Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 219 страница
Когда мы пытаемся дать оценку «пролетарскому женскому дви жению», картина в лучшем случае получается смешаной. «Больше вистский феминизм», как ег<у называли некоторые члены партии,
Воспоминания Самойловой и Менжинской см.: Коммунистка. 1921. Янв.-февр. С. 12-15; Женщины русской революции. С. 299; Женщины в революции. С. 108-111.
2 Работница. СПб., 1914. Были изучены только три номера. О других газетах см.: Из эпохи «Звезды» и «Правды» (1911-1914 гг.) М., 1921. С. 123-125. О последст виях см: Самойлова К.И. В объединении - залог победы. С. 14-18. Часть переписки, содержавшейся в «Работнице», см.: Арманд И. Статьи, речи, письма С. 211-217.
|
|
353
12 Заказ 5510
оказался окруженным враждебным отношением и равнодушием в значительно большей степени, нежели его обычный соперник - умеренный феминизм. Рабочие продолжали возмущаться конку ренцией со стороны женщин на рынке труда даже после револю-цииГЛидеры различных марксистских групп практически не были заинтересованы в организации движения женщин. Одни считали это напрасной тратой времени, сил и денег, другие находили в этом ненужный привкус чистого феминизма - движения, к которому презрительно относился любой уважающий себя социалист, будь он мужчина или женщина. В этом вопросе большевики были не хуже й не лучше других социалистов. Действительно, Ленин в го раздо большей степени, чем большинство его коллег по партии, как меньшевиков, так и большевиков, понимал проблемы женщин и симпатизировал им, однако он пришел к этому пониманию доста точно поздно и не придавал женскому вопросу боль^йрго значения. Но более негативное значение имело то, что сами радикалки, кото рые могли бы быть полезными в проведении политической работы среди своих менее просвещенных сестер, в большинстве своем де монстрировали глубокое презрение к «женской» деятельности. Ко гда Коллонтай попросила Веру Засулич оказать помощь женскому клубу, та ответила, что считает это предприятие бесполезным. Именно против такого отношения и вынуждены были бороться со-циал-демократки в предреволюционные годы. Как это ни печально, им пришлось вести эту борьбу и после победы большевиков.
|
|
|
|
|
|
3. Будущее семьи
Нарисованную нами картину марксистского учения о женском вопросе следует дополнить беглым обзором предполагаемых в со циалистическом будущем сексуальных и семейных отношений. Если политика эмансипации вызвала противостояние и соперни чество между феминистками и социалистками, то значительно бо лее глубокий и сложный «сексуальный» вопрос к этому не привел. Ни те, ни другие не уделяли ему большого общественного внима ния и не считали его предметом дискуссий. По этому поводу меж ду ними также существовали разногласия, но они не принимали острых и видимых форм. Большую важность имели расхождения психологического и идеологического характера среди самих со циалисток. Принимая во внимание те бурные разногласия, кото рые этот вопрос вызвал в постреволюционной политике, важно изучить их в контексте времени й места их возникновения. При этом необходимо учитывать, что марксистское учение весьма ту манно и неоднозначно высказывается о сексе; что использование
исторических примеров и прогнозы на «будущее» зачастую проти воречивы; некоторые мысли идеологов марксизма по этому вопро су, приводимые в этом параграфе, тогда еще были не опубликова ны, и потому были недоступны творцам революции. Эти обстоя тельства помогают объяснить ставящее в тупик использование ци тат из работ классиков марксизма обеими полемизировавшими сторонами во время советской сексуальной революции.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!