ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗРЕНИЯ



В средние века за стенами монастырей не только сосредоточивалась вся умственная культура. Монастыри выступали единственным учреждением общественного призрения. Там создавались приюты для беспризорных де­тей и нищих, больницы для бедных, богадельни для престарелых и инвали­дов, госпитали для раненых, мастерские и т.д. В свое время Петр I издал так называемое «Объявление», по которому монастыри выполняли две функ­ции: первая — «служить нищим, престарелым и младенцем», вторая — ду­ховная.

Общественное призрение (призревать — значит опекать) заключается в устроении пристанища для старых, бедных, больных, вдов и сирот. Докумен­тально засвидетельствовано, что система общественного призрения стала складываться в XI в., когда на Руси появляются первые православные мо­настыри, которые и стали центрами «благотворения». Киево-Печерский, получивший позднее статус лавры, монастыри Волыни, Владимира, Ростов­ской земли в течение нескольких веков, получая княжеские и боярские по­жертвования, использовали их для общественного призрения.

Попечительством о бедных, больных, бездомных отличались великие рус­ские князья, начиная с княгини Ольги. Ее доброта к немощным и неиму­щим красной нитью проходит через многие летописи. Важное значение имел Устав князя Владимира (996), который определил общественное призрение как одну из основных функций государства. Он стал основанием для устройства благотворительных учреждений в России вплоть до XVIII в. Ус­тав князя Владимира опирался на правила и законы Православной греческой церкви, «Правила поместного Собора» (347): «Епископы должны суть помогать сиротам и вдовицам; вдовицы и нищие, и пришельцы странны и от церкви да питаются, и всякое угодие да приемляют». Князь Владимир открывает, по примеру своей бабушки — княгини Ольги, ряд богаделен и странноприимных домов в Киеве, сооружает церковь во имя Пресвятой Богородицы, ставшую приютом всех страждущих. Из своей казны он пове­лел при этой церкви кормить убогих, странных, сирот и вдовиц.

709

В период княжения Ярослава Мудрого расцвела древнерусская монастыр­ская медицина, гордость которой являются преподобные Антоний, Доми-ан, Феодосии Печерский.

ФЕОДОСИИ ПЕЧЕРСКИЙ (ок. 1030-1074), древнерусский писатель, игумен Киево-Печерского монастыря с 1062 г.; первым ввел на Руси монастырский (Студитский) устав. Влиятельный политический дея­тель. Автор поучений и посланий.

Преподобный Феодосии для приюта нищих, слепых, хромых и прокажен­ных построил близ своего монастыря (Киево-Печерской лавры) дом с цер­ковью во имя святого Стефана и выделял на его содержание десятую часть всех монастырских доходов. Князь Черниговский Николай Давыдович (XII в.) построил в Киеве больничный монастырь.

В основном благотворительность в широких масштабах была свойственна монастырям, основанным представительницами великокняжеской семьи — Киевскому Покровскому монастырю, основанному Александрой Петров­ной — правнучкой Павла I, знаменитой Марфо-Мариинской Обители ми­лосердия Елизаветы Федоровны и др., а также тем монастырям миссионер­ским, которые поддерживались императором и его семьей. Такими были православные женские монастыри на территории Польши: Леснинский, Вировский. При монастырях организовывались школы и для мальчиков, и для девочек, больница для приходящих больных, приют, различные мастер­ские. Кроме того, сестры занимались огородничеством, пчеловодством, са­доводством. Однако большая часть монастырей просто не имела финансо­вой возможности вести благотворительную деятельность в широких масш­табах. Поэтому, как минимум, в монастыре устраивалась богадельня.

Врезка

В . Полупанов Молодой монах

Подмосковный городок Клин известен своими приходами и православными традициями. Там диакон Андрей Кураев собирается выступить перед горожанами на тему «Православие и сек­ты». Мы направляемся туда. По дороге священни­ки беседуют между собой на богословские темы. - Что такое современное монашество? Отец Анатолий : Это усиленное подтверждение христианских обетов, самоотречение и посвяще­ние себя Богу. Монах может жить и не в монасты­ре, а просто при каком-нибудь храме. Раньше при­ходили на послушание к опытному духовнику, отдавая ему свою волю, а сегодня старшее духо­венство занято административными делами, вос­станавливая храмы и монастыри, поэтому настав­ничеством занимается постольку-поскольку. Отец Андрей : Монашество — это практика, по книжкам ему научиться нельзя. Надо пожить ря­дом со святым человеком, принять его душу в свою. Так было и в Оптиной пустыни у знаменитых оптинских старцев. Сегодня этого в России нет.


- Действительно ли в нашей стране за годы совет­ской власти истреблено поколение православных монахов?

Отец Андрей : До конца монашеская традиция не была уничтожена. В советское время столицей русского православного монашества были горы Аб­хазии, где сотни людей жили либо поодиночке,

либо по 2-3 человека. Питались, действительно, чем Бог пошлет, и молились. Мне рассказывал мой знакомый, отец Артемий, лет 15 назад он попытал­ся со своим братом наобум найти этих старцев. В одной деревушке ему рассказали, что на высо­кой горе жила одна монахиня. Старушка из посел-

710

Современные православные монастыри наряду с богослужебной, под­вижнической, просветительской и хозяйственной деятельностью ведут широкую благотворительную работу. Примером может служить, в частно­сти, Казанский девичий монастырь (г. Калуга), который через миссию «Пра­вославный самарянин» организует бесплатные соборование, крестины, при­чащение, освящение жилья, отпевание в монастырском храме, на дому, в больницах, Доме престарелых, детских санаториях и приюте и других мес­тах, ухаживает за инвалидами, участвует в работе с тюрьмами и исправитель­ными учреждениями. Инвалиды и неимущие, которые обращаются за по­мощью в монастырь, получают небольшую денежную помощь, продукты питания, горячий обед. Кроме того, им передаются вещи, инвалидные ко­ляски, игрушки, лекарства, полученные по линии гуманитарной помощи. Особое внимание уделяется детям: регулярное причащение в детских сана­ториях, детском доме, приюте, бесплатные крестины детей-сирот и детей из малоимущих семей, освящение детских учреждений, причащение и креще­ние детей в детской областной больнице, интернате для слабослышащих детей, крещение младенцев в реанимационном отделении роддома и т.д. В Калуге открыт детский приют «Надежда», где воспитываются дети из не­благополучных семей. Свято-Введенский Толгский женский монастырь под Ярославлем существует 700 лет; во все времена он был прибежищем и уте­шением скорбящих, болящих, немощных, обездоленных. Монастырь час­то посещают воскресные школы из многих городов России, он заботится о судьбе детей-сирот из «Дома малютки», о находящихся в больницах и тюрь­мах, безработных и нищих. Богоявленско-Анастасиин женский монастырь (г. Кострома) основан в 1426 г. С 1864 до 1917 г. здесь велась огромная про­светительская и социальная деятельность — существовали приют для дево­чек-сирот, богадельня, аптека, лечебница и другие учреждения. После ре-

ка одно время носила ей хлеб. Но уже лет 8, как не ходит. Пошли они на эту гору, видят хибару, за­росшую крапивой в человеческий рост, — дом явно нежилой. Примяли ногами крапиву, открыли дверь. Внутри лежит очень старенькая монахиня. «Как же вы живете, матушка?» — спросили они ее. «Молитвами, — отвечает она. — !Ъсподь дал — родник рядом течет». — «А что же вы едите?» — «Одна женщина носила мне хлеб, но уже несколь­ко годков не ходит. Н как одна осталась, попроси­ла юспода: «Старая стала, ноги не ходят, дай мне крапивы, уж больно я люблю ее». Вот она и вырос­ла перед дверьми». - Это что-то из области чудес... Отец Андрей : Наоборот. Это естественные вещи. Если хотите, Церковь живет в атмосфере чудес. Незаметно мы добрались до места назначения. Здесь нас встречает молодой монах отец Тихон (Сергей Полянский), который 2 мес. назад принял монашеский постриг. У него приветливый, откры­тый взгляд, манера говорить нараспев. Отцу Ти­хону всего 21 год, но он уже студент двух вузов сразу: 4-го курса исторического факультета Твер­ского университета и 1-го курса Московского Бо-


гословского института. Сам он из Клина, родите­ли живут недалеко от храма. Вечером, когда мы сидим в уютном кабинете на­стоятеля, пытаюсь выяснить, как пришел он к мо­нашескому образу жизни.

Отец Тихон : Человек приходит в храм навсегда тогда, когда он приходит не из-за трагедии в жиз­ни, а потому, что Господь позвал. Само слово «инок» означает «иной», «иная жизнь». Ведь не случайно при пострижении монах наделяется другим именем — это знак начала иной, новой жизни. Безусловно, дистанцирование должно быть. Священник всегда на виду. Малейший его грех бросается в глаза и приобретает гипертро­фированные формы. А внутренняя жизнь истин­но верующего человека остается вне поля зре­ния. Нужно пожить этой жизнью самому, чтобы понять хоть что-нибудь.

Узнав, что я собрался писать о монахах, он вни­мательно посмотрел в мою сторону и произнес: «Лучше не пишите. Монах потому и уходит из мира, что хочет быть один. В душу свою он нико­го не допустит, кроме Бога». Источник : Аргументы и факты. 1994. № 17

711

волюции 65 лет обитель не действовала; в 1991 г. она вновь открылась и про­должает путь социального служения людям, создав в 1993 г. Детский приют имени св. праведного Иоанна Кронштадтского для детей-сирот и детей, брошенных родителями. Принятые дети оказались с различными заболева­ниями, но сегодня они могут самостоятельно выполнять работы по уходу за собой, учатся в пяти профильных классах, проходят курсы обучения шитью, домоводству, кулинарии. В приюте организован медпункт для детей, обо­рудован специализированный изолятор для больных, благоустроенная спальня, прекрасная игровая комната со множеством игрушек, дидактиче­ских развивающих игр, красок, каранда­шей. Монастырские сестры, имеющие педагогическое и музыкальное образова­ние, уделяют детям все свое внимание. С 1991 г. в монастыре существует богадель­ня на 40 человек для престарелых и ин­валидов, а также людей с психическими заболеваниями. В настоящее время в мо­настыре 100 сестер проходят монашес­кие послушания, трудятся в Детском приюте, в Богадельне, восстанавливая и продолжая многовековые традиции мо­настыря.

Социальной и благотворительной де­ятельностью более активно занимаются христианские монастыри, где братия не­устанно трудится, зарабатывает на жизнь и ведет свое хозяйство, и менее активно буддийские монастыри, деятельность которых сконцентрирована на созерца­нии и поддержании чистоты веры, а мо­нахи не трудятся, а просят подаяния. Христианские монахи выполняли тыся­чи самых разных социальных функций, которые в средние века, как утверждает Л. Мулен26, никто больше не мог взять на себя. Помимо того они играли определенную роль и в поддержа­нии самой веры.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!