Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 221 страница
356
писала, что жизнь трудящегося мужчины и женщины обеспечи вает «более благоприятную почву для выработки [сексуальной] психологии будущего, чем в буржуазной среде»1. Так в чем же со стояла новая сексуальная жизнь и новая мораль?
своей работе «Положение рабочего класса в России» (1869) Берви-Флеровский описывал фабричную девушку, которая следо вала «первому позыву любви, первому сердцебиению», не ожидая брака. Вдалеке от своих деревень рабочие предпочитали вступать во внебрачные связи, забывая о церкви, законе и находившейся дома супруге. Коллонтай считала эти союзы, основанные на люб-ви, вполне естественными: «сердце не может ждать» законного брака. Она утверждала, что работницы предпочитали внебрачные связи замужеству из-за относительной свободы, которую они пре доставляли, и выходили замуж лишь в крайнем случае, возможно, для того чтобы обеспечить своих детей. Девственность при вступ лении в брак не была обязательной, и «девушка с прошлым» мог ла так же легко выйти замуж, как и любая другая. Конечно, при описании этой ситуации Коллонтай идеализировала реальное по ложение дел. Рисуя же будущее этих союзов (которые должны были быть «чисто нравственными»), она не смогла предложить ничего, существенно отличающегося от традиционного понятия «свободной любви». «Идеал свободной любви, рисующийся вооб ражению борющихся за свою эмансипацию женщин, несомненно, соответствует той норме общения между полами, которую устано вит коллективное общество». Коллонтай обещала объяснить позд нее разницу между пролетарской и буржуазной свободной любо вью. Не вызывает сомнения, что ее идеал сексуальной жизни неозначал беспорядочное получение'удовольствия ради него самого,
|
|
|
|
|
|
|
|
основывался на глубоком чувстве двух людей, и что промискуи тет рабочих по этой схеме имеет своей высшей целью поиск иде ального любовного партнера2.
Хотя Ленин никогда ничего не писал для печати о сексуаль ном вопросеГон, тем не менее, выразил свои взгляды на данный предмет в двух письмах к Инессе Арманд, написанных в 1915, но опубликованных лишь в 1939 г. В это время Инесса интересова лась проблемой сексуальной морали и хотела написать об этом
Речь Коллонтай см.: Союз женщин. 1908. Март. С. 16; Коллонтай А.М. Соци альные основы женского вопроса. С. 223; Энгельс Ф. Происхождение семьи, част ной собственности и государства. М., 1952. С. 118-119; Бебель А. Женщина и со циализм. М., 1959. С. 173-174.
2 Берви цит. по: Шишкин В.Н. Так складывалась революционная мораль: Исто рический очерк. М., 1967. С. 49—50; Коллонтай А.М. Социальные основы жен ского вопроса. С. 219.
357
брошюру, отчасти предназначенную ее юной дочери. В письме, в котором она обращалась к Ленину за советом, она употребила термин «свободная любовь», утверждая, что (цитата1гфйВОдится из ленинского ответа) «даже мимолетная страсть и связь» «по этичнее и чище», нежели «поцелуи без любви (пошлых и по шленьких) супругов». Ленин подверг этот тезис критике. В трех случаях он связывал «требование [женщинами] свободы в люб-ви^с буржуазной моралью. Ленин был согласен признать свобо ду от материальных интересов, от религиозных, общественных и родительских предрассудков, а также от узкобуржуазных пред ставлений о любви, но отнюдь не от «серьезности в любви». Ле нин не мог понять, почему Инесса противопоставляла мимолет ную страсть супружеским поцелуям - «мимолетная» (почему мимолетная?) и «страсть» (почему не любовь?). Он посоветовал противопоставить страсть «пролетарскому гражданскому браку по любви (с добавлением, что и мимолетная связь-страсть может быть грязной, а может быть и чистой)». Судя по этим письмам, Инесса определенно была левее своего кумира в вопросе морали. Между тем она так никогда и не написала этой брошюры и, на сколько нам известно, более не причиняла Ленину беспокойств по данной проблеме. Крупская полностью разделяла взгляды мужа и в 1911 г. написала, что «помимо всего прочего, мужчина видит в женщине, и наоборот, не только существо противопо ложного пола, но и личность»'.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!