ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ
Первый опыт социологического исследования канонизации русских святых с использованием метода анализа документов осуществил в 2003—2004 гг. К.С. Емельянов. Им были обработаны жития 379 святых, живших в период с X по XVIII в. На основе полученных данных составлены таблицы, графики и диаграммы, представляющие эмпирическую модель объекта исследования. Кроме того, проведен тщательный анализ источников на предмет выявления полноты и достоверности освещения жизни святых, основных этапов их социальной карьеры, социального происхождения, статусной атрибутики, стиля и образа жизни.
При составлении социального портрета святых той или иной эпохи важную роль играет выбор источника информации, из которого будут черпаться данные о святых. В православной Церкви не существует «официального» текста житий, в отличие от Библии, которая известна в церковно-сла-вянском переводе (так называемая «Елизаветинская Библия») или в русском переводе (перевод четырех Духовных Академий 1876 г.). Известны также самые разнообразные сборники житий. У многих святых, особенно у наиболее чтимых, есть несколько житий. Целью написания жития выступает желание поведать потомкам о жизни и подвигах святого, рассказать о том, как тот или иной святой реализовал себя в соответствии с Божьим промыслом о нем. В задачи автора жития не входило предоставлять полную либо достоверную информацию о жизни святого. Чаще всего фактические данные о святом используются как вспомогательный элемент для достижения основной цели. Например, автора не интересует точный возраст святого, ему достаточно знать примерно, был ли святой юным, взрослым или глубоким стариком. Поэтому очень часто не указываются даты рождения святых, а только даты смерти, по которым мы можем примерно оценить, в какое время святой жил. Вот почему говорится, что житие — очень специфический жанр биографии святого. Разница между житием и биографией, по меткому замечанию В.О. Ключевского, примерно такая же, как между иконой и портретом.
|
|
Анализ распределения святых по социально-агиографическим типам выявил следующую картину (рис. 24).
640
Рис . 24. Распределение социально - агиографических типов святых
Как видим, подавляющую часть святых составляют монашествующие — настоятели монастырей и иноки; это почти 2/3 всей выборки.
Интересно проследить зависимость между веком жизни святого и веком его канонизации. Самыми активными веками канонизации были XVI и XVII в. (по 36,7 и 40% соответственно), 10% канонизаций приходится на XX в. (до 1917 г.). В XVI в. были канонизированы святые, жившие с XII по XVI в., в XVII в. — жившие с XIV по XVII в. Таким образом, временная разница между смертью святого и его канонизацией могла составлять и несколько лет (десятилетий), и несколько веков. В XX в. (до 1917 г.) были канонизированы святые, жившие в XVII, XVIII и XIX в.
|
|
В период с X по XIX в. включительно почитание святых основывалось на нормативных предписаниях, согласно которым происходили канонизации подвижников. Почитание святого начиналось в обществе, а церковная власть лишь легитимизировала это почитание. Для этого периода важную роль играло житие святого, которое рассказывало о жизни подвижника и представляло собой доказательство того, почему этот подвижник канонизирован.
На протяжении всей истории почитания святых в Русской церкви до XIX в. «качество» прославляемого святого играло важную роль, ведь святые ассоциировались с заступниками и покровителями народа. При этом обна-
G41
руживается влияние социальных условий на преобладание того или иного типа святых: святые князья и великие князья появляются в XI в., когда каждое княжество заботится о своей защите и расширении своих земель. Как местные покровители они появляются и дальше; в XIII в., когда начинается татаро-монгольское нашествие, князей больше всего среди святых. В XV— XVII вв. на смену княжескому идеалу святости приходит монашеский идеал. В это время — время развития монастырей и книжности — основную часть прославляемых святых составляют настоятели монастырей и иноки. С началом Синодального периода, когда Церковь превращается в один из институтов государства, культ преподобных сменяется культом святителей — епископов — как представителей высшей власти в Церкви.
|
|
Согласно полученным данным, 18% святых сохранили свое социальное положение после начала подвижнической жизни. У 5% святых положение в обществе улучшилось, у 7% — ухудшилось. Если сравнить положение святого после подвижнической деятельности в обществе и церкви, то тут прослеживается прямая зависимость. Святой с низким положением в обществе обладал таким же положением и в церкви. Из этого можно сделать вывод о тесной связи между понятиями о положении (престижа, популярности, значимости) в обществе и церкви на Руси. Существующие отклонения касаются тех редких случаев (4%), когда положение в церкви у святого было выше, чем положение в обществе. У 2% сохранилось высокое и очень высокое положение в обществе при незначительной популярности в церкви. О 42% святых известно, какое влияние они оказали на общество. При этом «самым активным» здесь является XVI в., где 2% оказали сильное влияние, 3% оказали влияние и 4% оказали незначительное влияние.
|
|
Если сравнивать эту характеристику с влиянием святого на церковь, то и здесь, как в случае с положением в обществе и церкви, прослеживается прямая зависимость: 4%, оказав влияние на общество, мало коснулись церкви; у 22% влияния на оба института находились примерно в равных степенях. Всего известно о 33% повлиявших на оба института.
Как было обнаружено, подавляющую часть святых составляют мужчины (95%). Именно тендерный аспект вносит разделение между святыми: среди мужчин преобладают монашествующие — иноки и настоятели (60%), а среди женщин — княгини (80%). Иными словами, у мужчин и женщин свои «барьеры» для прохождения в святые: мужчинам достаточно иметь статус монашествующего, женщинам предпочтительнее быть княгинями.
Среди мужчин подавляющую часть святых составляют монашествующие: 30,5% простых иноков и 31,6% настоятелей монастырей. Среди святых 11,6% представлены епископами. На четвертом месте по численности стоят священнослужители — 7,4%. На пятом — князья (их 6,3%). Меньше всего среди святых блаженных (4,2%), митрополитов и мирян (по 3,2%), великих князей и патриархов (по 1,1%). Иная картина у женщин: 44% составляют княгини, которые приняли монашеский постриг, и 36% просто княгинь, 12% составляют мирянки. Монахинь и настоятельниц монастырей по 4%. Обобщая, можно заключить, что в обоих случаях преобладает идеал монашествующего святого: монашествующих среди мужчин — 78%, среди женщин — 52%.
У русских святых женщин социальное происхождение играло ключевую роль в возможности быть канонизированными. Из 16 женщин 14 (87,5%) были княгинями, из которых 11 (78,6%) приняли монашество. Принятие монаше-
642
ства для княгинь понижало их статус, однако в трех случаях княгини-монахини стали настоятельницами монастырей. Большинство игуменов были основателями монастырей (67,7%). При этом социальное происхождение игуменов не оказывало влияния на их деятельность по основанию новых монастырей, которая во многом могла быть причиной их канонизаций.
Выяснилось, что для церкви институт почитания святых — своеобразная визитная карточка, которую она демонстрирует обществу в периоды социальных перемен. Не случайно во время татаро-монгольского нашествия канонизировали преимущественно князей; в досинодальный период, когда отмечался быстрый рост числа монастырей, — преподобных (т.е. монахов); в Синодальный период — архиереев как выразителей власти в церкви, а прославление российских новомуче- ников происходило на волне демократических реформ в России 1990-х г. Вместе с тем институт чествования святых — зеркало общественного сознания, где могут отражаться религиозная ментальность людей, их предпочтения, верования и надежды.
Социологический анализ вскрыл довольно парадоксальную ситуацию. Как уже говорилось, одна из функций института почитания святых — нравственное воспитание верующих. Святые предстают как образцы, на которые должно ориентироваться верующим. Если они выходят из среды простого народа (мирян), то фактом своей канонизации показывают мирянам, как и к чему надо стремиться в нравственном совершенствовании. Но если большинство святых выходит из числа монахов, которые достигают духовных высот, попадая в особые условия пустыни или скита, то тем самым они как бы доказывают, что в повседневной жизни, оставаясь на своем месте, достичь святости невозможно. Статистический анализ выявил, что подавляющее большинство святых вышло как раз из монахов, а мирян среди них всего 5%.
Таким образом, жития дают обширный назидательный материал, но практический путь духовного совершенствования они по сути дела не указывают. Иными словами, мирянам и рядовым верующим, а их большинство в церкви, не у кого учиться. И те немногие святые — выходцы из мирян, представлены преимущественно мучениками, т.е. теми, кто достиг святости, отдав свою жизнь за Христа. А это означает, что церковь, желая преподать верующим образец нравственного поведения, на самом деле его не дает. Мирянам приходится брать пример с монашествующей братии, поведение, цели и задачи которой имеют мало общего с мирской жизнью.
Анализ почитания святых в XX в. показал, что, в отличие от предыдущего периода, не нормы и ценности являются определяющими факторами в функционировании этого института, а действия определенных церковно-ад-министративных структур, наделенных властными полномочиями (ресурсоемкие агенты). Подтверждением тому служит создание в 1989 г. Комиссии по канонизации святых, которая по своему усмотрению представляет к канонизации персоналии святых и имеет на это исключительное право.
В результате деятельности этой Комиссии на Архиерейский Собор 2000 г. было представлено для канонизации более тысячи святых. Эмпирический анализ новой выборки, сделанной К.С. Емельяновым по материалам кано-
643
низации в XX в., показал, что, во-первых, изменился состав канонизированных святых по сравнению с предыдущим периодом. Так, до XX в. среди русских святых было 0,79% женатых священнослужителей, 33,51 % настоятелей монастырей и 25,33% иноков; на Соборе 2000 г. было канонизировано (от общего числа канонизируемых святых) 60,18% женатых священнослужителей, 3,95% настоятелей монастырей и 8,99% иноков (табл. 14). Во-вторых, число русских святых, канонизированных на Соборе 2000 г., почти в 3 раза превосходит число святых, канонизированных в предыдущие периоды.
Таблица 14 Состав святых , канонизированных Русской православной церковью
Социальный агиографический тип | До XX в . | В XX в . | На Соборе 2000 г . | |||
Число | % | Число | % | Число | % | |
Женщина | 16 | 4,22 | 5 | 12,5 | 88 | 8,70 |
Священнослужитель | 3 | 0,79 | 4 | 10,0 | 609 | 60,18 |
Настоятель монастыря | 127 | 33,51 | 2 | 5,0 | 40 | 3,95 |
Инок | 96 | 25,33 | 7 | 17,5 | 91 | 8,99 |
Епископ | 47 | 12,40 | 7 | 17,5 | 65 | 6,42 |
Митрополит | 2 | 0,53 | 6 | 15,0 | 9 | 0,89 |
Митрополит главного города | 12 | 3,17 | 6 | 15,0 | 0 | 0 |
Князь | 27 | 7,12 | 1 | 2,5 | 0 | 0 |
Великий князь | 8 | 2,11 | 0 | 0 | 1 | 0,10 |
Юродивый | 16 | 4,22 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Мирянин | 25 | 6,60 | 2 | 5,0 | 109 | 10,77 |
Всего: | 379 | 100 | 40 | 100 | 1 012 | 100 |
Каковы же причины массовых канонизаций в наше время? Первая причина видится в попытке утверждения новой концепции культа святых в Русской церкви. Канонизированные в разное время в своей общей массе к началу XX в. русские святые являют характерный идеал святости — монашеский. Святые же, канонизированные на Соборе 2000 г., почти не имеют среди себя ни настоятелей монастырей, ни монахов. Подавляющую их часть (60,18%) составляют женатые священнослужители.
Таким образом, монашеский идеал святости сменяется идеалом, воплощенным в женатых священнослужителях. Такое принципиальное изменение состава святых может быть объяснено двояко: во-первых, материалы по канонизации в Комиссию подаются обычно родственниками (а именно — потомками) святого. Разумеется, у женатых священнослужителей кто-то из потомков выжил в годы гонений. А если учесть, что традиционно семьи священнослужителей были многодетными, то, конечно, у кого-то из детей была возможность выжить. У монашествующих потомства не было, и, следовательно, возможности для подачи документов в Комиссию сильно ограничивались.
Во-вторых, это сознательная позиция Комиссии, которая хотела «продвинуть» женатое духовенство и сознательно утвердить культ женатых священнослужителей. Эта причина нам представляется более вероятной, так как деятельность Комиссии никем не контролируется, и ее члены имеют возможность отказывать в канонизации без объяснения причин, включая в кандидаты в святые людей по своему усмотрению.
Б 44
Вторая причина массовой канонизации связывается с задачами церкви по укреплению собственного авторитета. Современным российским обществом, как показали социологические исследования, православие воспринимается не как вера или религия, а как идеология, пришедшая на смену коммунистической доктрины. А. Агаджанян отмечает что «религия в России конца XX в. выступает не столько в качестве источника верований и ценностей, сколько в качестве «публичной религии», источника национальной идеологии, в которой нуждается общество»27. Институт почитания святых выступает неким индикатором этой идеологии. Следовательно, церковь, в
лице иерархии, должна показать обществу, что она жива и действенна как средство спасения, так как ее лоно порождает большое количество новых святых.
Третья причина связывается с внутренними запросами общества. СМИ и реклама занимают важное место в жизненном мире современного человека. С началом перестройки и вплоть до нашего времени рынок товаров и услуг постоянно пополняется новинками. Все новое, что появляется сейчас в жизни общества, связано с новыми бытовыми и экономическими возможностями, новыми продуктами и товарами. Слово «новый» в различных склонениях постоянно фигурирует в телевизионной и печатной рекламе. Это явление в институте экономики чрезвычайно схоже с процессами, проистекающими в институте почитания святых: появляются новые святые в большом количестве. Канонизированная тысяча с лишним святых на Соборе 2000 г. постоянно пополняется после каждого заседания Синода, которые в РПЦ проходят каждый квартал. За одно заседание Синода Комиссия по канонизации святых представляет к общему почитанию от нескольких единиц до нескольких десятков новых святых. То же, что и в сфере экономики, происходит сегодня в сфере религиозной: новые святые, новые чудеса, привоз новых мощей и т.д. Оказывается, «общество потребления» распространяет свои запросы не только на товарно-продуктовую сферу, но и на духовную. Церковь, как любой социальный институт, который призван выполнять определенные функции в обществе, стремится справиться со своими задачами «в духе нового времени».
При этом новые святые не рассматриваются обществом как пример высоконравственного поведения. Ведь ценностный идеал, который дают новые святые, — это мученическая смерть. Современное общество не воспринимает этот идеал как подвиг, так как не страдание связывается с чем-то важным и достойным подражания, а совершенно иная установка — «бери от жизни все». Таким образом, «качество» святого, его подвиг и память о нем уже не являются первостепенными.
«Качество» прежних святых зависело от социальных условий, а именно: в ту или иную эпоху появлялись «актуальные» герои: князья во время татаро-монгольского нашествия, преподобные — во время развития книжности на Руси, святители — в Синодальный период и т.д. В современных канони-
Агаджанян А. Религиозный дискурс в российских масс-медиа: энтропия, симфония, идеократия // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана, СПб.; М., 2000. С. 142.
645
зациях это качество не принимается во внимание: мученичество не рассматривается как образец поведения (да и как можно быть мучеником в стране, где православный президент, православная элита, православная мода?). Это еще одно отличие «старых» канонизаций от «новых»: важны не качественные характеристики святых, а количественные.
Джотто . Канонизация Франциска Ассисского . 1300
Состав канонизированных святых в 2000 г. не отражает общественные настроения: представленных к канонизации новомучеников никто не знает, они не воспринимаются в обществе ни как герои, ни как святые, к которым можно обратиться за помощью. Действия Комиссии по канонизации привели к тому, что в обществе начали почитаться свои, «народные» святые, среди которых — царь Иоанн IV, Григорий Распутин, воин Евгений Родионов. Идеал мученичества — такой важный в первые века христианства — не ассоциируется в современном общественном сознании с чем-то героическим и достойным почитания.
Анализируя современную ситуацию, можно отметить, что в настоящее время институт почитания святых, как и другие социальные институты в России, переживающие процесс трансформации, представляет собой состояние аномии (болезненное состояние). Возникает своеобразный конфликт: церковная элита предлагает (и утверждает) одних святых обществу, а общество, в свою очередь, не принимая этого предложения, почитает «своих» святых. При этом ни одна из сторон не руководствуется теми нормами и ценностями, которые были определяющими при почитании святых до XX в.
Религия как социальный институт имеет свою специфическую особенность: она более консервативна по сравнению с другими институтами.
Б
Меняются экономические формации, трансформируются социальные институты, меняются государственные законы, и только церковные каноны и догматы остаются неизменными в течение многих столетий. Отношение к канонизации в Церкви со времен Бориса и Глеба — первых канонизированных русских святых — не изменилось. Действуют те же условия канонизации святых. Однако рассмотренные социологические аспекты канонизаций не подтверждают этого. В социальном отношении Церковь ничем не отличается от других социальных институтов; институт почитания святых трансформируется, как и другие институты, под влиянием ресурсоемких агентов, и отчасти — под влиянием общественных ожиданий и настроений.
ПРОБЛЕМНЫЕ И МНИМЫЕ СВЯТЫЕ
Вопросы канонизации ныне вышли за рамки Православной Церкви и стали объектом всенародного диспута. Примером служит, в частности, вопрос о канонизации последнего российского императора Николая II, поднятый в начале 1990-х гг. и чуть не расколовший Церковь и общество на сторонников и противников. Широкую бурю откликов она вызвала и за рубежом. В РПЦЗ Николая II канонизирован еще в 1981 г. Архиерейский Собор РПЦ в 1997 г. отказался канонизировать Николая II, указав на абсолютно церковную причину — нет чудотворений. А почитание святых на Руси непременно связано с фактами чудотворений. Кроме того, за ним числились отречение от престола28, поддержание при дворе сомнительной в религиозном смысле атмосферы (Распутин, удаление от двора активных иерархов, отказ в проведении Поместного Собора и восстановлении патриаршества). Препятствия к прославлению Николая II противники данной канонизации пытались обнаружить в фактах, связанных с его государственной и церковной политикой.
Однако сторонники канонизации, во многом руководствуясь политическими соображениями, стали лоббировать вопрос в высших церковных кругах и агитировать широкие массы — организовывать пропагандистские компании и собирать подписи. Неожиданно появилось множество примеров чудотворения вокруг Николая II — иконы начали плакать, а больные исцеляться29. Возникла беспрецедентная в истории Церкви ситуация, когда часть паствы не просто поклоняется известному подвижнику или мученику как святому (что может продолжаться сотни лет без всяких соборных решений), а в очень резкой форме требует от епископата его канонизации. Так, в конце июля 1999 г. в Москве на конференции «Определение Священного Синода РПЦ от 18 июля и проблема канонизации Царя Николая II» казаки приговорили проф. МДА А.И. Осипова к... порке нагайками за его отрицательное отношение к прославлению Николая II, а радиостанция «Радонеж» этот приговор и огласила. Лоббисты, симпатизирующие идеям РПЦЗ, ис-
Сакральная сторона вопроса заключается в том, что отрекаясь от престола, царь отрекается от самого дара помазания. Помазание Государя на царство означает ниспослание ему дара вспомоществующей благодати в управлении государством. С юридической точки зрения отречение от престола означает, что трон отныне не может быть передан законным путем его наследникам. Стало быть, отречение от престола равносильно крушению самодержавия и монархии. 29 Независимая газета. 2004.11.03.
Б 47
пользовали газеты, журналы, радио, педагогические и лекторские кафедры и даже амвоны, но добились своего.
Решением Священного Синода и Архиерейского собора Русской православной церкви от 2000 г. члены царской семьи Романовых были причислены клику святых как принявших мученическую кончину, т.е. «как страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских». Царя Николая II решено канонизировать не как праведника — для этого нет и не будет оснований, — но как мученика за веру или, выражаясь более осторожно, страстотерпца, т.е. христианина, со смирением принявшего смерть и отказавшегося вследствие религиозных убеждений сопротивляться убийцам.
Попытка оспорить решение Собора в Верховном Суде России в 2003 г. успеха не принесла, поскольку вопросы о канонизации являются исключительно церковными и не относятся к предметам гражданского права, т.е. не подпадают под компетенцию федеральных судов.
Мотивируя свое решение, РПЦ ссылалась на то, что, во-первых, почитание царской семьи, начатое уже святейшим патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве по убиенному императору через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось, несмотря на господствовавшую в нашей стране идеологию на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории; во-вторых, канонизация монарха никоим образом не связана с монархической идеологией и тем более не обозначает «канонизации» монархической формы правления; в-третьих, в страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX в.30
Еще в 1999 г., когда процесс рассмотрения вопроса о канонизации Николая II и его семьи не был завершен и решения Поместного собора по нему не было, в средствах массовой информации их уже представляли в качестве святых, а отдельные священнослужители всенародно совершали им молебствия и помещали в храмах их «иконы» (хотя икона — это образ только прославленного Церковью), т.е. проводили активную мирскую пропаганду, совершая тем самым антиканонический акт. Доходило до того, что иконописное изображение членов бывшей царской семьи везли в Грецию, на Афон и там ничего не подозревающим монахам представляли в качестве иконы, а затем их отзывы (естественно, положительные) выдавали за подтверждение святости царской семьи31.
Парадоксально, но проблемной являлась самая первая канонизация на Руси — сыновей князя Владимира от последней, христианской жены-болгарки — Бориса и Глеба, убитых в 1015 г. по велению сводного брата Свято-полка. Эта канонизация далеко не сразу оказалась принята греческой церковью. В святости князей сомневались русские митрополиты из греков — Иоанн и Георгий. Дело в том, что Борис и Глеб не были ни подвижниками, ни мучениками за веру. Подвиг их состоял исключительно в непротивлении насильственной смерти, что с точки зрения греческой церкви не являлось
30 Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru).
31 См.: Бог прославляет своих святых. М.,1999.
648
достаточным основанием для причисления к лику святых. Канонизация основывалась лишь на чудесах и знамениях над телами убитых в разное время и в разных местах братьев. Правда, предсмертное поведение Бориса и Глеба было воспринято русским народом как подвиг. Своим парадоксальным подвигом Борис и Глеб создали на Руси новый класс (чин) святых — «страстотерпцев», т.е. не противившихся насильственной смерти, что сообщало ей характер вольной жертвы.
Кампания за признание Европейского Союза священным путем причисления к лику святых его отца-основателя Роберта Шумана продолжается уже 14 лет. Движение за причисление его к лику святых и канонизации начал Институт Святого Бенуа, частная организация в Меце, пользующаяся поддержкой влиятельных лиц, среди которых — президент Франции Жак Ширак. Послед ним, кто был канонизирован в рамках Римско-католической церкви за воплощение религиозных идеалов в политике, был сэр Томас Мур, и было это почти 500 лет назад. Шуман, министр иностранных дел Франции, в 1963 г. умер тихо в своей постели в возрасте 77 лет. Он жил аскетом, питаясь яйцами и салатом, и каждое утро принимая причастие в церкви Служителей Пресвятого Сердца рядом с его домом. Он никогда не был женат. Конрад Аденауэр, покойный ныне канцлер Германии, называл его «святым в деловом костюме». Группа исследователей из Меца, изучив его частную переписку и опросив под присягой 200 свидетелей, пришла к заключению, что французский политик был святым человеком, который старался жить в соответствии с библейскими заветами. Однако они не обнаружили никаких свидетельств о чудесном исцелении или провидении, что является необходимым условием для причисления клику святых. Запечатанный контейнер с 66 кипами документов был отправлен в Рим для окончательного решения в Конгрегации по канонизации святых. Сторонники кампании по причислению Шумана к лику святых занимаются лоббированием интерпретации правил канонизации в свою пользу, настаивая, что франко-германское примирение после разрушительной Второй мировой войны чудесно само по себе. Тем не менее Ватикан решительно отказывает в канонизации Р.Шумана32. Зато в 2004 г. Папа Римский Иоанн Павел II объявил о причислении клику святых женщины, которая отказалась делать аборт, несмотря на предупреждения врачей о том, что она не перенесет роды. 39-летняя Жанна Беретта Мола оказалась первой замужней женщиной, канонизированной Ватиканом за последние 500 лет. Всего же за 25 лет понтификата Иоанн Павел II канонизировал 482 человек — больше, чем все его предшественники за прошедшие 500 лет. Если в процесс канонизации святых, фундаментальные принципы которой установлены несколько веков назад, вторгается политическая конъюнктура, в качестве социального института она может переживать глубокий кризис, в основе которого лежит противоречие между функциями и дисфункциями института, между явными и латентными функциями.
К явной функции института святых относятся официально провозглашаемые цели и задачи, в частности, укрепление веры людей и их нравственное воспитание. Почему церковь хранит память о своих подвижниках, записы-
32 Источник: www.inopressa.ru. 2004.08.19.
649
вает и распространяет их жития? Потому что это позволяет верующим, во-первых, знать о том, что святые — это не только люди глубокой древности или времен земной жизни Иисуса Христа, но и их современники (или почти их современники) и, следовательно, укрепиться в вере, что достичь святости можно и в наши дни. Во-вторых, это утверждает верующих в мысли, что, как бы нелепо это ни звучало, «добро побеждает зло». И хотя святые нередко заканчивали свою жизнь не «в постели», они в конечном итоге заслуживают прославления и всеобщего почитания, т.е. обретают самый высокий статус, какой можно получить в Церкви.
Демонстрация с призывами канонизировать Иоанна Павле II. 200 ь
Латентной функцией, — а в данном случае с негативным оттенком — выступает поклонение святым (как идолам). Возникнув как почитание, отношение к святым очень быстро стало обретать характер поклонения. Разница здесь втом, что поклонение воздается только Богу — Единственному, Кому человек, согласно христианскому вероучению, может (и должен) поклоняться. В поклонении Богу выражается полное подчинение Его воле. Почитание же предполагает уважение, благоговение, признание, но не подчинение.
Данная функция трансформируется в дисфункцию и часто приводит к тому, что поклонение святым превращается в самодовлеющий культ со своими целевыми установками, идеологией, правилами, обычаями. В поклонении святому акцент с личности Христа переносится на «свойства» святого, которые ему приписываются народом. Из помощников, ходатаев перед Богом святые сами превращаются в богов, каждый из которых заведует своим «направлением». Например, св. Пантелеймон помогает от болезней, пророк Илия посылает хорошую погоду, а св. Матронушка московская приносит счастье в личную жизнь. Практика поклонения святым, формально осуждаемая Церковью и ее канонами, очень часто находит поддержку в «простом народе». Почему же она не приветствуется Церковью и является дис-
650
функцией? Потому, что она откатывает сознание верующего назад, к магическим установкам, в соответствии с которыми мир представляется раздробленным, а не как единое целое. Оказывается, что усердными просьбами, мольбами (а, может, и количеством поставленных к иконе святого свечек) можно «подкупить» святого, направив его силу в «нужное» русло. Все это в корне противоречит христианству, где в основной молитве («Отче наш») в обращении к Богу говорится: «да будет воля Твоя».
Почитание наиболее популярных святых иногда перерастает в самостоятельную систему. С датами памяти того или иного святого связываются предсказания погоды, обилия урожая, благополучия в бытовой жизни и т.д. Например, «"Петр и Павел" час убавил», «"Илия-пророк" —два уволок» — име ется в виду праздник, посвященный апостолам Петру и Павлу (12 июля), когда день уменьшается на час по сравнению с 22 июня, и праздник Илии пророка 2 августа. Или: «Если на Покров снег, значит зима будет ранней» (имеется в виду праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября).
Почитание святых порой приобретает самодовлеющую форму, становится поклонением; уже на задний план в представлении человека отходят вера в Христа, в Его Воскресение, неважным становится участие в таинствах Церкви, однако все большее внимание уделяется тому, какому святому в каких случаях молиться, иконе какого святого поставить свечку и т.д. Одним словом, почитание святых в том виде, в каком оно институционализировано Церковью, превращается в самостоятельный культ с элементами язычества и магизма.
Как частный, по отношению к религии, институт чествования святых не мог избежать институционального кризиса, начавшегося в России в XVIII в. Петровские реформы, вследствие которых было упразднено патриаршество, учрежден Синод во главе с обер-прокурором, а Церковь превратилась в один из государственных институтов (иначе говоря, из основного института Церковь превратилась в частный институт государства), привели к «замораживанию» религиозной жизни в России. Эта «заморозка» коснулась многих церковных институтов и практик, не обошла она и институт чествования святых. Достаточно сказать, что за весь синодальный период с XVIII по XIX в. (до царствования Николая II) было канонизировано всего 5 святых (для сравнения: от начала христианства в России до 1547 г. было канонизировано 67 святых; с 1549 г. до учреждения Синода в 1721 г. — 146 святых)33. Несмотря на это, охлаждение к канонизации со стороны церковных властей, почитание Божьих угодников в народе развилось до такой степени, что в сознании большинства утвердилось (хотя и ранее существовавшее, но не столь сильное) убеждение: все мощи святых остаются нетленными. Это убеждение, идущее вопреки каноническому и традиционному представлению об останках святых, превратилось в еще одну дисфункцию, которая дала о себе знать после Октябрьского переворота. Историк указывает дату 1 марта 1919 г.34, когда варварские вскрытия гробниц стали для многих сильным ра-
33 Голубинскии ЕЕ. Указ. соч. С. 85, 159, 183.
Pospetovsky D.M. Soviet Antireligious Campaingsand Persecutions. Houndmills; London, 1988. Vol 2. P. 19.
651
зочарованием, а авторитету института чествования святых был нанесен мощный удар.
Многих замечательных людей, праведников и подвижников, современники почитают еще при жизни, продолжают почитать и после смерти. Эта народная любовь часто становится поводом для канонизации. Но все ли, кого народ почитает, как святых, достойны этого? Сейчас, к примеру, оказалось немало поклонников не только упомянутых Ивана Грозного, Распутина, но и Павла Первого, и даже Сталина, которых тоже желают непременно видеть среди святых. Споры о святости не умолкают.
Носителями ложных культов становятся люди непросвещенные в основах христианства либо имеющие какие-либо психологические, а то и психические отклонения. Группа преданных истинному или ложному святому почитателей настолько может уверовать в его непогрешимость, что превращается в секту фанатиков. К примеру, вокруг Иоанна Кронштадтского еще при его жизни сложилась секта экзальтированных почитателей, их называли иоаннитами. Они почитали отца Иоанна как некое воплощение Бога на земле. Сегодня почитатели Царя-страстотерпца Николая II приравнивают подвиг последнего российского императора к искупительному подвигу Самого Спасителя. На изображениях можно встретить императора в терновом венце, как Спасителя, но это уже прямые элементы ереси, которую журналисты назвали «ересью царебожничества». Долгое время историки представляли императора Павла I фигурой карикатурной. Но недавно появились его почитатели, которые считают его царем-мучеником и поклоняются его надгробию в Петербурге. При нем священников перестали наказывать телесно, облегчилось положение монастырей, и потому в народном сознании Павел I всегда был добрым царем, которого баре убили, а убийство это было вероломным и жестоким. Почитание Павла началось, кстати сказать, задолго до революции 1917 г.: к его гробу ходили жаловаться и клали записки о заступничестве.
Сейчас существует и народное почитание старца Самсона (Сиверса). Его почитатели подавали в Комиссию по канонизации документы с просьбой причислить старца к лику святых, но им было отказано, поскольку материалы не отвечали принятым в Комиссии по канонизации критериям и больше были похожи на фольклорное произведение. Лженародное почитание доходит иногда до анекдотических крайностей. Пошли разговоры о том, что надо канонизировать Василия Ивановича и Петьку, к этому призывает статья в журнале «Русский дом». Создан акафист певцу Игорю Талькову. Кандидатом в святые стал Виктор Цой. Многие люди имеют расплывчатые и туманные представления о том, что такое канонизация, за что именно Церковь прославляет своих подвижников. Они считают, что достаточно быть действительно известной исторической личностью и иметь заслуги перед Отечеством, — и этого достаточно для церковного почитания35.
35 См.: Телепрограмма «Православная энциклопедия». 17.01.2004 (www.eparhia.kursk.ru).
652
Несмотря на происходящее в нашей стране возрождение духовных ценностей, общество не всегда адекватно реагирует на происходящие изменения. За время советской власти несколько поколений были лишены религиозного воспитания и образования; была прервана традиция православной социализации общества. На этом фоне неудивительны возникающие перекосы в массовом религиозном сознании и верующих, и тех, кто называет себя атеистами.
Сегодня мы видим, что и взрослые, и молодое поколение увлекается верой в сомнительного рода чудеса, в экстрасенсов, НЛО, предсказания астрологов, в амулеты, приносящие счастье. Согласно социологическим исследованиям, в приметы верят 56%, в вещие сны — 49%, в предсказания астрологов — 30%. В вечную жизнь, т.е. в то, во что должны верить православные христиане, верят всего лишь 22%36. Таким образом, почитание святых — истинная форма выражения христианского отношения к святым, а поклонение — ложная, неправильная, если хотите, превращенная форма, имеющая много общего с язычеством, но не относящаяся к христианству. С точки зрения православного учения так оно и есть, однако в обыденном сознании почитание и поклонение отождествляются. Современные россияне хотят поклоняться тем, кого они знают и кого они любят, скажем Сталина или Цоя, а церковь предлагает им почитать 1 500 новомучеников, уничтоженных советской властью в 1920—1930-е гг., которых они не знают или мало что знают. О них рассылают материалы по приходам, они внесены в святцы и их предлагают почитать, но для народа они — абстрактные фигуры, и он выдвигает из своей среды совсем иных культурных героев, кому верит и за кем готов идти. Но они не проходят в категорию святых по церковным канонам. Получается самая настоящая аномия на одном конкретно взятом культурном участке: существуют официальные нормы и образцы для подражания, но им не подчиняются, а те образцы, которым люди хотят подчиняться, не могут быть возведены в ранг закона.
Фактически в Туркменистане на государственном уровне поощряется создание нового религиозного учения. Предложения о признании Сапарму-рата Ниязова пророком уже не раз звучали на заседаниях Народного Совета — высшего органа представительной власти страны. Так, в декабре 1999 г., когда Сапармурату Ниязову было предоставлено исключительное право на пожизненное осуществление полномочий главы государства, ему был вручен посох и белый халат пророка. Основы для новой веры — «священная книга» и «пророк» в Туркмении уже есть. Определены и последователи нового учения — туркмены Туркменбаши, т.е. «умма» Сапурмурата Ниязова. В августе 1995 г. в туркменской молодежной газете «Несил» («Поколение») был напечатан текст молитвы, посвященной президенту. Со дня опубликования этого текста все верующие туркмены обязаны полностью выучить эту молитву. В Туркменистане сегодня большой упор в формировании культу-
Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 1999. С. 362.
653
ры страны делается на доисламскую историю. Немалую роль уделяют зороастризму, некогда распространенному на территории современного Туркменистана. Недавно волевым решением президента 20-21—22 марта каждого года провозглашены национальным Праздником Весны (Навруз) и считаются в Туркменистане нерабочими днями, один из них будет посвящен женщинам. Отмечаемый ежегодно 8-го марта национальный праздник переносится на 20-е число этого месяца. Тем не менее об официальном учреждении нового религиозного культа все-таки объявлено не было. В конце концов, сам Туркменбаши отказался от предложения объявить его новым пророком37.
37 Башларов С. Есть Пророк в своем отечестве (http://religion.russ.ru).
6
МОНАШЕСТВО И МОНАСТЫРИ
Монашество представляет собой один из важнейших религиозных агентов наряду с духовенством и жречеством . Его функция состоит не в общении с верующими , не в организации их действий по направлению к истинной вере , а в отмаливании грехов верующих перед Богом . Монахи , изолировавшие себя от общества специально для того , чтобы сосредоточиться на молитве и заступничестве перед Богом , чтобы в таком уединении молитва лучше дошла по адресу , выполняют ответственную функцию духовных просителей от имени простого народа . Монашество представляет помимо прочего особый образ жизни и систему ценностей , отличных от тех , что известны в повседневной жизни простых людей . Монастыри—убежище для уединившихся монахов , представляют собой разносторонний социальный комплекс . С древнейших времен монастыри находились на самообеспечении и вели весьма эффективную хозяйственную деятельность . Кроме того , они являлись школами , университетами и библиотеками , выполняя серьезную просветительскую функцию . Наконец , они оказывали социальную помощь нуждающимся , поправляя их здоровье , обеспечивая им приют , оказывая милосердие . Иными словами , монастыри стали крупнейшими в истории институтами социального призрения .
ФУНКЦИИ МОНАШЕСТВА
Подавляющее большинство людей из обитающих на нашей планете 6 млрд землян выполняет только социальные функции: трудятся на производстве или занимаются обслуживанием, обзаводятся семьями и растят детей, помогают родственникам или развлекаются. И только незначительная — по сравнению с этим человеческим массивом — социальная группа все свое время посвящает служению Богу. В большинстве мировых религий монахи радеют о спасении человечества и составляют особую корпорацию людей, которую именуют монашеством.
Монашество (от греческого monachos — живущий в одиночестве, уединенно) — это особый тип социальной общности в ряде мировых религий, объединение верующих (группа, община, братство), принявших обет нестяжания (отказ от собственности), послушания (абсолютное повиновение уставу), целомуд-
655
рия (безбрачие), исполняющих волю своих духовных руководителей, отказавшихся от старого имени. Слово «монах» (uouaxoQ означает уединенный. На православном Востоке монахи называются по-другому — калугерами (добрыми старцами). По-русски монашество называется иночеством. Это слово происходит от корня «ино(й)» и суффикса «чество», который добавляется к существительным, призванным характеризовать какое-либо общественное явление, традицию или обряд, чин или ранг. Иное, возведенное в ранг или степень, означает уход от старого, удаление от привычного мира. Иночество так и понимается: удаленный от соблазнов мира образ жизни христианина.
В западноевропейском обществе эпохи Средневековья было три сословия: духовенство, дворянство и крестьянство. Каждое из них выполняло свои социальные функции и занимало подобающее место в обществе. Высшим авторитетом пользовалось духовенство, отвечающее за религиозное единство общества, среди которого самое почетное место отводилось монахам. В феодальном обществе именно в духовенстве видели главное сословие, так же как в церкви — самый важный институт. Монашество считалось идеальной формой жизни, а монахи пользовались привилегированным положением. Главный герой Средневековья — монах или святой. Они очищали общество от нравственно скверны и духовной нечистоплотности, которые в V— XVI вв. представляли не меньшую угрозу, чем сегодня.
Если духовенство (священники, пасторы, раввины) — это категория религиозных служащих, получивших специальное образование и все время пребывающих в миру ради общения с верующими, то монашество живет замкнуто, общаясь с простыми верующими только для исполнения религиз-ных ритуалов. Монашеский подвиг является для них призванием, а не родом занятий. Если говорить о монашестве как сфере занятий, то на них возложена такая работа, которую не могут осуществлять ни рядовые верующие, ни даже священники за неимением времени или наклонностей.
Монахи берут на себя множество социальных обязанностей, в том числе отказ от имущества; воздержание (обязательно безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; прикрепление к монастырю, подчинение его уставу. Повседневная жизнь монахов обретает свое истинное значение лишь в молитве и богослужении. На протяжении дня она организована и упорядочена только в единстве с ними, из служб и молитв вытекает и все остальное. К тому же мир монашества, обширный, разнообразный и сложный, не ограничивается одними монахами. Это и уставные каноники и ере-миты; затворники и нищенствующие монахи; госпитальеры — монахи-воины по своему призванию; члены активных или покаянных братств на периферии крупных орденов, а иногда и на периферии Церкви, на грани ереси. Сюда же относятся специальные учреждения, лепрозории и странноприимные дома, созданные при монастырях и пронизанные монастырским духом'. Об истории, социальной структуре и составе монашеских орденов, их культурной, политической, экономической, благотворительной и миссионерской деятельности, о каждой отдельной черте их жизни, будь то монашеская одежда, аскеза или представление о духовности, пища, литургия или управление монастырем, тонзура, кровопускание, монашеское призвание, нови-циат, за прошедшие века написаны тысячи научных трудов.
1 См.: Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XV вв. М., 2002.
656
Монашество зародилось в буддизме в середине I тысячелетия до н.э.; в 111—IV вв. н.э. появилось в христианстве (оно отсутствует в протестантизме). Иногда (не вполне правомерно) к монашеству причисляют мусульманских дервишей.
Монашество — это особый образ жизни и своя система ценностей , отличные от повседневной жизни простых людей
Монашеская жизнь как особый институт впервые возникла в IV в. в Египте, Палестине, Сирии, Малой Азии, откуда быстро распространилась по всему миру. Распространению отшельнического образа жизни во многом способствовали климатические условия в Египте. Сухой теплый воздух, большое количество пещер в горах, богатые рыбой воды Нила и плодовые деревья позволяли отшельникам без труда добывать себе пищу и целиком отдаваться молитвенному созерцанию. Основателем монашества считается св. Антоний Египетский, которого церковная традиция именует также Антонием Великим.
Развитие монашества началось сразу же после обращения в христианство византийского императора Константина, прекратившего гонения и легализовавшего христианство. В IV веке монашество широко распространяется в Римской империи. Тогда же появляются и первые женские монашеские общины. В том же веке монашество распространяется и на западе империи: вначале на Британских островах.
Византию не без основания называли «образом небесного Иерусалима». Религия пронизывала жизнь византийцев во всех ее аспектах: византийские праздники были праздниками религиозными, состязания в цирке начинались с пения церковных гимнов, а торговые сделки заключались призыванием имени Троицы и запечатлевались крестным знамением. Григорий Нисский так описывает нескончаемые богословские дискуссии в Константинополе во время Второго Вселенского собора:
657
«Они заполонили весь город: парки, рынки, перекрестки, аллеи. Люди в потрепанной одежде, менялы, торговцы снедью — все были заняты спорами. Если вы просите вернуть вам сдачу, вам отвечают философскими рассуждениями о рожденном и нерожденном; если поинтересуетесь ценой буханки хлеба, услышите, что Отец больше Сына, а если спросите, приготовлена ли ванна, слуга ответит, что Сын был сотворен из ничего»2.
Страсти разгорались нешуточные, порой отцы прибегали к сомнительным средствам аргументации: так, Кирилл Александрийский в борьбе против Не-стория беззастенчиво подкупал двор и терроризировал население Эфеса вооруженными отрядами монахов. Но к невоздержности в методах Кирилла побуждало всепоглощающее желание отстоять правое дело, а ожесточенные споры среди христиан распалялись ревностью о христианской вере3.
В христианстве между священниками и монахами четких границ не проводится, а потому многие из его представителей совмещают то и другое. В католицизме различают два типа священников —регулярные и секулярные. Первые придерживаются строгих правил (по-латински — regula) и являются членами религиозного (монашеского) ордена. Вторые не принадлежат ни к какому ордену и служат в храме. Само слово «секулярный» указывает на их светский характер, т.е. не монашеский. Члены монашеских орденов называют друг друга братьями, они не являются священниками и не руководят паствой. Слово «орден» указывает на то, что монахи придерживаются строгой дисциплины и порядка {order— порядок, дисциплина).
В России не было монашеских орденов, поэтому здесь утвердились другие названия, характеризующие то же самое или похожее на него явление. Все монастыри — в зависимости от типа организации и общественной направленности — подразделяются на светские (мирские), где нет изнуряющего аскетизма и жесткой дисциплины, и уставные, придерживающиеся первохристи-анских принципов, строго устава и самодисциплины духа. Мирские монастыри строились при содействии городского или сельского общества. Монастырь был нужен городу или сельскому округу, чтобы было где постричься в старости и при смерти, и «устроить душу» посмертным помилованием. Высший иерарх, митрополит или епископ, строил монастырь, чтобы отдыхать там от пастырских трудов и успокоиться по оставлении паствы. Люди, искавшие под старость в мирском монастыре покоя от мирских забот, не могли исполнять строгих, деятельных правил иноческого устава.
Владетельный князь украшал обителями свой стольный город, свое княжество, чтобы создать «прибежище» для окрестных обывателей и вместе с тем иметь постоянных богомольцев за себя с семьей, за своих родителей, иногда руководствуясь при этом и особенными побуждениями исполнить данный обет или ознаменовать память о каком-либо событии своего княжения. Построив церковь и кельи, и собрав братию, основатель обеспечивал содержание своей обители недвижимыми имениями или средствами для их приобретения. Казна такого монастыря составлялась преимущественно из вкладов за пострижение и помин души.
2 Цит. по: Епископ Калист Диоклиискии (Уэр). Православная Церковь. Библейско-богословский ин
ститут ап. Андрея. М., 2001. С. 25.
3 Там же. С. 24-28.
Б 58
Братия, которую набирали в мирские монастыри для церковной службы, имела значение наемных богомольцев и получала жалование из монастырской казны, а для вкладчиков монастырь служил богадельней, в которой они своими вкладами покупали право на пожизненное «прекормление и покой». В зависимости от помощи, оказываемой государством, в России выделялись штатные и внештатные монастыри. Первые содержались целиком или преимущественно на субсидии государства, вторые находились на «хозрасчете» и самофинансировании.
В индуизме между священниками и монахами проведена более ясная граница. Лишь небольшая часть избранных индийцев по рождению принадлежит к касте брахманов, которые только и обладают правом проводить религиозные ритуалы. Такая привилегия предписана с самого рождения всем мальчикам, родившимся в высшей касте (а всего их в Индии четыре). Напротив, монахи не имеют права осуществлять религиозные ритуалы. И если брахман становится монахом, он моментально теряет право проводить индуистские ритуалы, т.е. быть священником.
В литературе можно встретить самые разные интерпретации института монашества, в том числе и такие: монашество — а) стремление вернуться к первоистокам христианства; б) попытка буквально повторить евангелие, власть духа над телом; в) возникая на основе пустынножительства, оно наряду с юродством и странничеством является своего рода духовным подвигом, одним из путей спасения; г) православными верующими оно воспринимается как своеобразная элита церковного круга.
Как особый вид социального института, существующий в человеческой культуре около 3 000 лет, монашество требует не только разрыва старых родственных и социальных связей, прикрепления к монастырю, подчинения его уставу, но и ведения особого образа жизни, принципиально отличающегося от того, какой существует в повседневной, светской реальности. Он связан с особой духовной дисциплиной, минимизацией жизненных потребностей (употреблением спиртных напитков, курением, занятием сексом, развлечениями) и самоограничением, отказом от своего Я во имя Бога, регулярным участием в богослужебных ритуалах, хозяйственной и благотворительной деятельности монастыря. Поскольку монахами никто не рожда-
659
ется, но ими становятся, как правило, во взрослом возрасте, когда основная социализация завершена, навыки, ценностные ориентации и правила поведения уже сложились, переход из старой жизни в новую, монашескую происходит как кризисный процесс.
Подробная регламентация монастырского устроения принадлежит св. Василию Великому. Он составил 55 пространных и 313 кратких правил для монастырей и монахов. Эти правила и поныне являются законом для монашества. Они сводятся к неукоснительному соблюдению монахами трех обетов: послушания старшим, начальствующим с отречением от собственной воли; целомудрия; нестяжательности, с отречением от всякой собственности.
К монашеству люди прибегают после духовных потрясений, случившейся с ними большой беды, кардинальной переоценки всех ценностей, разочарования в существующем обществе и т.п. В результате уход в монастырь превращается в переживание пограничной ситуации, которую философы-экзистенциалисты всегда связывают с какими-то глубокими внутренними потрясениями.
Хотя главный труд и подвиг монахов — постоянная и неустанная молитва, только ею одной жизнь монашества не исчерпывалась. Изобретение вермута и крепкого темного пива, сохранение письменного наследия античности и новации в скотоводстве, открытия в области медицины и агрономии — вот далеко не полный список достижений средневековых монахов. Добавьте к этому увлекательные истории о монашеской «моде» и сложных взаимоотношениях внутри братии, об умерщвлении плоти, паломничествах и наказаниях, застольях и разврате, а также о многом другом, о чем свидетельствует книга Лео Мулена4.
Монашество как социальный институт и монашество как личностный опыт существенно различаются. Так, в организации буддийских и христианских монастырей немало сходства. Тем не менее цели ухода в монахи в том и другом случае очень разные. Христианин уходит от суетной жизни города и становится монахом для того, чтобы освободиться от греха, страстей, неправильного образа жизни и достичь в монастыре — через уединение и непрерывную молитву — истинного понимания Бога, а тем самым лучше узнать самого себя и раскрыть свой духовный потенциал. В буддизме люди становятся монахами для того, чтобы прервать бесконечный цикл реинкарнации — рождений, смерти и перерождений — выйти из бесконечного круга бытия.
БУДДИЙСКОЕ МОНАШЕСТВО
Оно зародилось в середине I тыячелетия до н.э. и до сих пор играет важную роль как в восточной, так и в западной культуре. Его основателем считается Сиддхартха Гаутама (623—544 до н.э.), или Будда. Став просветленным, Будда создал монашескую общину — сангху (санскр., дословно «общество»). В отличие от христианства, буддизм не знает единой церковной
4 Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X—XV вв. М., 2002. Лео Мулен — признанный специалист в области истории и социологии религии. Он изучил множество самых различных источников: хроник и сборников обычаев, посланий основателей орденов и житий святых, а также научных трудов, посвященных этой проблематике.
660
организации, поэтому общины-сангхи и монастыри играют здесь ключевую роль. Буддизм начинался как движение нищих и отверженных (дословно — бхикшу). Нищие составляли монашескую общину — сангху. Людям, не нашедшим себе места в жизни, Будда предложил свой путь спасения от страданий. Он лежал в общинном братстве, которое стоит вне гражданской жизни и государственных институтов.
БУДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas — проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет), имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме, происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды — Шакьпмуни, «отшельник из шакьев»). Имя Будды древнеиндийский мудрец Шакьямуни получил после обретения им особого духовного опыта (дара).
САНГХА — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.
Буддизм интернационален и всеяден: членом общины может стать любой человек независимо от пола, национальности, цвета кожи, касты, социального происхождения (да он и создавался как религия нищих и угнетенных). Исключение составляют заразные и психически больные, должники, военнослужащие. Все, кто надевает монашескую одежду, считаются равными — братьями по вере. Среди членов сангхи есть мальчики, послушники и монахи. Наиболее важные вопросы в сангхи решаются общим голосованием, повседневную жизнь регулировал выборный совет.
Тибетские монахи
Среди монахов наиболее заметная группа — известные или прославленные учителя, основатели и лидеры буддийских школ и философских направ-
661
лений (Нагарджуна, Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти и др.)- Все они происходили из брахманских семей, принадлежащих к высшей касте. И хотя буддизм, впрочем как и другие мировые религии, задумывался как идеология нищих и угнетенных масс, брахманы составляли около 30% буддийской общины-сангхи (в целом от населения Индии их доля не превышает 10%). Вместе с тем сангха не закрывала двери перед деклассированными элементами, людьми, сменившими традиционное занятие, гетеры и др. Такого рода маргинальная прослойка особенно характерна для индийских городов, где наиболее явно ощущается, как на смену кастовой системе приходит классовая. Между двумя прослойками буддийской сангхи находился средний класс индийского общества: kulaputra и kuladuhitar — «сын хорошей семьи» и «дочь хорошей семьи». Среди приверженцев буддизма особую роль играли представители наиболее обеспеченных слоев. Их поддержка приносила значительную прибыль сангхе5.
Монахи жили, собирая подаяние с благочестивых мирян. Со временем появились и пожертвования, приносившие постоянные доходы. Запрет иметь собственность распространялся лишь на отдельных монахов, но не на целые общины. Монастырям не возбранялось получать в пожалование деревни, в которых они могли собирать подати. Отдельные монастыри играли значительную роль в политической жизни. Хроники Шри-Ланки, например, рассказывают об активном вмешательстве сангхи в государственные дела и порой кровопролитных столкновениях между наиболее влиятельными монастырями.
Монах не является священнослужителем, т.е. не выступает посредником между мирянином и Буддой или богами. Функционеры в храмах обычно не монахи, а миряне. Мирянин становится монахом по своему желанию и пребывает в буддийской общине столько, сколько хочет. По традиции монахом становятся не меньше чем на месяц, например, на время отпуска, более краткое пребывание в сангхи считается неприличным. Монахами в буддизме, как в православии и католицизме, становятся на всю жизнь.
Мальчики с 8 лет считались послушниками, после двадцати они становились монахами. Абсолютное большинство мальчиков — из бедных семей, родители отдают их в монастырь в надежде, что они получат хорошее воспитание и научатся читать и писать, но им обычно приходится выполнять черную работу. Их главная обязанность — строгое исполнение монастырского устава и повторение многочисленных заповедей. Периодически устраивались коллективные покаяния, во время которых каждый монах признавался в своих прегрешениях и принимал назначенное ему искупление. Монахи могли работать по благоустройству своей обители, часто занимались врачеванием, обучением, но главным их делом были неустанные тренировки психики, которые должны были способствовать полному самоконтролю и, в конечном счете, вести к освобождению — нирване.
Классический образ буддийского монаха таков: не обремененный имуществом, он живет очень скромно; обязуется никому не причинять вреда, не красть, не принимать возбуждающих средств, не вступать во внебрачные отношения, не лгать. Его имущество состоит из чаши для подаяний, пояса, иголки с ниткой, точильного камня, бритвы, цедилки для воды и трех кус-
5 Гунский А.Ю. Социальная структура буддийской общины в IV—VII вв. (www.ssu.samara.ru).
662
ков ткани: один носится на бедрах, второй — на левом плече, третий покрывает голову во время церемоний или в пути. Нищенствующие монахи носят желтые или оранжевые одеяния, а монахини — белые одежды. Бритоголовые, в оранжевых одеждах, с горшком для милостыни в руке, они скитаются по городам и селениям. Нищенствующая братия четыре месяца в году — сезон дождей — проводила в пещерах, а впоследствии — и в специально построенных для них помещениях монастырей.
Поскольку этический кодекс прямо запрещал буддийским монахам занятия земледелием и участие в любых формах денежного обмена, единственным источником средств существования становились добровольные пожертвования мирян. Такой способ существования ученые назвали экономикой дара, главным символом которого является монашеская чаша для сбора подаяния. Сбор подаяния проводился в первой половине дня (так как монахи могли принимать пищу только от рассвета до полудня) и подчинялся жестким правилам: не делать запасов пищи, не накладывать чашу с верхом, не ковыряться в ней руками и не набивать рот при еде; принимать подаяние следовало с благодарностью и при этом смотреть в чашу. Смысл этого правила состоял, видимо, в том, что монахи не должны были излишне отрываться от мирян, от помощи которых они зависели. Поскольку подаяние выступало постоянным занятием, монахам грозило превратиться в обычных попрошаек. В связи с этим запрещалось выпрашивать пищу: сбор подаяния проходил в молчании, монах просто подходил к дому или прохожим и, если ему не подавали, молча уходил, не теряя достоинства.
Добродетель даяния почиталась одним из существенных шагов в буддийской практике, предваряющих учение о морали; главным способом улучшить свою карму и обрести хорошее рождение в следующей жизни. Добровольное жертвование без расчета получить что-то взамен воспринималось как религиозная заслуга и средство борьбы с жадностью. От хорошего впечатления, произведенного опрятным внешним видом и приличествующим поведением, во многом зависело отношение к монахам со стороны мирян, привлечение в сангху новых сторонников, отношение к буддийскому учению в целом.
В бирманских деревнях до сих пор существуют специальные книги, в которых учитываются заслуги, полученные от подаяния. Благодаря учету заслуг миряне стараются убедиться, что их добродетели перевешивают грехи и они получат благоприятное перерождение.
Сбор подаяния выполнял важные социальные (не позволял монахам отрываться от простых мирян, жить их заботами и чаяниями) и культурные (необходимость следить за своим внешним видом) функции. В религиоз-
БЗ
ном плане роль даяния для мирян определялась тем, что оно было главным способом улучшить свою карму и обрести хорошее рождение в следующей жизни. Хотя жертвователь и не рассчитывал получить что-то взамен своего дара, обретенная в результате даяния религиозная заслуга все-таки могла исчисляться определенным образом, и зависела от трех факторов: чистоты намерений дающего, степени святости принимающего и от типа и размера даяния6.
По правилам этикета создавались трактаты и инструкции, предписывавшие, что должен и чего не должен делать монах в публичных местах, в том числе: не должен появляться обнаженным или полуобнаженным; обязан был говорить тихо, громко не смеяться, глаза держать опущенными; не размахивать руками, головой или всем телом, не ходить на цыпочках или на пятках; голова монаха не должна быть покрыта, он не должен пользоваться обувью и зонтиком.
Разновидностью буддийского монаха на Тибете является лама — монашествующий духовный учитель. Одна из важнейших миссий ламы — сопровождать душу умершего в период между кончиной и новым рождением. Для овладения этим искусством ламы проводят многие годы в учении и медитации.
Буддизм, религия по сути своей монашеская, утвердился в Китае несмотря на то, что изолированная монастырская жизнь нищенствующих монахов
Врезка
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!