ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОСТАВА



В конце 1990-х гг. И.Г.Каргина19 изучала эмпирическими методами кон­фессиональный состав населения России. В ее задачу входило измерить показатели, характеризующие динамику развития христианских конфессий; выявить процессы, носящие принципиально новый характер, отражающие принципиально новый этап жизни религиозной сферы постсоветских госу­дарств. Данные собраны в результате проведения следующих процедур: ♦ Почтовый опрос руководителей христианских объединений в государ­ствах, ранее входивших в состав СССР (февраль 1993 — июль 1994 г.). Разослано 9 250 опросников, получено 3 160 заполненных анкет. Наи­большую долю опрошенных составили объединения России (40,57%), Украины (35,32%), Молдовы (7,59%) и Беларуси (4,15%).

Градировский С. «Русский ислам» как явление и как предмет исследования (http://religare.ru). Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 111-118.

613

♦ Социально-статистическое обследование христианских организаций Москвы и Московской области (ноябрь 1996 — март 1997 г.). Всего изу­чено 826 организаций в Москве и 898 организаций по Московской облас­ти — все официально зарегистрированные по состоянию на 01.01.1997.

♦ Анализ содержательных данных Минюста РФ и публикаций журнала «Религия и право» (1996—1997). В разработку включена информация о 14 688 организациях России, зарегистрированных на 01.01.97. Управлени­ем по делам общественных и религиозных объединений Минюста РФ.

Свой опрос И. Г. Карги на проводила в те времена, когда не существовала (да и не существует по сей день) точная информационная сеть, объединя­ющая данные о всех религиозных объединениях (точный адрес, вероиспо­ведание, общие сведения о деятельности и проч.). В таких условиях оказа­лось невозможным очертить границы генеральной совокупности. Была предпринята процедура так называемого «снежного кома», когда за исклю­чением первого шага выбор очередного респондента совершался по указа­нию респондентов, включенных в выборку на предыдущем шаге.

Анализ данных показал, что за десять лет — с 1985 по 1995 г. — созданы впервые или возобновлена деятельность 38,2% христианских организаций. А за предшествующие 20 лет «брежневского периода», т.е. в 1964—1984 гг., были созданы только 14,3% организаций. В еще более ранний период — с 1955 по 1964 г. — возникло только 2,63% новых организаций. За пять лет с 1985 по 1990 г. было создано 15,95% от общего числа новых религиозных объединений. В период с 1991 по 1994 г. возникло еще 22,2% организаций, причем максимум приходится на 1992 г. (8,58%). Процесс создания и реги­страции новых религиозных объединений продолжается и сегодня: на 1 ян­варя 1997 г. зарегистрировано на 1 610 организаций больше, чем в 1996 г. Всего за два последних года было создано и официально зарегистрировано 11,7% новых объединений христианских конфессий (от общего количества действующих на начало 1997 г. христианских объединений).

Перепись 2002 г. показала, что Россия сегодня — одно из самых много­национальных государств мира, где проживают представители около 160 национальностей. Минюстом зарегистрировано около 22 тыс. религиозных организаций, представляющих 69 конфессий.

Среди субъектов федерации наибольшей конфессиональной плотностью отличается Москва (табл. 10) и Московская область. В конце 1990-х гг. в Москве более '/3 всех религиозных объединений составляли объединения протестантских деноминаций, а немногим более '/2 — объединения право­славных деноминаций.

Таблица 10 Религиозные организации Москвы

 

Наименование религиозной группы Всего объединений % от всех религиозных объединений % от всех христианских объединений
Христианские объединения, втом числе: Православные Протестантские Католические 748 437 300 11 90,7 53 36,4 1,3 58,3 40,2 1,5
Нехристианские религиозные объединения 78 9,3  

614

Согласно исследованиям И.Г. Каргиной, распределение религиозных организаций в России представлено в табл. 11.

Таблица 11 Религиозные организации России

 

 

Религиозная группа

1996 г .

1997 г .

Всего организаций % по отношению к своей религиозной группе % по отношению ко всем религиозным организациям Всего организаций % по отношению к своей религиозной группе % по отношению ко всем религиозным организациям
Христианские объединения Православные Католические Протестантские Ислам Иудаизм Буддизм Другие нехристианские конфессии 10 055 7492 183 2 380 2494 80 124 325 74,5 1,8 23,7 76,9 57,3 1,4 18,2 19,1 0,6 0,9 2,5 11 385 8 374 241 2 770 2738 53 149 363 73,6 2,1 24,3 77,5 57,0 1,6 18,9 18,6 0,4 1,0 2,5
ИТОГО:

13 078

14 688

Источник: Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 111 — 118

Религиозная карта Московской области отлична от московской: 79% всех религиозных организаций составляют православные объединения, протес­тантские — 19%, католические официально не зарегистрированы, мусуль­мане — 1%, иудаисты — 1%. Общий вектор конфессиональных изменений в 1996—1997 гг., поданным исследования И.Г.Каргиной, выглядел следую­щим образом:

♦ постоянно увеличивалось число христианских объединений; внутри христианской религии росла доля протестантских объединений (с 23,7 до 24,3%) и католических (с 1,8 до 2,1%);

♦ отмечалось некоторое снижение удельного веса православных объеди­нений (с 74,5 до 73,6%);

♦ доля христианских религиозных объединений по отношению к другим верованиям немного возросла (с 76,9 до 77,5%);

♦ к концу 1996 г. количество протестантских организаций оказалось больше, чем мусульманских (соответственно: 2 770 против 2 738)20.

На постсоветском пространстве резко обострилась конкуренция между религиозными направлениями на рынке духовных услуг. Представители традиционного христианства столкнулись с совершенно новым для себя явлением: возникновением большого числа межконфессиональных христи­анских объединений (в официальной статистике им присвоено наименова­ние «неденоминированные»), которых в советский период не было. Главную

Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 117.

615

силу среди них составляют тоталитарные секты и так называемые миссии. Большинство миссионеров, работающих в межконфессиональных органи­зациях, являются протестантами, однако практически все межконфессио­нальные организации имеют экуменическую направленность. Они оказы­вают услуги людям, не спрашивая об их религиозной принадлежности. В ча­стности, межконфессиональные религиозные объединения взяли на себя решение многочисленных социальных проблем общества: оказание матери­альной, духовной, медицинской помощи малоимущим гражданам, пенси­онерам, детям. Ими создаются приюты для бездомных взрослых и детей, бес­платные столовые, закупается и без­возмездно передается детским домам огромное количество самых необходи­мых вещей, продуктов питания и меди­каментов.

Активная экспансия на российском рынке западного христианства прояв­ляется как в росте численности его сто­ронников среди этнически русского населения, так и в разнообразии форм и видов новых объединений. Подавля­ющее большинство христианских ре­лигиозных объединений составляют церкви (72%), на втором месте стоят миссии (14%), на третьем — союзы, объединения, органы религиозного управления (5,4%)21. Совершенно новы­ми для нас являются такие христианские объединения, как «Христианский юридический центр», «Союз христиан-предпринимателей», «Объединение христианских фермерских хозяйств», «Центр изучения Библии», «Медицин­ское христианское общество» и др. Их деятельность выходит за рамки чис­то религиозных функций, приобретая полурелигиозный и полусветский характер.

1 Каргина ИГ. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 117.

5

СВЯТЫЕ : КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 1

Сегодня в России наблюдается процесс , получивший у специалистов на­звание религиозного возрождения : люди потянулись в церковь и к ис­точникам высшей духовности , которых они были лишены более 70 лет . Десятки тысяч храмов возвращаются верующим , первые лица государ­ства , чего никогда не было прежде , участвуют в церковной службе , пред­приниматели инвестируют реставрацию , ученые пишут диссертации по социологии религии . Как социальный институт церковь , согласно опро­сам общественного мнения , пользуется наибольшим доверием и авто­ритетом 2 .

Среди религиозных институтов особое место занимает почитание свя­тых , которое можно трактовать одновременно и как культурную практи­ку , освящающую имя земного человека и превращающую его в особо ценимую религиозную реликвию , и как социальный институт , помогаю­щий страждущим найти в жизни твердую нравственную опору , боль­ным избавиться от недугов , сомневающимся обрести ангела - хра­нителя и небесного заступника . Канонизация святых выполняет важные функции в сфере социальной мобильности , способствуя продвижению в разряд культурных героев тех людей , кто внес выдающийся вклад в развитие церкви и спасение Отчизны .


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!