже самая ранняя из них «Ruvarebohnb 1808 г.) стремились придать семье форму некойкоммуны с тем, чтобы освободить женщин от домашней работы для иных занятий. Марксистскую версию данной идеи привел Эн­ гельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государ­ ства»: «Единичная семья перестает быть экономической ячейкой общества. Частное домашнее хозяйство превращается в общест­ венное производство. Воспитание и образование детей становится общественным делом». До 1890-х гг. большинство немецких

 

1 Бебель А. Женщина и социализм. С. 184, 579; К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ле-нин о женском вопросе. С. 77-79. К написанию в 1913 г. статьи в «Правду» Ле­ нина подтолкнули дискуссии 12-го Съезда Общества русских врачей в память Н.И.Пирогова в Санкт-Петербурге о контроле за уровнем рождаемости.

 

Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. С. 197-204, 226-231; Она же. Работница-мать. М., 1918.


 

363


социалистов (за исключением Бебеля) избегали говорить о дета­ лях будущей общественной жизни, что было реакцией на чрезмер­ ный утопизм их французских предшественников. Однако в 1890-х гг. создание утопий вновь вошло в моду, на этот раз под влиянием технического прогресса. В предисловии к работе Карла Боллода «Взгляд на государство будущего» (1898) Каутский объяснял, что новые утописты пытаются ответить на конкретные вопросы рабо­ чих о грядущем освобождении. Книга Бебеля «Женщина и социа­ лизм», первоначально широко распространявшаяся легально, на­ пыщенно вещала о том, что электричество даст возможность по­ ставить процесс приготовления пищи на научную основу (чистить овощи, мыть посуду) и в конечном итоге упразднит кухню - этот загон для женщины-рабыни. Такой же популярностью, как «Жен­ щина и социализм», среди немецких рабочих пользовалась утопия Эдварда Беллами «Оглядываясь назад» (1888), в которой человек, живущий в 2000 г., на вопрос о домашней работе отвечает: «Там нечего делать». Все обеспечивает электричество; женщины сво­ бодны для производства и представляют собой «армию», ведомую своей собственной «генеральшей». Однако наиболее законченная картина семейной жизни будущего содержится в книге Лили Бра­ ун «Женский труд и домашнее хозяйство» (1901). С ее точки зре­ ния, ячейкой будущего общества будет коммуна из 50-60 семей, проживающих в современном здании, в котором имеются общая прачечная, общая кухня и столовая, где члены коммуны могут принимать пищу или отдыхать, а также другие подсобные поме­ щения и службы. Кроме того, в здании будет и общая игровая ком­ ната для всех детей, а руководство всей коммуной будет осуществ­ ляться женщиной-директором1.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!