КРИТЕРИИ СВЯТОСТИ В ХРИСТИАНСТВЕ



Слово «святой» употребляется как в Ветхом, так и в Новом Завете, но в разных контекстах и в разных значениях. В Ветхом Завете оно используется скорее в виде исключения — для обозначения неких беспорочных избран­ников, а в Новом Завете оно обозначает всех христиан. Церковь есть обще­ство святых, но никто из верующих автоматически не становится святым по факту своей принадлежности к Церкви. Для этого надо пройти два важных этапа: 1) креститься, т.е. принять таинство Крещения, получить право от­правлять общее богослужение, участвовать в церковной жизни; 2) вести праведную жизнь, бороться со своими пороками и грехами, неустанно тру­диться на духовном поприще, т.е. стать способным к принятию особого ос­вящения Духом Святым. Первая ступень — начало пути, многие на ней ос­танавливаются, вторая — завершающая часть длинного пути (стяжание Духа Святого), в конце которого христианин только и может считаться святым. Многие не выдерживают пройти путь до самого конца, сворачивают с него, либо бесконечно блуждают.

Таким образом, в трактовке святости между религией Ветхого и Нового Завета существует принципиальная разница. Религия Ветхого Завета гово­рила о том, что свят только Бог; библейские святые — особенно пророки — были его провозвестниками, но они не обладали собственной святостью (святость не была их личным достижением). Христианство, т.е. религия Нового Завета, утверждает, что Господь воспринял человеческую природу — не абстрактную небесную, сверхъестественную, адоступную людям. Богстал человеком для того, чтобы человек мог стать богом. Христианская свя­тость — т.е. «жизнь во Христе» и участие в его божественности — обуслов­ливалась личными достижениями.

Слово «святой» часто употребляется в Новом Завете. Например, в своем втором послании апостол Петр так говорит о христианах: «вы — род избран­ный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2:9). Уже здесь проясняются основные критерии: а) святые — это не большин­ство, а меньшинство народа; б) они являются избранными, но не светски­ми властями, а Богом; в) относятся к особой категории избранников — цар­ственному священству; г) они взяты в «удел». Это слово можно трактовать по-разному, в том числе как находиться при особом деле, выполнять осо­бое задание, быть перенесенным в особое место. Все трактовки годятся для понимания участи святых — ратников Божьего дела. Однако дела эти — особого рода. Они связаны с подвигами, совершением чудес и мученической смертью во имя Божье. Мученическая смерть за преданность христианским идеалам и ценностям рассматривается как истинное выражение христиан­ской святости. Мученики почитаются в Церкви по самому факту перенесе­ния ими различныхлишений, страданий, мук и пролития ими крови за Хри­ста. «Никто излюдей не возлюбил Бога так, как мученики, — свидетельству-

622

ет святитель Иоанн Златоуст, и в другом месте он же говорит, — нет ничего светлее души, которая удостоилась потерпеть за Христа что-либо кажущее­ся для нас страшным и невыносимым».

Для христианства святость — это прежде всего связь с божественным, запредельным, высшим миром, для социолога — особая модель поведения, которая может быть признана эталонной, героической, мученической. По определению А.И. Осипова, «канонизация есть ни что иное, как свидетель­ство Церкви, что человек-христианин на том земном поприще, на которое он был поставлен Богом, показал ту норму христианской жизни, которая

может быть названа Церковью в каче­стве примера для всех других. Напри­мер... царь, который действительно показал, как он душу свою полагает за народ свой в управлении государством, какие христианские принципы руко­водили им в проведении государствен­ной политики»10.

Золото, очищенное в печи, — так называли праведников. Праведник — «земной ангел и небесный человек», разделяющий с людьми все тяготы земного, бренного существования, — становился реальным, телесным носителем качеств, присущих иному миру. Момент смерти праведника неизбежно воспринимался как час горького расставания, когда мир взывал к нему не уходить до конца, оставить некие памятные знаки своего пребывания на земле, которые продолжали бы сви­детельствовать о вечном и незримом. Такой «материей святости» станови­лись реликвии — прежде всего прославленные, чудотворящие останки по­движника, а кроме того — любая «материя», как бы впитавшая в себя каче­ство святости: моленый образ из кельи монаха, посох святителя, сорочка убитого на поле брани воина.

В специальном докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Юве-налия говорится, что «святыми Церковь называет тех людей, которые, очи­стившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых (т.е. вхождение в Царство Небес­ное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда. К таким лицам перво­начально относились апостолы, об избрании которых для вечной жизни сказал Сам Христос (Ин. 17. 21—24). К ним причислялись также ветхозавет­ные пророки и патриархи. Таковыми были и мученики, подвиг которых открывал перед ними Царствие Небесное. Святые — это наглядное обнару­жение Промысла Божия о человеке. Разнообразие же подвигов, приводящих к святости, свидетельствует о многообразии Промысла, которым управля­ются люди к жизни вечной и спасению. По учению Церкви, угодники Бо­жий, составляя лик святых, молятся перед Богом о живых собратьях по вере, которым последние воздают молитвенное чествование»".

Святые — 1) особенно чтимые церковью лица за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства;

Осипов А.И. Он так и не защитил своего народа... // Встреча. 1997. № 1(4). С. 6. Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru).

623

посредники между Богом и людьми; благочестивые христиане, угодившие Богу своей земной жизнью и причисленные Церковью к лику святых; 2) пер­сонажи христианской литературы и культа, усвоенные устной народной традицией.

Таким образом, подавляющая часть христиан остаются формально свя­тыми (по принадлежности к святой Церкви), но лишь немногие становятся святыми по содержанию (выполнив все указания и заветы святой Церкви). Именно эта часть христиан канонизируется и получает официальный ста­тус святого. Святой, праведник — это земной ангел и небесный человек. Он соединяет церковь земную и Церковь Небесную. Вступая после смерти в Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем хрис­тиан, прибегающих к его помощи. У многих слово «святой» ассоциирует­ся только с человеком, который достиг какой-то особой степени святости, т.е. с наиболее преданным последователем Христа. Но Библия утверждает, что все истинные христиане являются святыми, даже те, которым не доста­ет духовной зрелости или знаний.

Несмотря на такую расширительную трактовку понятия святых, канони­ческими святыми, т.е. прошедшими специальную процедуру подтверждения своей святости, канонизацию, считаются в христианстве лишь небольшая часть верующих, имеющих особые заслуги перед Церковью. Григорий Нис­ский именовал святых гражданами небесными, которые служат Богу среди земнородных. В неутомимой борьбе они преодолевают плотские похоти, и свое тело, по воле Господа, делают сосудом святыни. У святых не только слова, но даже лица исполнены духовной благодати. Если они сделают что-нибудь плохое, то торжественно это показывают, каждый день стенают и делают открытым для всех свой проступок. Святые свободны от тщеславия. Души святых исполнены кротости и человеколюбия ко всем людям.

Верх святости и совершенство состоят не в совершении чудес, но в чис­тоте любви. Два непременных атрибута святых — это их небесное заступни­чество за нас и наше земное поклонение им. Согласно формулировке Трент-ского Собора: «Святые, которые царствуют вместе со Христом, молятся Богу за людей. Очень хорошо и полезно молебно призывать их и искать в их мо­литвах прибежища, помощи и поддержки для обретения благ от Бога».

В раннем христианстве основной список почитаемых святых состоял из имен апостолов и мучеников. Первое упоминание о почитании святого, как о деле принятом, относится уже к первой четверти II в. Существует мнение, что почитание мучеников началось в середине I в.12 В церковных источни­ках второго века уже встречаются свидетельства о празднованиях наряду с днями воспоминаний евангельских событий и дней памяти мучеников.

Описывая первые века христианства, приходится говорить больше о не­кой социальной практике почитания святых, нежели об институте, так как в это время чествование святых только начинается и вводится в Церкви как благочестивый обычай. В каждой общине-церкви (она могла насчитывать всего несколько человек; например, в Антиохии в III в. существовала един­ственная христианская община числом в 17 человек13) почитались свои «мест­ные» святые, чаще всего мученики, не было никаких общих для всех церк-

12 Голубинский Е. Е. История канонизации святых Русской церкви, М., 1998 (репринт 1903). С. 13-14.

13 Basile de Cesaree. Traite du Saint-Esprit. 29/ Ed. B. Pruche (SC, 17). Paris, 1947. P. 251.

624

вей святых, отсутствовали письменные источники (жития святых), почита­ние основывалось исключительно на основе устных рассказов. Кроме того, не существовало канонического обоснования почитания святых (иными сло­вами, не было никаких обязательных для всех общин инструкций, которые бы регламентировали почитание святых).

К V в. практика почитания святых разворачивается, превращаясь в част­ный социальный институт. Уже вполне сформировываются его структурные элементы (табл. 12)14:

Таблица 12 Структурные элементы института чествования святых

 

Структурные элементы Институт чествования святых
Провозглашаемые цели и задачи Увековечивание памяти подвижников, своей жизнью угодивших Богу. Создание группы людей, которые могли бы служить образцом поведе­ния для христиан. Нравственное воспитание верующих
Образцы поведения Утверждение почитания святых (канонизация), почитание их останков (мощей)
Символические черты Иконы, фрески и статуи святых, мощи (или частицы мощей)
Утилитарные черты Храмы и часовни в честь святых, гробницы
Устная и письменная традиция Жития святых, сказания о чудесах, службы святым, молебны, тропари, кондаки и величания святым (особые песнопения, посвященные святым и их подвигам)

Отдельными практиками становятся: канонизация, различные формы почитания, составление житий, тропарей, написание икон и т.д. В таком виде на Востоке институт чествования святых сохранился до наших дней (в Западной Церкви — Римской — со временем немного изменилась про­цедура канонизации).

Если в раннем христианстве каждый христианин назывался святым, то уже к V в. начинает выделяться особая категория христиан, чья память чти­лась особым образом; с того времени святыми называют уже не всех хри­стиан, а лишь тех, кто своими подвигами и заслугами перед Церковью снискал всеобщее почитание. Если до IV в. христиане представляли собой более или менее однородную группу (в том смысле, что почти каждый из них был готов страдать за свою веру), то с прекращением гонений и пре­вращением христианства в официальную религию Рима, Церковь стала пополняться почти всеми подряд гражданами империи. Если до IV в. стать христианином — означало занять определенную позицию в обществе и быть готовым к преследованиям, то уже в V в. христианами становились все граждане просто по факту рождения в Римской империи. Церковь чув­ствовала эту перемену (неслучайно возникновение монашества — уход от мира — относится к IV в.), а потому и возник институт святых — как сво­еобразная реакция на социальные перемены в жизни Церкви. Иными сло­вами, то, что еще вчера было повседневностью, сегодня стало почти недо­сягаемым идеалом.

I4 D

и представленной таблице набор структурных элементов взят из: Chapin F.S. Contemporary American institutions. N.Y., 1935. P. 28.

625

В современном русском языке святым называется человек, который при жизни проявил себя как подвижник благочестия, как молитвенник или как мученик за Христа и за веру, и который канонизирован Церковью, т.е. при­знан святым. Сам акт канонизации (причисление к лику святых) происхо­дит всегда после смерти человека. Основаниями для канонизации являют­ся: почитание святого в народе, особые заслуги перед Церковью и/или об­ществом, мученическая кончина за веру во Христа, чудеса, совершаемые при жизни святого и после его кончины (на могиле). Причиной канонизации могут служить богословские труды святого, оказавшие влияние на Церковь. Для того чтобы человек был канонизирован, собираются необходимые све­дения о его жизни. Все собранные материалы рассматриваются на архиерей­ском или поместном Соборе и выносится решение о канонизации.

КАТЕГОРИИ СВЯТЫХ

С введением христианства на Руси Русская православная церковь нача­ла создавать собственный пантеон святых. Помимо общехристианских свя­тых, почитаемых византийской церковью, она ввела в него многочисленных угодников божьих, связанных лишь с русским православием. Первыми рус­скими святыми стали сыновья князя Владимира Киевского Борис и Глеб.

Часть существующих в христианстве святых является общей и для като­ликов и для православных (некоторые католические святые, например Иеро-ним и Августин, признаются православными церквами только блаженны­ми). Все католические святые, канонизированные после разделения церк­вей, православием не признаются. Число католических святых постоянно увеличивается. Например, только за первую половину XX в. было канони­зировано 82 и беатифицировано 859 лиц. Всего же в этот период насчиты­валось около 3 тыс. святых15.

Святым присваиваются следующие названия: праотцы, пророки, апос­толы, равноапостольные, мученики, великомученики, священномученики, преподобномученики, страстотерпцы, исповедники, святители, бессребре­ники, чудотворцы, столпники, юродивые, блаженные и праведные.

Мученик — святой, принявший мучения и смерть за веру в Иисуса Хрис­та. Почитание мучеников началось в Церкви сразу же после появления пер­вых свидетельств о них и возросло во время массовых гонений на христиан в Римской империи. Русская православная церковь имеет один из самых больших списков святых мучеников, более всего пополнившийся в XX в. в связи с преследованием верующих и деятелей церкви большевиками.

Равноапостольные — святые, прославившиеся распространением Еван­гелия и способствовавшие широкому обращению в христианство. В Русской православной церкви, ведущей свое начало с X в., этот чин представлен не­достаточно, поскольку распространение христианства происходило раньше, а именно в III-VI вв. Однако РПЦ канонизировала некоторых миссионе­ров, ставших святыми неразделенной Вселенской православной церкви. Живущие на Западе православные почитают св. Патрика, прославившего­ся своими миссионерскими подвигами в Ирландии (V в.), наравне с други-

Христианство: Словарь/ Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. М., 1994.

626

ми именно православными святыми. Еще в 1952 г. епископы Русской пра­вославной церкви за границей, собравшиеся на конференцию в Женеве, утвердили краткий список святых, «которые должны быть прославлены наряду со святыми Восточной церкви, так как их почитание было установ­лено в глубокой древности». Кроме св. Патрика в этом списке были имена св. Женевьевы (покровительницы Франции, и особенно города Парижа), св. Клотильды, королевы Франции, св. Илария из Пуатье, св. Виктора из Мар­селя, св. Викентия Лиринского и др.

Благоверные — разряд святых из правителей (царей или князей), просла­вившихся благочестием и способствовавших укреплению православной

веры. Первыми русскими святыми ста­ли князья Борис и Глеб, затем к святым причислены ярославские князья Васи­ лий и Константин, князь Владимир, креститель Руси, и его бабка — святая княгиня Ольга, князья Александр Невский и Дмитрий Донской и многие др. Весь сонм святых князей в зависимости от понесенного ими жизненного подвига подразделяется на несколько групп: а) равноапостольные князья, суть подвига которых состоит в распространении христианства; б) князья-иноки, принявшие в конце жизни монашескую схиму; в) князья-страстотерп­цы, жертвы политических убийств, погибшие на поле брани, принявшие му­ченическую смерть. В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (+1015), Игорь Черниговс­кий ("М147), Андрей Боголюбский (1" 1174), Михаил Тверской (+1319), ца­ревич Димитрий (+1591). Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образец христианской нравственности и терпения.

Преподобные — святые монахи, своими подвигами и святостью жизни стяжавшие высшее нравственное достоинство. Это второй по старшинству и наиболее многочисленный чин русских святых, ведущий свою историю с канонизации Феодосия Печерского в 1108 г. Центральной фигурой среди них является преподобный Сергий Радонежский. Согласно общехристианской традиции, центральными святынями обителей, основанных святыми ино­ками или прославленных их подвигом, становились их священные останки, продолжавшие и после смерти святого являть миру его святость. Являть не только исцелениями, но и воскрешениями — наизначительнейшими про­явлениями святости. Унаследовав от Византии разработанную систему упо­доблений, символов и аллюзий, согласно которой священные останки пра­ведника были «дороже драгоценных камней и благороднее золота», а сами святые, особенно мученики, представали «как золото и серебро, очищаемое огнем в печи», Русь восприняла и обычай создания драгоценных рак-релик-вариев. Традиция создания таких, иногда пышно устроенных рак (как пра­вило, с рельефным образом святого, воплощавшим идею нетления его свя­щенных останков) существовала уже в Киевской Руси. Формой почитания священных останков преподобных, как и других святых, было создание шитых покровов на их гробницы). Главной реликвией преподобных после их гробниц становятся их мощи и ризы. Простая (латанная) одежда святого монаха или ее часть становятся драгоценным свидетельством его святости. Многие обители хранят также освященные именем своего основателя кре­сты, посохи, литургические предметы и вериги.

627

Святители — разряд святых, к которому Православная церковь причис­ляет священнослужителей епископского чина (епископов, архиепископов, митрополитов); третий по значимости чин русской святости, помещается перед преподобными, сразу после апостолов и мучеников. Подвиг святите­ля соединяет в себе и иноческое, и мирское, и церковное служение. Его смысл в учительстве, защите чистоты веры, в служении спасению своей па­ствы. Типические черты русского святителя — это щедрая милостыня, за­бота об основании и украшении храмов и монастырей, тайная аскеза, не­укоснительное проведение в жизнь принципа гражданской справедливос­ти, суровость в борьбе за правду: Нифонт Новгородский (XI в.), ростовские Леонтий и Исайя (XI в.), Стефан Пермский (XIV в.) и др.

Юродивый — особая разновидность святых на Руси, избравших своим служением Церкви не общественное поприще или монастырскую жизнь, а аскетизм, уничи­жение и прорицание. Юродивый, или блаженный — человек, принявший на себя облик безумия ради отвер­жения ценностей мирской жизни. Своим подвигом притворного безумия или безнравственности они вы­являли несовместимость таких понятий, как христиан­ская правда и здравый смысл. Большинство юродивых отличались полным пренебрежением ко всем благам жизни — круглый год ходили босыми и почти без одеж­ды, некоторые носили вериги. Эти подвижники не боялись говорить правду царям и вельможам, облича­ли людей несправедливых и забывающих правду Бо-жию, радовали и утешали людей благочестивых и бо­гобоязненных.

Юродивый как новый чин святости входит в Русскую церковь, прибли­зительно в начале XIV в.16 Официально чин называется блаженный, Христа ради юродивый — особый чин святости. Его расцвет падает на XVI столетие, несколько запаздывая по отношению к монашеской святости: XVII в. еще вписывает в историю русского юродства новые страницы. По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV в. — 4; XV —11; XVI — 14; XVII — 7. Греческая церковь чтит 6 юродивых. Из них двое, св. Симеон (VI в.) и св. Андрей (IX в.), были известны и в Древней Руси.

Родиной русского юродства считается Великий Новгород,' с ним связа­ны все известные русские юродивые XIV и начала XV в. Здесь появился первый настоящий юродивый на Руси — Прокопий Устюжский (XIV в.). Вслед за ним приобрели народную известность Никола Кочанов (XIV в.), Михаил Клопский (XV в.). Но самыми знаменитыми являются московские юродивые, среди которых выделяется Василий Блаженный (XVI в.). В XVIII в. Синод запретил канонизацию блаженных. Последними святыми этого чина стали блаженная Ксения Петербургская (XVIII-XIX вв.) и бла­женный Николай Рынин (XIX в.), канонизированные в XX в.

Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения и подви­гу, ими подъятого (мученики, святители, преподобные, Христа ради юро­дивые и др.), в Русской церкви святые различались и по распространеннос-

16 Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1991.

628

ти их почитания — местно-храмовые, местно-епархиальные и общецерков­ные. В современной практике канонизации различаются только местночти-мые (т.е. те, чье почитание не выходит за пределы какой-либо епархии) и общецерковные (т. е. те, чье почитание имеется во всей Церкви). Критерии к прославлению общецерковных и местночтимых святых одинаковы. Име­на общецерковно прославляемых святых сообщаются Предстоятелям брат­ских Православных поместных церквей для включения в их святцы.

Кроме того, существуют святые, которые оказали влияние не только на данную область, страну или свою поместную церковь, а на все христианство.

Такие святые называются вселенски­ми, они чтятся всеми поместными церк­вами, как например, св. Василий Вели­кий или св. Климент папа Римский,  или св. Лев папа Римский; святителя — Николая Чудотворца знают и помнят во всем мире, его почитают даже в некоторых направлениях ислама. Вместе с тем некоторых святых знают только узкие специалисты — историки и ре­лигиоведы. Е.Е. Голубинский приводит список около 200 святых, праздно­вание которых официально когда-то объявлено, их имена внесены в свят­цы, но реальное празднование в настоящее время не совершается17.

В истории канонизации святых в Русской православной церкви выделя­ется пять периодов:

а)     время от Крещения Руси и до Макариевских соборов. За этот период в
Месяцеслов Русской церкви, который она восприняла от Церкви константи­
нопольской, попадает память 68 святых подвижников, которым было уста­
новлено общецерковное и местное почитание;

б)     Макариевские соборы 1547 и 1549 гг. — это время подведения итогов
без малого шестивекового периода истории Русской православной церкви.
Плодом деятельности Соборов явилась одновременная канонизация 39 рус­
ских святых;

в)     время от Макариевских соборов до учреждения Святейшего Синода.
Вторая половина XVI и весь XVII в. являются наиболее плодовитыми по
канонизации русских святых — в святцы было внесено до 150 новых имен
святых, память которых была либо общецерковной, либо местночтимой;

г)      с учреждения Святейшего Синода (1721) до Собора 1917 г., восстановив­
шего патриаршество, к общецерковному почитанию прославлено 11 подвиж­
ников. Также в этот период осуществлена одна большая соборная канони­
зация — святых Киево-Печерской лавры (1762);

д)      современный период начался канонизацией двух подвижников на
Поместном соборе 1917—1918 гг: священномученика Иосифа Астраханско­
го (t 1671) и святителя Софрония Иркутского (tl771). Этот же Собор возоб­
новил празднование Дня Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Уже
во время заседаний Собора Русская православная церковь вступила в новый
период — десятый век своего исторического бытия она ознаменовала
подвигом мучеников и исповедников, число которых, о чем говорить мож­
но с уверенностью, превзошло количеством первые три века бытия Вселен­
ской церкви.

17 Голубинский Е.Е. Указ. Соч. С. 345-370.

Б29

Несмотря на тяжелые условия жесткого контроля за всеми сторонами деятельности Церкви в эпоху гонения, она и в это время осуществила ряд канонизаций. По прошению Японской Православной Миссии в 1970 г. был прославлен равноапостольный Николай, святитель Японский, а по проше­нию Американской Православной Церкви в 1977 г. был прославлен равно­апостольный Иннокентий, митрополит Московский. Ряд русских святых был прославлен другими Поместными Церквами, и имена этих подвижни­ков были внесены в Месяцеслов Русской Православной Церкви: в 1962 г. — праведный Иоанн Русский, в 1970 г. — преподобный Герман Аляскинский18.

В целом Русская православная церковь располагает очень значительным числом святых, прославивших ее деяния в разные периоды истории. В XVI в. были канонизированы 39 русских святых, в XVII в.—150; в XVIII—XIX вв., в период общего ослабления активности церковной жизни в России, канони­зации были крайне редки; в XX в. канонизировано 860 православных муче­ников. Святые прославляются через написание икон, создание житий, цер­ковных служб и молитвословий.

ПРОЦЕДУРА КАНОНИЗАЦИИ

Обязательным атрибутом приобщения клику святых является канони­зация, которая опирается на целый ряд зримых доказательств: исцеления и чудотворения, достойная и святая жизнь, народное признание святости прославляемого, нетленность мощей. После смерти святого к нему осуще­ствляются многочисленные паломничества. Паломничество к святым и свя­тым местам выступает несомненным признаком их святости в христианстве, буддизме и исламе.

Канонизация святых — это продолжающаяся исторически длительное время социокультурная практика, которая отвечает религиозным требова­ниям и проводится делегированными для нее представителями церкви. Канонизация существует много веков, включает несколько инструменталь­ных процедур, обычаев и обрядов, которые выполняют специальные орга­ны церковного управления, в частности Архиерейский Юбилейный Собор Русской Православной Церкви по представлении материалов Синодальной комиссией по канонизации святых19. Так, например, в ходе юбилейных тор­жеств 30 июля 2004 г. в Серафимо-Дивеевском монастыре (Нижегородская губерния) состоялось освящение Казанского храма и прославление в лике святых блаженных Дивеевских стариц. Синодальная комиссия по канони­зации святых определила причислить к лику святых Христа ради юродивых, благодатию Божией прославленных, блаженных стариц Пелагию Дивеевс-кую, Параскеву Дивеевскую и Марию Дивеевскую для местного церковно­го почитания в Нижегородской епархии.

Термин «канонизация» (от лат. canonisatio) есть латинизированная транс­крипция греческого глагола kanonizein — «определять, на основании правила узаконять», был введен в оборот западными учеными-богословами доволь-

18 Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru).

" В 1999 г. Синодальной Комиссией по канонизации святых выпущена книга «Канонизация святых в XX веке». В ней помещены важнейшие церковные документы, которые стали результатом раз­носторонней работы Синодальной Комиссии за период ее существования.

630

но поздно. В Греческой Церкви этому термину адекватной аналогии нет, по­этому в подобных случаях там использовалось словосочетание «причтение к лику святых» или «вмещение, вчинение в лик святых».

Основными условиями прославления святых во все времена было про­явление подлинной освященности, святости праведника. Свидетельством такой святости могли быть:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и пропове­ди святого Евангелия.

2. Мученическая смерть за Христа или истязание за веру Христову.

3. Чудотворения, совершаемые свя­тым по его молитвам, или от честных его останков-мощей.

4. Высокое церковное первосвяти-тельское и святительское служение.

5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

6. Добродетельная, праведная и свя­тая жизнь, не всегда засвидетельство­ванная чудотворениями.

7. В XVII в., по свидетельству Кон­стантинопольского Патриарха Нектария, три признака признавались условиями присутствия истинной святости в людях:

а) православие безукоризненное;

б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние
за веру даже до крови;

в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почи­тание его народом, иногда еще при жизни.

Определенное значение в вопросе канонизации имели мощи. По учению Православной Церкви, мощами святых являются как полностью сохранивши­еся (нетленные мощи), так и отдельные частицы от тел про­славленных от Бога праведников. Чудотворения от мощей в практике Русской Православной Церкви часто было началом прославления святого. Однако мощи святых нередко извлека­лись из земли уже после канонизации, из чего можно заклю­чить, что наличие святых останков оставалось лишь одним из сопутствующих обстоятельств прославления святого2".

Если кратко, то основными критериями канонизации под­вижников веры в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения.

Свои заключения Комиссия представляет либо Святейше­му Патриарху, либо Святейшему Патриарху и Священному Синоду, Архиерейскому или Поместному Собору. Согласно Уставу Русской Православной Церкви прославление подвиж-

Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru).

Б31

ника к почитанию как местночтимого святого осуществляется с благосло­вения Святейшего Патриарха, к почитанию как общецерковного святого — решением Архиерейского или Поместного Собора. Канонизация святых существует много веков, включает — если учитывать все религии, страны и эпохи, — более сотни инструментальных процедур, обычаев, обрядов и ка­нонических актов, которые выполняет специальный штат церковных иерар­хов. Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему Преосвященному. Архиерей на ме­сте собирает необходимый исторический материал и свидетельства о свято­сти подвижника, проводит исследование вопроса и свои выводы, результа­ты работы представляет либо Святейшему Патриарху, либо непосредствен­но в Комиссию.

Сама Синодальная Комиссия по канонизации святых с инициативой прославления того или иного подвижника не выступает. Правящий Прео­священный, кроме своего прошения о прославлении подвижника в лике свя­тых, высылает материалы, свидетельствующие о святости человека. Им пред­ставляется подробное жизнеописание подвижника, где отображается во всей полноте подвиг веры. Присылаются документы, на основании которых было составлено жизнеописание: все архивные копии, медицинские свидетель­ства исцелений, свидетельства архипастырей, пастырей и мирян о благоче­стивой жизни и благодатной помощи подвижника, явленной при его жиз­ни и (или) по смерти. Особо тщательно требует освещения вопрос о почи­тании подвижника народом. Подготовленные материалы затем тщательно проверяются на местах с благословения Правящего архиерея. Церковь по­читала страдальца мучеником только тогда, когда имелось полное убежде­ние, что человек не оступился во время мученического подвига, а совершил его в единстве с Церковью, всецело предавшись в руки всеспасительного Промысла Божия.

При канонизации новомучеников XX в. учитывались мученические акты: это материалы уголовно-следственных дел, по которым несправедливо были

осуждены иерархи, священнослужители, монашествующие и миряне. К житию мученика или исповедника Правящий архиерей должен приложить копии архи­вных следственных дел, по которым под­вижники были осуждены, а именно: ан­кета арестованного, все протоколы доп­росов и очных ставок (если таковые проводились), обвинительное заключе­ние, приговор тройки, акт о приведении приговора в исполнение или другой до­кумент, удостоверяющий время, место и обстоятельства смерти подвижника. Кроме архивов репрессивных органов большой интерес представляют матери­алы различных фондов: духовных учеб­ных заведений, клировые ведомости, ма­териалы комиссий по культу (в ведение которых входила регистрация, открытие

632

и закрытие храмов) и многие другие21. Сбор материалов лишь по одному кандидату может занимать много лет.

Причисление к лику местночтимых святых требует: 1) соборного реше­ния об этом епископа, клира и мирян епархии; 2) рассмотрения материалов, представленных епархией, Комиссией Священного Синода по канонизации святых; 3) в случае одобрения Комиссией — утверждения Святейшим Пат­риархом. Материалы, предоставленные для канонизации, тщательно изуча­ются с тем, чтобы после прославления не обнаружилось каких-либо фактов из жизни святого, порочащих его, и не пришлось бы совершать обратный

акт деканонизацию.

За примером обратимся к истории Византии. Император Лев IV был дваж­ды женат, жен своих — Феофанию и Зою — любил, но рано их потерял: они умерли. Император их канонизировал личным указом — в Византии такое, как ни странно, было возможно. Однако почитание Зои не удержалось. Церковь и население отторгли его, а Феофанию почитают до сего времени: она была женщиной доброй и милосердной, бла­гочестивой христианкой и, кстати, очень страдала от своего мужа. В Византии справедливость канонизации всегда проверялась путем простого обычая: удер­жалось почитание или нет.

Канонизация совершается на основании положения: «три вещи призна­ются свидетельствующими об истинной святости в людях: 1) православие без­укоризненное; 2) совершение всех добродетелей, за которыми следует проти­востояние за веру даже до крови; 3) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес». В древней церкви канонизации как таковой не было. Цер­ковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его па­мяти. Никаких особых доказательств святости не требовалось: она была оче­видна. Доказательства эти стали необходимы значительно позже. Главным из них и в Западной и в Восточной церкви считалось чудотворение (преимуще­ственно посмертное, на могиле подвижника). Вообще же, как писал Г.П. Фе­дотов, основания для церковной канонизации были и остаются: 1) жизнь и подвиг святого, 2) чудеса и 3) в некоторых случаях нетление его мощей22.

Решение о канонизации общецерковного святого принимается только Собором или Синодом, а местночтимого — архиереем данной епархии. Дру­гие субъекты не вправе принимать решения о всеобщем почитании святого. Важно помнить, что акт канонизации носит отчасти условный характер. Найдется огромное множество людей, проживших святую жизнь или закон­чивших ее мученическим подвигом, однако не причисленных официально к лику святых (даже на уровне местночтимых), хотя их имена могут быть широко известны (например о. Павел Флоренский или о. Александр Мень). В то же время существует, наверное, немало и тех, кто был канонизирован не по заслугам, скажем, в силу конъюнктурных соображений.

Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru). 22 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

633

С социологической точки зрения, канонизация святых — один из важней­ших социальных и культурных институтов в рамках христианства, благода­ря которому в сообществе верующих утверждаются непреходящие мораль­ные ценности, нормы высоконравственного поведения, образцы святости, на которые должно ориентироваться все население.

Помимо того, и для социолога это особенно важно, институт святых легитимизирует существующую в сообществе верующих стратификацию благости, так как святые — это, по существу, меньшинство избранных, ко­торые заслужили самый высокий чин благодаря особому образу жизни, цен­ностным ориентациям и формам героического поведения. Память святого празднуется в день его кончины, иногда в день открытия (обретения) или перенесения его мощей (останков тела, иногда не подверженных тлению).

Со времени Урбана VIII в католицизме сложилась двухступенчатая про­цедура приобщения клику святых. Первая ступень — беатификация, кото­рая совершается по представлению епископа, затем следует проверка заслуг кандидата перед церковью и утверждение его кандидатуры конгрегацией обрядов, а затем папой. В итоге кандидат признается блаженным, почитание которого допускается в пределах определенной епархии или ордена. Вторая ступень — канонизация. Она совершается по представлению папы. Канди­дат в святые должен быть обязательно беатифицирован, сама же процедура канонизации сходна с предшествующей. В результате кандидат признается святым, почитание которого допустимо уже всей церковью23.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!