Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 220 страница
Изредка социалисты задавались вопросом, оправданны ли бес порядочные половые связи без любви и брака? Замечания немец ких теоретиков не оставляют на этот счет никаких сомнений, не смотря на то что они отрывочны и зачастую опубликованы много лет спустя после написания1. Маркс считал любовь (не секс) за вершающим этапом формирования личности; а из его писем к жене и заметок 1844 г. о взаимоотношениях между полами ясно, что он нетерпимо относился к случайным будуарным похождени ям. Энгельс более определенно противопоставлял просто секс (эрос) - односторонний, легкий, быстротечный - «индивидуаль ной половой любви» - взаимной,, сильной и неизменной. В конце своего известного анализа о происхождении моногамной семьи он предсказывал, что при социализме любовь, «далекая от исчезнове ния, только^еще начнет полностью осознаваться». Тоном, который порадовал бы любую феминистку тех дней, он провозгласил, что тогда и мужчины станут не менее моногамными, чем женщины.
|
|
|
|
Соглашаясь с Энгельсом, Бебель лишь добавил, что чувствен-ные потребности являются вполне нормальными и не наносят вре да здоровью, но что «чрезмерная сексуальная страсть гораздо более вредна, нежели ее отсутствие». «Человек, - объяснял он, - не зверь: для высшего удовлетворения его самой сильной потребно сти недостаточно удовлетворения одной только физической сто роны; ему необходимо также и духовное единение с тем сущест вом, с которым он вступает в связь». Каутский сохранил эти идеи
|
|
качестве официальной партийной догмы: «Социалисты... утвер ждают, что идеальная любовь, в противоположность сообществу жен и любому сексуальному гнету и вольности, будет основанием для супружеских связей в социалистическом содружестве, и что чистая любовь сможет восторжествовать лишь в этой системе»2.
|
|
Анализ взглядов Маркса и Энгельса на вопросы секса см.: Meyer A.G. Marxism and the Woman's Movement / / Women in Russia / Ed. by D.Atkinson, A.Dallin, G.Lapidus. Stanford, 1977.
К.Маркс, Ф.Энгельс и В.ИЛенин о женском вопросе. С. 110-111, 170-174; Engels F. The Origin of the Family, Private Property, and the State. Moscow, 1952.P. 126-128, 125, 136, 135; Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959. C. 150; Kautsky K. The Class Struggle (Erfurt Program). Chicago, 1910. P. 27.
Когда мы переходим на русскую почву, то ситуация становит ся еще более неопределенной. Несомненно Россия позаимствова ла умеренные, сугубо деловые взгляды немцев на «сексуальный вопрос» вместе с остальной марксистской теорией, однако они наложились на традицию сексуальной свободы, унаследованную русскими «левыми» от нигилистов, которые в свою очередь были вдохновлены ранним французским социализмом. Результатом явилась зарождавшаяся дихотомия (еще неявная в те годы) меж ду двумя традициями. Трудность в выявлении признаков буду щего раскола среди русских частично объясняется уклончиво стью тех, кто писал о данном предмете, и частично - малочислен ностью подобных авторов: у меньшевиков - это Коллонтай; у большевиков - Ленин и Крупская. Об отсутствии внимания со стороны основных теоретиков социал-демократов к данной про блеме свидетельствует то обстоятельство, что наиболее разрабо танный план будущей сексуальной культуры вышел из-под пера ныне забытого марксистского экономиста тех дней Андрея Исае ва - «Чего ожидать женщине от социализма?».
Скорее всего коллонтай впервые публично высказала свои взгляды на секс и любовь в своей речи «О семейном вопросе», произнесенной в 1908 г. в Дерптском университете. «Социализм
только социализм, - сказала она, - приведет к полному равно правию и независимости женщин, к государственной заботе о де тях и свободе в сфере любви». По свидетельствам очевидцев, речь была восторженно воспринята молодыми людьми; однако краткость и нечеткость отдельных положений речи снизили ее ценность. Когда Коллонтай писала «Социальные основы женско го вопроса», она уточнила некоторые положения, но даже и здесь она по-прежнему выражалась достаточно неопределенно. Основ-ная причина этого заключается в том, что автор, решив утвердить новую «классовую» мораль взамен старой, выступила с нападка ми не только на «буржуазный» брак (что было достаточно легко), но и на всю русскую традицию «свободной любви», которая, с точки зрения Коллонтай была присуща буржуазной интеллиген ции и в особенности надменным, самодостаточным, «эмансипи-рованным» женщинам. Многочисленные страницы витиеватых пассажей были посвящены тому, чтобы доказать, что «свободная любовь» не является решением сексуальных проблем рабочего класса. Свободной любви она противопоставила новую «проле тарскую мораль». Коллонтай опиралась на работы Энгельса и Бебеля, которые объявили рабочий класс единственным храни телем чистого сексуального этоса, незапятнанного собственно стью, тяжбами и борьбой за наследство. Вторя им, Коллонтай
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!