ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ



Понятие о святых сложилось, по всей видимости, задолго до христиан­ства, поскольку еще в поздней античности — в первой четверти II в. — бы­товало мнение, что человек может являть божественную реальность другим или с помощью особого божественного предопределения, или посредством

Материал подготовлен в соавторстве с К.С. Емельяновым.

Религиозность России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.; М., 2000. С. 14; Дубин Б.В. К вопросу о доверии: элемен­тарные формы социальности в современном российском обществе // Куда идет Россия?.. Фор­мальные институты и реальные практики. М., 2002 г. С. 190-199.

Б 17

творимой им добродетели, или благодаря своим личным качествам. В язы­ческом обществе неоплатонизм развил свой собственный тип святого, в котором «святой» не всегда был четко отличаем от «колдуна». И конечно же всегда существовала «божественность» и «святость» императоров3. Соответ­ственно и истоки житий как литературного жанра лежат в глубокой древно­сти: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жан­рах «энкомия» (т.е. похвального слова — как правило, заупокойного) и био­графии (Жизнеописания Плутарха, I в.).

Поклонение и молитвенное обращение к святым в христианстве восхо­дит к языческим временам и культу богов. Число языческих богов, также обладавших священным статусом, в некоторых культурах было сравнимо или даже превышало количество святых в современном католичестве или пра­вославии. Так, древневавилонский пантеон насчитывал около 5 000 богов и богинь. Их немало в буддистском Китае и языческом Риме. Им также по­клонялись люди и просили заступничества.

По утверждению Ральфа Вудроу, с распространением христианства но­вообращенные язычники не очень хотели расставаться со своими «богами» и, если не находилось достойных их двойников в христианстве, тогда боги и богини переименовывались и назвались «святыми». Поскольку христиан­ство и язычество смешались, то иногда святому давалось имя, созвучное имени языческого бога или богини, которого он заменял. Богиня Виктория из Бас-Альп стала святой Викторией, Шерон стал св. Сераносом, Артемис — св. Артемидосом и т.д. Сходные явления происходили и в православии. Многие христианские святые заменили в народном сознании языческих богов, восприняв их функции и заняв их место в пантеоне: пр. Илья замес­тил громовержца Перуна, св. Николай и др.— «скотьего бога» Велеса, св. Па­раскева Пятница — богиню Макошь и т.д.

В христианстве продолжалось не только поклонение старым богам (по новой форме), но и статуи этих богов остались. В некоторых случаях те же самые статуи языческих богов передавались в наследство христианским свя­тым. На Руси были храмы Ильи Сухого и Ильи Мокрого, в которых совер­шались моления о дожде и о ясной погоде. С веками все больше и больше накапливалось статуй, и на сегодняшний день в Западной Европе существу­ют церкви, где находится от двух до четырех тысяч статуй. К святым обра­щались за помощью во всех случаях жизни с молитвой, им давали обеты, приносили жертвы и подарки, на них обижались за неисполнение просьб и даже наказывали — отворачивали икону с изображением святого к стене, разбивали ее, бросали в воду. Так, к свт. Николаю русские крестьяне обра­щались с просьбами уберечь скот и урожай, поскольку он почитался самым старшим и близким к богу угодником.

Формы обращения со святыми в повседневной жизни мало чем отлича­лись от способов обращения с домовым, лешим, водяным или русалкой. Святых почитали не только за их заступничество и сотворение чудес, но также из страха перед ними, из боязни навлечь на себя их гнев. В.А. Руднев писал о святом как о «крестьянском боге», о котором на Украине в старину говорили: «Никола богом буде, як бог умре». Автор приводит в качестве до­казательств деяний свт. Николая народные сказания, взятые из известных

3 MeyendorffJ. Imperial Unity and Christian Divisions. The Church 450-680 A.D.; N.Y., 1989. P. 92.

Б18

сюжетов житийной литературы4. А. Невский высказал гипотезу об истоках популярности святого, увидев в нем заместителя, связанного с плодороди­ем славянского бога Рода5. Русские старожилы Тоболо-Иртышского регио­на связывали с «вешним» Николой обряды закликания весны6. В польских деревнях имела хождение легенда о том, что «Миколай» является защитни­ком скота от волков, а также опекуном девушек на выданье и детей, спаса­телем утопающих; у чехов и поляков в его день выступали зооморфные и антропоморфные ряженые. У многих народов Европы день святого превра­тился в веселый детский праздник, связанный с обычаем делать подарки от

его имени7. Свт. Николай оберегал кре­стьян от необдуманных, заранее гре­ховных поступков.

Культ святых лежит в основе народ­ного календаря. Имена святых (часто в трансформированном виде) служат названиями праздников, асами святые воспринимаются как персонифициро­ванные праздники. На этом основании критики христианства заявляют, что современное поклонение святым пред­ставляет собой ничто иное, как модифицированную форму языческого идо­лопоклонства. События и деяния, явившиеся основой почитания и канони­зации святых, продолжают жить в книжных текстах и близких к ним фоль­клорных жанрах (духовные стихи, легенды). Культ святых широко распространен в христианстве (в протестантизме отсутствует) и исламе.

На самом деле культ святых в христианстве имеет только внешнее сход­ство с идолопоклонством, поскольку главное в святости — нравственное учительство, стремление приблизить свой образ жизни и свои мысли к ис­тинно христианским ценностям. Святые передают нам свой духовный опыт и воспитательство, а не внешний образ. Они учат нас не гордыне, а смире­нию. Многие святые были настолько требовательны к себе и снисходитель­ны к другим, что считали себя грешнее всех людей. Хотя в народном созна­нии образы христианских святых обросли фольклорными и мифологиче­скими чертами, в целом они сохраняют свой сакральный ореол. В житийной литературе повествуется о земных подвигах святых, среди которых наибо­лее популярны у восточных славян святые Николай, Егорий, Димитрий Солунский, Федор Тирон, Михаил-архангел, Кузьма — Демьян, а также Алексей — человек Божий, Иосаф-царевич, Борис и Глеб. Они почитаются не столько за свою чудотворную мощь, сколько за горькую судьбу и нрав­ственный пример.

В христианстве существуют два принципиально различающихся по сво­ему смыслу понятия — поклонение и почитание. Поклонение подобает воз­давать одному лишь Богу. Почитать же можно Богородицу, святых, ангелов,

Руднев В.А. Древо жизни. Об истоках народных и религиозных обрядов. Л., 1989. С. 117. Невский Л. Оттеснивший самого «Спаса» // Наука и религия. 1972. № 5. С. 66. Золотова Т.Н. Локальные особенности и место в общерусской традиции календарных праздников русских Тоболо-Иртышского региона // Гуманитарные науки в Сибири. 2000. № 3. С. 53. Календарные обычаи и обряды зарубежной Европы. Зимние праздники. М., 1973. С. 85, 206.

619

их изображения, святые места и предметы, что никоим образом не тожде­ственно поклонению и при правильном подходе не противоречит поклоне­нию единому Богу. По отношению к святым, ангелам, а также местам и предметам, чтимым верующими, используется термин «почитание». Одна­ко применительно к Святым Дарам говорится «поклонение», поскольку в них пребывает вся полнота Божества. Исключение представляет Крест Гос­подень, почитание которого по традиции называется поклонением, по­скольку предполагается поклонение не знаку креста или изображению рас­пятия, а самому Богу ввиду тайны искупления. Предметом почитания не могут быть даже символы Отца (рука, старец на небесном троне, око) и Свя­того Духа (голубь, огонь, сияние): они служат лишь для помощи в молитве и медитации8.

Одни из наиболее почитаемых христианских святых

Общекультурное значение святых заключается в том, что в каждом по­колении, в каждую эпоху среди христиан находятся выдающиеся люди, ко­торые могут служить образцом для подражания. Их жизнь и поведение со­ответствует высшим духовным принципам, которые, благодаря живому опы­ту святых, остаются неизменными на протяжении тысячелетий, и всегда будут служить мерилом оценки поведения всех последующих поколений христиан. Святые несут через века эту эстафету духовных ценностей, пере­давая ее следующим поколениям, вдохновляя их своим примером. Они вы­полняют функцию архетипа христианского опыта, поскольку святые во все

8 Католическая Энциклопедия (www.mtu-net.ru).

620

века, вплоть до наших дней, ведут себя так же, как вели себя первые хрис­тиане, демонстрируя тем самым неизменность фундаментальных принци­пов христианства. Святые — это персонизация общественных идеалов, уни­версальных культурных ценностей в зримом и наглядном образе, это абст­рактные ценности, облеченные в плоть и кровь.

Народное почитание святых свидетельствует о том, что задаваемые церко­вью нравственные идеалы становятся составной частью народной культуры и неразрывны с жизнью самого народа. Именно церковь, а не государство или артистическая элита, смогла сполна удовлетворить глубинную потребность народа, найдя для практического воплощения духовных ценностей самых подходящих и самых надежных акторов. Святые оказались самыми эффектив­ными популяризаторами христианского учения среди широких народных масс, значительная часть которых по крайней мере в средние века оставалась неграмотной и не умела читать специальную литературу.

Высока и социальная значимость святых. Как явствует из житий святых, это были такие же люди, как и все прочие, жившие среди них, знавшие на­дежды и чаяния простых людей, выступавшие их защитниками. Своим при­мером они показывали народу, что в борьбе с бедностью и бесправием помо­гают не только правительство и государство, но самые обыкновенные люди, умеющие ради защиты сирых и обиженных совершать героические поступ­ки. В этом смысле святые являются социальными лидерами и духовными вождями народа, которые не ищут власти, не борются за нее, не манипулиру­ют и не злоупотребляют властью, но кому эту власть дает сам народ.

Всемирно известная мать Тереза (1910—1997)9, защитница бедных и больных, всю свою жизнь полностью и безоговороч­но посвятив Христу, умела в каждой страждущей душе разгля­деть черты Спасителя. В 1950 г. она учредила Орден милосер­дия, который сегодня насчитывает около 300 тыс. сотрудников в 80 странах мира, имеет в своем распоряжении сети детских домов, приютов, больниц, лепрозориев, 4,5 тыс. сестер мило­сердия Ордена занимаются благотворительной деятельностью в 133 странах. В 1979 г. мать Тереза стала лауреатом Нобелев­ской премии мира. О ней снимают фильмы и в ее честь орга­низуются кинофестивали. Многие вносили пожертвования в Фонд матери Терезы, и никого не оставляла она без благодарности. Еще при жизни называли ее послом искренней доброты, любви и сострадания к боль­ным и обездоленным. Вопреки официальным правилам Ватикана, процесс канонизации великой подвижницы начался до истечения пяти лет после ее ухода из жизни в 1997 г. И хотя обычно такой процесс занимает по меньшей мере 15 лет, иерархи христианской церкви в Индии намеревались возвести мать Терезу в ранг святых в 2000 г. Но только в 2003 г. в Ватикане прошла церемония причисления Римской католической церковью Матери Терезы Калькуттской клику блаженных. Обряд перед собравшимися 150тыс. па­ломников совершил папа римский Иоанн Павел II, который долгое время

Мать Тереза родилась 27 августа 1910 г. в г. Скопье в албанской католической семье (нынешняя Македония). В 1948 г. она получает индийское гражданство и открывает школу в трущобах Моти Джила, а спустя два года получает разрешение Ватикана на создание новой конгрегации — Орде­на милосердия.

621

дружил с матерью Терезой. Он настолько трепетно относился к Матери Те­резе, что стал инициатором ускорения процесса причисления ее к лику свя­тых. В благодарность за беспримерный труд на благо страждущих в разных уголках мира мать Терезу еще при жизни считали «Святой обездоленных».


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!