Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 228 страница



2 Об использовании слова «товарищ* см.: Шишкин В.Ф. Так складывалась рево­ люционная мораль. М., 1967. С. 271; Герман Б. Биология и социализм. Женева, 1904. С. 246-247; Кудрин Н. [Русанов] О равноправности женщин. СПб., 1905. С. 24-27.


 

367


мы имеем. В 1908 г. последователь Кропоткина И.С.Ветров про­ сто повторил марксистское требование освобождения женщин от «унизительного ига» домашней работы. Эта тема вновь прозвуча­ ла в работе Бориса Фроммета «Жизнь при социализме» и в книге братьев Гординых «Союз пяти угнетенных» (обе появились в 1917 г.). При социализме, писал Фроммет, «брак больше не будет тяжким трудом и мучением [для женщин]»; и если так произой­ дет, то будет легко избавиться от брачных уз. Братья Гордины были более оригинальны и причислили женщин к списку «пяти угнетенных» (рабочие, женщины, молодежь, национальные мень­ шинства и человеческая личность), а угнетателей они увидели не

 

капитале или подневольном наемном труде, а в лице «бандитов, насильников, ублюдков, хамов и литературных обольстителей», которые хотят властвовать над женщиной, короче говоря, - в лице сексуального авторитаризма мужчин1.

Лидеры социалистов, теоретики социализма никогда не про­ поведовали общность жен или что-либо в этом духе. Вряд ли они были более радикальны в вопросах секса, нежели средний пред­ ставитель передовой русской интеллигенции. Однако ни в те времена, ни в будущем это не уберегло их от обвинений со сторо­ ны священников и консерваторов в разврате. Отец Альбицкий в работе 1908 г., критикующей социализм, решительно заявил, что социалисты учат «свободной любви» (подразумевающей беспо­ рядочные половые отношения) и что большинство из них прини­ мают идею совместного пользования женами и детьми. В маркси­ стской идее о возможном уменьшении количества семей он усмотрел еще одно доказательство того, что сексуальные отноше­ ния в будущем государстве будут походить на отношения у жи­ вотных - «или, лучше сказать, на свинарник». Кузьмин в своей работе «Женщина в освещении социал-демократов» (1907) так­ же назвал социалистов «темными людьми», которые пытались подорвать государство, разрушив семью, отвратив женщин от их возвышенных «естественных» функций, сделав из всех женщин проституток и введя в общество «моральное равенство трущоб». Между прочим, доказательства тому он нашел не в работах мар­ ксистов, а в нескольких декадентских романах и рассказах о сек­ суальной свободе. У Кузьмина укоренилось глубокое отвраще­

 

Слова, произнесенные Присяжнюк на суде 1908 г. над ней по поводу убийства в Киеве, цит. по: Avrich P. The Russian Anarchists. Princeton, 1967. P. 66; Ветров [Книжник] И.С. Очерк социальной экономии с точки зрения анархического коммунизма. Париж, 1908. С. 15-17. Фроммет Б. Жизнь при социализме. Пг., 1917. С. 25-27; Лордин АЛ., Гордин ВЛ. Речи анархиста. М., 1919. С. 106.


 

368


ние к социалистическому мировоззрению в целом, и особенно к присущим этому мировоззрению атеизму и материализму. По мнению этого благочестивого морализатора подобное мировоз­ зрение должно было неизбежно привести к самым примитивным формам сексуального поведения, вне зависимости от того что по этому поводу говорили или же не считали нужным сказать фило­ софы-социалисты. Кузьмин, Альбицкий (а были еще и другие) являлись интеллектуальными потомками профессора Цитовича

 

антинигилистских клеветников 1860-х гг., а также предшест­ венниками антисоветских пропагандистов, которые изображали большевиков сборищем развращенных монстров, верховодящих в оргиях разлагающейся нации1.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!