СВЯТЫЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ



Святые принадлежат к более широкой категории культурных героев, со­ставляя от них лишь одну часть. Помимо святых к культурным героям от­носятся множество других типов как реальных, так и выдуманных персона­жей, оказывающих на людей мобилизующее влияние, способное вдохновить их на героические поступки или добрые дела.

Агиографические источники — жития святых — как дидактический ма­териал всегда использовались в мировых религиях, поскольку свои святые, т.е. особо почитаемый тип культурных героев, существует у каждой религии и у многих сект.

На протяжении многих столетий функцию культурных героев в целом и религиозных в частности выполняли святые. Своими подвигами, жизнью, поучениями они представляли для общества определенные нравственные идеалы, к которым должны стремиться верующие. Своими действиями свя­тые давали порой недосягаемый пример поведения для окружавших их лю­дей. Святые, или их аналогии, есть во всех монотеистических религиях и без них невозможно нравственное здоровье народа и солидаризация общества вокруг них. Поэтому святые выполняют не только культурную функцию установления высших ценностей, но и социальную функцию сплочения общества (интегративная функция).

С самого начала возникновения канонизационной практики Церковь на примере святых, представляла верующим определенный образец христиан-

11 Христианство: Словарь/ Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. М., 1994.

Б 34

ского поведения. Однако современным обществом далеко не всегда усваи­ваются те идеалы, которые проповедуются в житиях святых. Почему ка­нонизированные церковью святые не пользуются таким почитанием, как «народные» святые, т.е. те, кого церковь отказывается канонизировать, а на­селение почитает? Задача социологии состоит в том, чтобы разобраться в структуре современного массового сознания, проанализировать причины и истоки его деформации, раскрыть структуру этого феномена и, выявив иерархию религиозных ценностей, показать в ней место святых как носи­телей культурного идеала. В любом случае очевидным представляется тот

факт, что потребность в институте свя­тых есть и у церкви, и у общества.

В традиционном обществе массовое сознание было достаточно однород­ным. Большинство людей верили в од­ного Бога, а различного рода секты, су­еверия и ереси преследовались. Сегод­ня ситуация другая: в современном обществе каждый волен выбирать себе не только политические ценности, но и культурные, социальные, религиозные. Человек вправе верить в то, во что он хочет, и поклоняться самым разным ценностям и идеалам. Культурное разнообразие сегодня идет рука об руку с религиозным плюрализмом. У каж­дого человека есть свобода религиозного выбора, и многие ею в достаточной мере пользуются. Они выступают в роли культурных и религиозных потреби­телей, а традиционные религии и постоянно возникающие новые культы и секты — в роли товаропроизводителей, предлагающих продукцию на любой вкус. В результате на духовный рынок выбрасывается ныне огромное количе­ство не только высококачественных «товаров», испытанных веками, но и фаль­сификаций вроде псевдокультов, псевдогероев и псевдосвятых.

Предметом социологического исследования выступают социокультурные аспекты религиозной практики (института) почитания святых: как инсти­тут почитания святых относится к разряду не фундаментальных, а частных институтов, размещающихся внутри института религии. Одна из функций института почитания святых — воспитание в верующих нравственности, христианской морали. Жития святых предлагают нам образцы высоконрав­ственного поведения и морали, следовательно, святые выступают в житиях как своеобразные агенты, или проводники высокой духовности. Святые преодолевают: 1) грехи против Бога (уныние, неверие, отчаяние) и 2) сугу­бо личные грехи (половая распущенность, чревоугодие, супружеская невер­ность). Святой борется прежде всего со своими собственными грехами, до­биваясь в конце нравственного очищения. «Жития, — писал историк Е.Ф. Шмурло, — отзывались на вопросы, волновавшие русских людей, по­могали разобраться в явлениях окружающей жизни, были первым опытом в области истории и, напоминая о том, что было и уже прошло, выясняли настоящее, помогали читателю определить свое собственное место и назна­чение в жизни. Отсюда жизненность и практическое значение житий. Жи­тия охотно читались и служили хорошею школою»24. Ориентируясь на жизнь

Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862—1462) / Отв. ред. А.А. Корольков. СПб., 1998. С. 264.

635

святых, сообразуясь с их поведением, простые люди выстраивают свою соб­ственную, земную жизнь. Таким образом, православные святые — это рефе­рентная группа для всех православных верующих, на которую те ориенти­руются и на заступничество которых они рассчитывают в случае драмати­ческих событий, болезни или опасности для жизни.

Категория святых в социологической науке должна трактоваться иначе, чем, скажем, в богословии, агиографии или истории. Для социологии свя­тые — это, во-первых, реальная социальная группа кандидатов в святые — князей, монахов, епископов, мирян или юродивых, которые жили в кон­кретную историческую эпоху в конкретной стране и совершали реальные действия. Во-вторых, это номинальная социокультурная группа, которая сформировалась после акта канонизации, т.е. причисления кандидатов к лику святых. В-третьих, это особый тип социального действия, черты кото­рого в одном похожи на обыденную деятельность мирян, в другом суще­ственно контрастируют с ней (табл. 13).

Таблица 73 Типы социальной деятельности и их признаки

 

Типы социальной деятельности Признаки социальной деятельности
Политическая деятельность Миротворческая деятельность: примирение враждующих сторон, разрешение конфликтов мирными способами Обличение власть имущих Позитивные отношения с власть имущими Негативные отношения с власть имущими
Социально-нравственная деятельность Помощь нуждающимся: нищим, бедным, сиротам, заключенным, голодным Помощь Церкви, клиру, монастырям и нищим, голодным, малоимущим Помощь Церкви, клиру, монастырям Организация заведений для малоимущих: приютов, больниц, странноприимных домов Заступничество за незащищенных (вдов, сирот)
Миссионерская деятельность Проповедь веры среди язычников, магометан, иноверцев Призыв к власть имущим быть милостивыми Постройка храмов и основание монастырей
Аскетическая деятельность Личная аскетическая жизнь: молитвословия по ночам, скромное питание, одежда и т.п. Терпение страданий и притеснений со стороны других Раздача своего имения Отказ от занимаемого положения, должности Мученическая смерть

Шаблонность повествования русских житий, о которой писали многие исследователи житийной литературы, не касается деятельности святых. На основе анализа текста выяснилось, что социальная деятельность святых раз­нообразна и во многом лишена повторов и однообразных ситуаций. При этом самыми «деятельными» выступают те святые, которые обладали более высо­кими статусами, вне зависимости от типа деятельности. Активность деятель­ности святых с более высокими статусами объясняется их большими возмож­ностями совершать акты социального действия по сравнению со святыми с более низкими статусами. Как показало исследование К.С. Емельянова, чаще всего упоминается аскетический тип деятельности, он наиболее характерен

63Б

для русских святых (219 случаев). Социально-нравственная деятельность, ко­торая предлагает для верующих образец поведения, выражена у русских свя­тых слабо (96 случаев). В основном она выражается в помощи малообеспечен­ным и незащищенным слоям общества (62 случая).

На основе анализа деятельности русских святых можно сделать вывод, что реальность, представленная в житиях, конструирует поведение человека, ос­новной задачей которого становится аскетическая деятельность, связанная в первую очередь с личной аскезой, т.е. с подчас действиями несоциальными. Для этого человека в первую очередь важно личное совершенствование, лич­ное спасение. В своей деятельности он должен не щадить себя и своих сил, вне зависимости от занимаемого положе­ния в обществе. Он так же должен быть готов умереть за свою веру. Деятель­ ность, направленная на помощь окру­жающим нуждающимся, нищим, неза­щищенным, для него не так важна. Он может проповедовать свою веру, а так­же выступать в роли миротворца. Но самое главное для него — не те, кто нуждаются в просвещении или перемирии, а он сам, который может достиг­нуть святости, если будет культивировать в себе аскетические настроения и творить аскетические подвиги.

Таким образом, мы получаем две социокультурные общности, зеркаль­но отображающие друг друга — на земле и на небесах: 1) кандидатов, т.е. живых людей с конкретными достоинствами и недостатками, характером и темпераментом, социальной карьерой и образом жизни; 2) их небесный образ, появившийся у реальных кандидатов после официальной канониза­ции и причисления к лику святых. Образ во многом идеализированный, отредактированный в соответствии с требования богословия и отраженный в житиях святых.

Помимо того, и с социологической точки зрения это особенно важно, ин­ститут чествования святых вносит в сообщество верующих определенную стратификацию, так как святые — это, по существу, меньшинство избран­ных, которые заслужили самый высокий титул благодаря особому образу жизни, ценностным ориентациям и формам социокультурного поведения. Говоря о почитании святых как социальном институте, мы подразумева­ем «ролевую систему, включающую нормы и статусы, обычаи и традиции, правила поведения»25. В нашем случае ролевая система включает:

♦ субъекта, принимающего решение о канонизации; он должен обладать очень высоким или достаточно высоким социальным статусом (это может быть или Собор — все епископы, или Синод — группа из не­скольких епископов);

♦ субъекта, которого канонизируют и кого на официальном языке име­нуют «кандидатурой»;

♦ группу людей, которая свидетельствует о чудесах святого и воздает ему почитание;

♦ группу людей, которая только воздает почитание, а свидетельств чудес не удостоилась;

Кравченко А.И. Социология: Учебник. М., 2001. С. 186.

637

♦ нормы, в соответствии с которыми почитание может начаться еще при жизни святого, а его прославление (канонизация) только после смерти;

♦ ранг статуса, который приписывается святому в соответствии с тем «амплуа», в котором святой послужил Богу.

В богословской литературе эти ранги обозначаются как «разряды» и рас­полагаются в следующем порядке: пророки, апостолы и равноапостольные, евангелисты, мученики, исповедники, бессребреники, святители, преподоб­ные, благоверные, праведные, блаженные, страстотерпцы26.

Культурная практика почитания святых может выражаться в разных фор­мах. Во-первых, это сам акт канонизации. На заседании Собора (если речь идет об общечтимом святом) или на епархиальном Собрании (если это местночти-мый святой) человека объявляются святым. К этому времени ему уже состав­лена служба (порядок молитвословий в честь святого), написана его икона. Во-вторых, почитание выражается в молитвенном обращении к святому (в храме служатся молебны в его честь, верующие молят его о ходатайстве перед Богом). В-третьих, почитание может выражаться в благоговейном отношении к иконе и к мощам святого. Если последние сохранились, то обычно их полагают в раку (гробницу, украшенную драгоценностями), к ним прикладываются верующие. В-четвертых, почитание может выражаться в построении храма в честь свято­го. Тогда «храмовым праздником» становится день памяти этого святого. На­пример, у храма, построенного в честь святых бессребреников Косьмы и До-миана, праздник 14 июля — день памяти этих святых. В-пятых, почитание свя­тых находит свое отражение, когда человек проходит обряд крещения. Новокрещенному нарекают новое христианское имя — имя того святого, ко­торый становится его небесным покровителем. С этих пор человек обращается в молитвах к этому святому как к своему «личному» святому. А в день, когда празднуется память святого, христианина, носящего его имя, поздравляют с именинами. Кроме всего прочего, в честь святых могут организовываться ду­ховно-просветительские миссии, общественные и образовательные организа­ции, монашеские ордена, чтения, конференции и т.д.

Социальные институты и социокультурные практики находятся в тесном единстве. В самом деле, социальный институт — относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются чаще всего не государством, а самими людьми и поддерживаются с помощью социальных норм, посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. К примеру, исповедь является социокультурной практикой, а не учреждением или организаци­ей. Это многовековая практика, имеющая свои технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей практики (исповедники и исповедуемые), систему предписанных статусов и ролей.

Социальный институт кроме того представляет собой единство двух начал — формальной и неформальной организации. Первая выражается в своде офици­альных правил, распоряжений, инструкций и нормативов, а вторая — в сло­жившейся практике межличностных отношений между людьми, своего рода неписаном кодексе или, иначе говоря, в «неуставных отношениях».

В случае канонизации роль формальной организации выполняют церков­ные органы управления (Собор, Синод), которые принимают решение о ее

26 Такая последовательность имеет место быть в богослужении при перечислении святых.

638

осуществлении и разрабатывают соответствующие нормативы. Согласно таким нормативам, в определенный день должна служиться торжественная служба новопрославленному святому, и с этого времени каждый год празд­нуется его память. Со своей стороны, верующие пишут иконы, приклады­ваются к мощам святого (если таковые есть), молитвенно обращаются к нему. Все это делается в соответствии с традицией, которая никаким законом или каноном не прописана, а потому указывает скорее на присутствие нефор­мальной организации.

Телевизионная трансляция католической канонизации , 2002 т .

Как мы знаем из предыдущих томов «Фундаментальной социологии», каждый институт выполняет явные и латентные функции, а кроме того он обладает функциями (положительная деятельность института) и дисфунк­циями (негативная деятельность института). Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дис­функциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. При­мером может служить канонизация святого без ведома (а иногда и без согла­сия) Собора или Синода. В этом случае человек, почитаемый в народе, «ка­нонизируется» местным приходом. Уже написаны его иконы, а иногда и построен храм или часовня в его честь. Подобные прецеденты бывает до­вольно трудно пресекать, так как иногда «самочинное» почитание приобре­тает в народе стихийный характер. Церковные власти скорее пытаются рас­следовать такую «канонизацию» и выразить свое согласие или несогласие по ее поводу. Часто неформальная канонизация становится причиной фор­мального прославления. Однако бывает, что после расследования Собор или Синод накладывает запрет на прославление «святого», тем не менее почи­тание продолжается. Показательный пример — несостоявшаяся канониза­ция Григория Распутина и Ивана Грозного, которые продолжают почитать­ся некоторыми маргинальными группами в Русской православной церкви. Так, иконописец И. Дождин считает Ивана Грозного и Григория Распутина святыми. В его иконописной мастерской уже написан Распутин с нимбом и

639

несколько икон Иоанна Грозного, а желающих приобрести такие образы — более чем достаточно. Главным делом своей жизни певица Жанна Бичевская, народная артистка России, считает популяризацию Ивана Грозного и Гри­гория Распутина. На одном из ее из последних альбомов помещены рядом портреты Николая II и Григория Распутина. Представители православной церкви считают, что народное почитание не является необходимым условием для канонизации.

Что касается норм и учреждений, регулирующих сферу деятельности ин­ститута святых, то нормы основываются на правилах соборов и традиции. В роли учреждения выступают органы церковной власти (как уже говори­лось, это могут быть Собор или Синод).


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!