Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 222 страница



 

качестве додели будущих отношений между полами боль­ шинство марксистов представляли себе не череду любовных похо­ ждений, а новую форму «брака» или любовного союза. И хотя употребляемая терминология крайне неточна, тем не менее разни­ ца между этими двумя образами жизни вполне ясна. Какую форму должен был принять «брак»?_Прежде всего женщина как равно­ правный член будущего социалистического общества имеет такое же право «выбирать» себе пару, как и мужчина. С этим соглаша­ лись все социалисты. Однако подробности брака и свадебной це­ ремонии описываются только в работе Исаева. Автор настаивал на том, что новая социалистическая мораль будет характеризоваться любовью к работе, честными отношениями, гуманизмом, терпимо­ стью, отсутствием жадности, чувством собственного достоинства,

 

Первую публикацию писем см.: Большевик. 1939. № 13. С. 58-62; переиздание см.: К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин о женском вопросе. С. 179-183. См. также: Подляшук П. Товарищ Инесса. С. 161-163; Крупская Н.К. Избранные педагоги­ческие сочинения. М., 1965. С. 123; Арманд И. Статьи, речи, письма. С. 208-209, 230,238-239,246-250.


 

358


ненавистью к ложному патриотизму, космополитизмом. При этих условиях женщина может свободно сказать: «Я хочу быть вашей женой», и мужчина-социалист, не боясь оскорбить ее достоинство, вполне может отказать ей. Заключение брака не должно быть об­ ременено ни юридическими, ни свадебными формальностями, а должно ограничиваться простым провозглашением этого факта перед лицом нескольких друзей. При желании жена может оста­ вить девичью фамилию - новшество, которое в советском общест­ ве нашло долговременную поддержку1.

 

Как же насчет самого брака, характера супружеских отноше­ ний и их продолжительности? В 1842 г. Маркс с благоговением говорил о том, что нравственная красота, которая придает естест­ венному инстинкту характер духовного союза, есть духовнаясущность брака. Энгельс, описывая историю моногамной семьи,осыпал ее насмешками. Наиболее ярким примером его язвитель­ ности и в то же время типичным образцом квазибиологической иронии XIX в. служат его слова: «И если строгая моногамия яв­ ляется вершиной всяческой добродетели, то пальма первенства по праву принадлежит ленточной глисте, которая в каждом из своих 50-200 проглоттид, или члеников тела, имеет полный жен­ ский и мужской половой аппарат и всю свою жизнь только и де­ лает, что в каждом из этих члеников совокупляется сама с со­ бой». Хорошо известны резкие комментарии Энгельса по поводу современного ему состояния буржуазного брака. Однако в итоге Энгельс признавал, что не существует иной приемлемой модели союза любящих людей, кроме супружеского союза, лишенного капиталистической собственности. Бебель же прямо утверждал, что брак необходимо заключать со всей серьезностью, осознавая все обязательства, вытекающие из него, и с расчетом на его дол­ говечность. А немецкий марксистский справочник (впоследст­ вии переведенный на русский) гласил, что «социализм - и мы это-подчеркиваем - не стремится к уничтожению или изменению института брака»2.

 

Между тем взгляды на свободу и равенство полов, которых твердо придержались все социалисты, привели к двум вопросам, которые нельзя было обойти: «Должен ли брак (или союз) быть

 

Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959. С. 546-547; Исаев АЛ. Чего ожи­дать женщине от социализма? Штутгарт, 1903. С. 8-10. Его общие взгляды на социалистическую мораль см.: Исаев АА. О социализме наших дней. Штутгардт, 1902. С. 268-309; Isaieff АА. Les Grandes hommes et le milieu social. Paris, 1912.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!