Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 227 страница
Коллонтай уделяла особое внимание несколько иным вещам. 1У1олодая семья и еще неопытная мать не в состоянии бороться с эгоизмом и воспитывать истинно пролетарских детей. «В при ветливой, гигиенической, морально чистой атмосфере яслей и детских садов, под руководством профессиональных педагоги-чек и воспитательниц, детвора избавляется от зараженного воз духа современных рабочих кварталов... В этих питомниках под растающего поколения с первых же годов жизни будут прививаться маленьким формирующимся душам драгоценные задатки солидарности и общественности, привычка смотреть на мир сквозь призму коллектива, а не своего одинокого, эгоистич ного “я”».
|
|
Что касается буржуазных «мамочек», опасавшихся подобной социализации, то Коллонтай относилась к ним с презрением, в особенности к тем из них, кто отдавал своих детей в руки_цянек или в частные дневные ясли, с тем чтобы насладиться свободным временем. Между тем она утверждала, что такие матери (более того, все матери) не имеют профессиональных навыков, необхо димых для того, чтобы заботиться о детях надлежащим образом. «Чтобы сшить сапоги, требуется пройти искус ученичества, - пи сала она, цитируя Цеткин, - а, чтобы руководить такими хрупки ми творениями, как души детей, достаточно, будто бы, одного
|
|
|
|
1 Бебель А. Женщина и социализм. С. 178,519-521.
366
материнского инстинкта»1. Таким образом, Коллонтай, касаясь сексуальных и семейных проблем, вновь предстает перед нами как сторонница самых левых теоретических подходов в марксиз ме. И лишь революция покажет нам, что были люди, стоявшие на еще более левых позициях, нежели она.
|
|
Мнения, приведенные выше, были собраны буквально по кру пицам из относительно небольшого круга источников. В целом русские социалисты нечасто говорили о сексуальном вопросе, что было вполне в духе русского радикализма, исходившего из того, что о данной проблеме уже все сказано, если не Энгельсом и Бебе лем, то Чернышевским и Михайловым. По мнению некоторых меньшевиков и большевиков, секс должен был рассматриваться как личное дело, и эту тему не стоит подвергать глубокому фило софскому осмыслению, как это делали предыдущие поколения. Социал-демократы учили, что женщина должна считаться равной мужчине, и что ее следует называть не «баба» или «тетка», а «то варищ» - и этого достаточно. Эсеры, писавшие об этой проблеме, не предложили ничего нового или заслуживающего внимания. Б.Герман в работе «Биология и социализм», написанной под влия нием Лаврова, предсказывал, что с улучшением условий жизни ат рофируется инстинкт защиты детей, а с ним и личная забота мате ри о ребенке. Вот тогда общественное воспитание и станет счастливым освобождением матери от домашних хлопот. Н.С.Ру-санов просто утверждал, что секс, как и вера, должен быть личным делом каждого, и считал, что женщины-депутаты в будущей Думе будут отстаивать «нейтралитет» государства в супружеских делах. Возможно, это было самым ошибочным предсказанием по поводу женского вопроса, сделанным в предреволюционные годы2.
Анархисты о женском вопросе писали очень мало, а сами жен-щйны-анархистки - вообще ничего. Украинская террористка Матрёна Присяжнюк как-то сказала: «Мой идеал - свободное развитие индивидуальной личности в широком смысле этого слова, и свержение рабства во всех его формах». Вот и все, что
Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. С. 217-218. Социалисты не были единственными, кто выступал за дневные ясли и общественное по печение детей. Об этом см.: Лухманова НА. Недочеты жизни современной жен щины. М., 1904. С. 53. О более общих представлениях Цеткин и Крупской см.: Zetkin C. Arbeiterinnen und Frauenfrage der Gegenwart. Berlin, 1889. 23-39; Круп ская H.K. Женщина-работница. C. 19-20.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!